-
05.08.2013, 18:59
bitly
#1
Два года без полковника
05 августа 2013, 13:48 Алексей Аликин
Арабист Гумер Исаев рассказал «Русской планете», как «свободная Ливия» скатилась в хаос и межплеменную вражду
В октябре 2011 года на задворках Сирта был убит полковник Муаммар Каддафи, стоявший во главе Ливии более 40 лет. Это стало заключительным аккордом кровавой гражданской войны, после которой международное внимание к ливийским проблемам резко ослабло. «Русская планета» поговорила с директором Санкт-петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумером Исаевым о том, что происходит в этой североафриканской стране почти через два года после смерти Каддафи
— Давайте начнем с того, какой на сегодня расклад сил в новой Ливии, возникшей после свержения режима Муаммара Каддафи. Насколько успешно она переживает постреволюционный период?
— Сейчас сложно говорить о Ливии как о едином целом. Да, формально она продолжает существовать на бумаге как единое государство. У нее есть все атрибуты суверенной державы, необходимые институты власти и даже парламентские выборы. Но, по сути, сегодняшняя Ливия близка к той категории государств, которые называют failed state. Это еще не сомалийский вариант, хотя модель единой ливийский нации, возникшей при Каддафи, откатывается обратно к неформальному союзу племен, который существовал до его прихода.
— А как же ливийское королевство во главе с королем из суфийского ордена Сенусийя? Известно, что сенуситы-роялисты активно участвовали в борьбе с Каддафи и имели планы по возрождению монархии после победы.
Гумер Исаев. Фото: личная страница Вконтакте
Ливийское королевство было весьма слабым образованием, его нельзя сравнивать с европейскими державами или даже соседними монархиями Персидского залива. Ливия стала складываться в действительно неделимое государство уже после переворота Каддафи.
Роялистские и сепаратистские элементы достаточно жестко подавлялись в Ливийской Джамахирии. И хотя какая-то часть населения может испытывать романтические монархистские чувства, сейчас просто не существует легитимной фигуры, которая смогла бы «оседлать» подобные настроения.
Это вообще беда сегодняшней Ливии: после ухода Каддафи появились некоторые яркие политики, но так и нет ни одного ливийского «Че Гевары», способного его заменить в роли лидера нации.
— Хорошо, а что насчет других политических движений? в 2012 году в стране успешно прошли выборы в парламент: что можно сказать о них?
— Там существуют две основные силы. Прежде всего Альянс национальных сил — их называют либералами, но это не совсем верно, просто они более светские на фоне другой партии. Партия справедливости и развития — это исламисты, ливийские «Братья-мусульмане».
Понимаете, можно долго рассуждать о балансе сил в ливийском конгрессе, — но важнее то, насколько его влияние распространяется за пределами Бенгази. И что мы видим? Ладно Киренаика (историческая область Восточной Ливии. – РП), в которой всегда были сильны сепаратистские тенденции, но даже маленькие города ведут себя словно удельные княжества.
Сеиф аль-Ислам Каддафи в городе Зинтан. Фото: Zintan Media Center / AP Вот пример: боевики из города Зинтан удерживают одного из сыновей полковника Сеифа аль-Ислама Каддафи, которого пленили в конце гражданской войны. Городок всего в 160 км от Триполи, население – 30 тысяч. И вот власти Ливии требуют выдать аль-Ислама для суда, на что получают отказ.
— Кстати, что слышно о сторонниках Каддафи? Смогли они снова войти в общественную жизнь после поражения их вождя?
— Ничего похожего на КПРФ в России еще не возникло – слишком мало времени прошло, еще идут расправы над сторонниками Муаммара. Сейчас одного бывшего члена ливийского правительства приговорили к расстрелу. В свое время Каддафи ругали за репрессии против диссидентов, но нынешние власти ведут себя не лучше, хотя мировые СМИ как-то редко стали обращать внимание на то, что происходит в Ливии.
Я слышал дикие истории от наших врачей, которые там работали. Боевики, увидев на врачах медицинские робы зеленого цвета, подумали, что они были одеты, чтобы выразить поддержку Каддафи. До такого абсурда доходило!
— Раз мы заговорили о соотечественниках, не могу не спросить о судьбе россиян, сотрудничавших с прежним режимом и теперь оказавшихся в плену.
— Заложниками смены власти оказались не только россияне, но и белорусы, и украинцы. Мне сложно говорить о точных цифрах, но в общей сложности не менее нескольких десятков граждан России, Украины и Белоруссии находятся в ливийских тюрьмах, некоторые уже получили длительные приговоры за «пособничество» режиму Каддафи.
Хочу особо отметить, что это в основном гражданские специалисты, работавшие по контракту. Я вижу в этом очередной перегиб революционных властей, которые не разделяют наемников, сражавшихся с оружием в руках, и людей, выполнявших чисто технические функции.
К сожалению, у меня очень отрывочная информация о конкретных судьбах: сведения из Ливии сейчас поступают очень дозированно. Я недавно нашел новый ливийский телеканал, его, видимо, спонсируют из Бенгази – там очень умилительная картинка, радостные ливийские жители и общее ликование. Эти кадры – фасад для трагических событий, которые там происходят.
— Если у новых властей есть деньги на телевидение, значит, дела с экономикой обстоят не так плохо? Произошел ли передел нефтяного рынка?
— Больших изменений с внешними компаниями не произошло. Разве что французы получили чуть больший кусок нефтяных месторождений. Ирония заключается в том, что бывшие партнеры Каддафи первые его и бросились бить. Ничего особенного они не выиграли, разве что строительные контракты на восстановление инфраструктуры.
Оружие, захваченное у повстанцев, 7 июля 2011 года Фото: Tara Todras-Whitehill / AP Надо сказать, что в первую очередь стали ремонтировать объекты нефтяной промышленности и электростанции. Это, конечно, большой плюс Ливии – нефть. Доходы от нее помогли Ливии прийти в себя после войны, но других успехов у нынешних властей в области экономики нет.
Возможно, у них появится другая статья дохода. После Каддафи остались внушительные запасы вооружений. Этого ливийского оружия хватит на снабжение нескольких армий точно, если не на всю Африку.
— Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться ситуация: увидим ли мы окончательный распад Ливии на племенные княжества или возможен другой вариант?
— Де-факто Ливия перестала быть единым государством, которым была при Каддафи. На улицах Бенгази идут протестные митинги. В правительстве чехарда – сменился, кажется, третий по счету министр обороны. Ситуация в стране близка к хаосу и напоминает то, что произошло в Ираке. Если отношения между разными племенами не наладятся, то, как я и говорил, возможен вариант Сомали. Сейчас поступают данные о межплеменных стычках, так что не могу исключать сценария, при котором Ливия превратится в набор удельных княжеств без центральной власти.
Регионы, которые «сидят на трубе», будут вполне процветать, а судьбу остальных сложно предсказать.
Русская планета
Последний раз редактировалось Ivanovna; 05.08.2013 в 19:04.
-
Пользователь сказал cпасибо:
Статистика Top 15
Загрузка...
|
Последние сообщения |
|
Загрузка... |
Загрузка...
|
|
|
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и пользователей сайта
Powered by
vBulletin® Version 4.2.3
Copyright © 2024 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.
Content Relevant URLs by vBSEO 3.6.0
Перевод:
zCarot
Текущее время: 04:15. Часовой пояс GMT +4.