Тьерри Мейсан

Саудовская Аравия взялась без посторонней помощи осуществить катарский план свержения светской власти в Сирии. Эр-Рияд, по-видимому, неспособен смириться с внезапным уходом со сцены США и он не только не принимает российско-американское соглашение, но продолжает войну и заявляет о мерах возмездия и наказании Соединённых Штатов. По мнению Тьерри Мейсана это упрямство равносильно коллективному самоубийству правящего клана Саудов.



Дамаск | 28 октября 2013



Брошенная Соединёнными Штатами в войне против Сирии, не уничтожит ли Саудовская Аравия сама себя, не имея возможности одержать победу? Такой вывод напрашивается при анализе следующих событий.

31 июля 2013 года принц Бандар Бен Султан совершил поездку в Россию, где он был принят не только своим коллегой - руководителем службы госбезопасности, но и президентом Путиным. Существует две версии в отношении этой встречи. Бандар выступал не только от имени Саудовской Аравии, но и от имени Соединённых Штатов. Он обещал закупить российскую военную технику на 15 миллиардов долларов в обмен на согласие Москвы сменить власть в Сирии. Потом он высокомерно угрожал России, заявляя, что направит джихадистов в Сочи, чтобы сорвать Олимпийские игры, если Москва будет продолжать поддерживать светскую власть Дамаска, и пытался даже подкупить Москву. Правда это или нет, но президент Путин воспринял предложения своего собеседника как нанесённое России оскорбление.

30 сентября принц Сауд Аль-Фейсал должен был выступить с речью на 68 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, однако придя в ярость от потепления американо-иранских отношений, саудовский министр Иностранных дел уехал не извинившись. Он до такой степени разозлился, что запретил распространить свою речь среди делегаций, хотя она была подготовлена и напечатана заранее.


11 октября заместитель Генерального Секретаря ООН и бывший руководитель Государственного Департамента по Ближнему Востоку Джеффри Фельтман принимал ливанскую делегацию. От имени г-на Бана, но не исключено, что и от имени президента Обамы, он, не щадя выражений, критиковал саудовскую внешнюю политику, основанную на «обидах» и неспособную приспосабливаться к изменяющемуся миру.

