21/02/2024г.



На грани критических провокаций


В последние (https://daily.hse.ru/storage/f7f3c05...e243bda232.jpg) дни вокруг операции Израиля в секторе Газа наблюдается череда провокационных ходов.


Израильское руководство, несмотря на международное противодействие и даже угрозы разрыва ключевых договоров со стороны соседних государств, все же утвердило (https://www.vedomosti.ru/politics/ar...n-hamas-v-gaze) план по началу операции в районе лагеря Рафах на границе с Египтом. При этом, особо подчеркивается, что операция должна начаться до начала священного для мусульман месяца Рамадан (10 марта 2024). Это является очередным вызовом мусульманским государствам и арабской улице, для которой символизм религиозных дат имеет существенное значение. Весьма вероятно, что в таком случае в ответ на такую операцию Израиля будет усилено давление на американские силы (как союзника Израиля) в Ираке и Сирии. Это означает, что Израиль не теряет надежды втравить Иран (как наиболее остро реагирующее государство) в большой международный конфликт.


Одновременно Израиль заявил (https://centralasia.media/news:2067177), что выступает против «одностороннего признания Палестины в качестве суверенного государства». Правительство Израиля единогласно приняло резолюцию, отвергающую «диктат» по признанию палестинского государства. В резолюции указано, что одностороннее признание Палестины невозможно после 7 октября. Этот шаг предпринят после того, как в январе Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Египет и Иордания выступили с инициативой по урегулированию ситуации вокруг Газы. Ключевым пунктом арабского плана стало создание единой Палестины и ее признание Израилем. Таким образом, Израиль дал понять, что не намерен допускать выхода из сложившегося кризиса путем создания суверенной Палестины. Это еще более напрягает ситуацию.


При этом стоит отметить, что в Москве ведется (https://ria.ru/20240221/vstrechi-1928751769.html) переговорный процесс по будущему государства Палестина. С 28 февраля по 2 марта этого года ожидается визит в Москву руководителей всех палестинских группировок, в том числе ключевых (ХАМАС и ФАТХ), для выработки общей стратегии создания единого палестинского правительства, что может стать ключевым фактором в вопросе признания государства Палестина. Очевидно, что этот шаг как раз и побудил Израиль к принятию заявлений о недопустимости одностороннего признания Палестины и давления на Израиль.


Ну и самой громкой, наверное, историей стало заявление президента Бразилии Лулы да Сильвы о событиях в секторе Газа. Во время поездки в Эфиопию бразильский лидер сравнил (https://radiosputnik.ru/20240218/lula-1928100227.html) действия армии Израиля в секторе Газа с преступлениями лидера нацистской Германии Адольфа Гитлера в годы Второй мировой войны. Такие сравнения всегда были для Израиля предметом острой реакции, что произошло и сейчас.

Практически моментально против заявления да Сильвы высказались все политики Израиля, в отношении него было принято (https://ria.ru/20240219/braziliya-1928296730.html) решение об объявлении персоной нон-грата (что для лидеров государств встречается не часто).

В ответ Бразилия отозвала (https://ria.ru/20240219/posol-1928329008.html) своего посла из Тель-Авива. Гипотетически продолжение конфликта вполне может привести и к временному разрыву дипломатических отношений.



Наконец, очень показательная информация появилась (https://www.rbc.ru/economics/20/02/2...446e?from=copy) недавно о состоянии экономики Израиля. Экономика Израиля в последнем квартале 2023 упала на 19,4% в годовом исчислении по сравнению с предыдущими тремя месяцами на фоне начавшейся войны с ХАМАС. Спад связывают с призывом резервистов и эвакуацией граждан. Ранее я уже писал о том, что одним из самых больших вызовов для Израиля являются даже не потери в армии Израиля, а состояние экономики, которая в условиях мобилизации более 400 тысяч резервистов оказывается под ударом негативных экономических факторов.


Почему эти факты важны? В международных отношениях истерика и провокация происходят тогда, когда другие аргумент исчерпаны. Конфликт в Газе и вероятность ближневосточного конфликта столь негативно влияет на мировую экономику и политику, что все готовы пойти на более резкие и оттого опасные шаги. Эскалация конфликта неизбежна. Выход из него не очевиден. Но его придется найти.

https://t.me/SMM_tmax/510