18 октября Генеральная Ассамблея 176 голосами из 196 проголосовала за принятие Саудовской Аравии в качестве непостоянного члена Совета Безопасности сроком на 2 года, начиная от 1 января 2014 года. Посол Абдалла Аль-Муаллеми приветствовал эту победу, которая знаменует собой «эффективность саудовской политики, отличающейся умеренностью» (именно так!). Однако несколькими часами позже принц Сауд Аль-Фейсан опубликовал коммюнике о недееспособности Совета Безопасности и отказе королевства от членства в нём. Хотя основной темой был вопрос по Сирии, министр позволил себе роскошь коснуться палестинского вопроса и оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, указав, что нарушителями спокойствия являются одновременно Иран и Израиль. Ясно, что критиковать политику ООН по Сирии, значит напрямую обвинять Россию и Китай, которые три раза воспользовались правом вето, поэтому это коммюнике было оскорблением для Пекина, при том что сегодня Китай является главным покупателем саудовской нефти. Этот резкий поворот ввёл всю Организацию в оцепенение, но был шумно поддержан президентами Турции и Франции, которые заявили, что разделяют озабоченность Саудовской Аравии в отношении Сирии.
21 октября газета Wall Street Journal сообщила, что принц Бендар Бен Султан принял у себя дома представителей посольств европейских стран в Эль-Рияде. Глава спецслужб видимо поведал им о ярости, охватившей страну после наметившегося ирано-американского сближения и прекращения военного участия США в Сирии. Застигнутым врасплох гостям он заявил, что в отместку королевство вернёт из Америки свои долларовые вложения. Возвращаясь к эпизоду о членстве в Совете Безопасности, газета подтвердила, что, по словам принца Бандара, коммюнике направлено не против Пекина, а против Вашингтона – уточнение, интересное тем, что оно не соответствует действительности.
Столкнувшись с недоверием, вызванным этими заявлениями, и успокаивающими комментариями Госдепа, принц Турки Бен Фейсал заявил агентству Reuters, что слова его личного врага Бандара ко многому обязывают королевство и что новая политика не будет подвергаться сомнению. Следовательно, нет вопроса о разделении власти между двумя соперничающими группами правящего клана, судайритами и шураимами - теперь у них общая позиция.
В итоге, Саудовская Аравия обвинила Россию в июне, Китай две недели назад, а теперь и Соединённые Штаты. Королевство заявляет, что оно выведет свои инвестиции из Америки и возможно повернётся лицом к Турции и Франции, хотя ни один эксперт не видит, как это будет возможно. Такому ходу может быть два объяснения. Либо Эль-Рияд притворяется разгневанным с тем, чтобы побудить Вашингтон продолжать войну в Сирии, не беря ответственность на себя, либо клан Саудов совершает политическое самоубийство.
Первая гипотеза на первый взгляд противоречит встрече Бандара с послами европейских стран. Если бы он действовал исподтишка против Соединённых Штатов, он не стал бы проповедовать революцию перед их союзниками.
Вторая гипотеза напоминает поведение верблюдов – культового животного саудовских бедуинов. Считается, что они держат обиду в течение нескольких лет и не находят покоя до тех пор, пока не отомстят, что бы это им ни стоило.
Между прочим, судьба Саудовской Аравии была поставлена на кон после назначения Джона Бреннана на пост главы ЦРУ в 2013 году. Проработав в Аравии, он стал решительным противником механизма, созданного его предшественниками вместе с Эль-Риядом: международного джихадизма. Г-н Бреннан считает, что эти комбатанты хорошо показали себя в Афганистане, Югославии и Чечне, но теперь их стало слишком много и они неуправляемы. Изначально это были несколько арабских экстремистов, приехавших повоевать против Красной Армии, а теперь это настоящее скопление разношёрстных групп, рассредоточенных от Марокко до Китая, и воюют они, в конечном счёте, за торжество саудовской общественной модели, а не ради того, чтобы свести счёты с противниками Соединённых Штатов. Ещё в 2001 году США задумали устранить Аль Каиду, свалив на неё ответственность за теракты 11 сентября. Однако после убийства Уссамы Бен Ладана в мае 2011 года они решили реабилитировать эту систему и широко использовали её в Ливии и Сирии. Без Аль Каиды Муаммар Каддафи не мог бы быть свергнут, и сегодня это подтверждается тем, что военным правителем Триполи назначен Абделькадер Белхай – второе лицо в этой организации. Как бы то ни было, по мнению Джона Бреннана международный джихадизм должен быть сведён к минимуму и сохраниться как сила, поддерживающая ЦРУ в отдельных случаях.
Но джихадизм не только наиболее эффективная сила Саудовской Аравии, армия которой разделена на две части, подчинённые двум кланам династии Саудов, но и единственный смысл её существования. Вашингтон больше не нуждается в королевстве ни для обеспечения себя углеводородами, ни для защиты дела мира вместе с Израилем. Отсюда возвращение в Пентагон старого плана неоконсерваторов: «Изгнать Саудов из Аравии» по названию доклада, представленного в июле 2002 года политсовету министерства Обороны. Этот план предусматривает разделение страны на пять обособленных зон, три из которых должны образовать независимые друг от друга государства, а две другие должны быть подчинены США.
Встав на путь неповиновения , клан Саудов не оставляет Соединённым Штатам никакого выбора. Маловероятно, что Вашингтон согласится действовать под диктовку нескольких разбогатевших бедуинов. Скорее всего, он утихомирит их. В 1975 году они не колеблясь покончили с королём Фейсалом. Не исключено, что на этот раз они будут ещё свирепее.

Перевод
Эдуард Феоктистов

Источник
Al-Watan (Сирия)