материал размещен 28 февраля 2013 в 11:19,
Экс-премьер ливийских повстанцев рассказал о том, как живется «освобожденной» стране
Глава крупнейшей фракции в парламенте Ливии – Альянса национальных сил – Махмуд Джибриль рассказал российским журналистам, с какими проблемами столкнулась постреволюционная Ливия, а также поведал о том, как будут развиваться российско-ливийские отношения. Это первый визит высокопоставленного представителя «новой» Ливии в Россию.
|
Махмуд Джибриль |
|
|
фото: Игорь Субботин |
|
Перемены, которые ожидают Ливию, были главной темой выступления бывшего премьер-министра ливийских повстанцев Махмуда Джибриля. По его словам, прежде, во время правления Муаммара Каддафи, страна переживала период «опустынивания», а ее народ не принимал участия в политической жизни. «В результате чего люди в обстановке допросов, которую насаждал Каддафи в течение десятилетий, стали бояться друг друга. И такая обстановка, конечно, не исчезнет в мгновение ока, поэтому нам нужны изменения, - сказал Джибриль. - Французская революция, например, продолжалась 80 лет. То же самое происходит и в Ливии».
«Сейчас мир смотрит на Ливию с двух точек зрения, - сказал экс-премьер ливийских повстанцев. - С одной стороны, это страна с огромными богатствами, с другой – миру интересно, что могут предложить ливийцы после падения режима Каддафи».
Также Джибриль рассказал о своей недавней встрече с главой российского МИД Сергеем Лавровым. «Это была дружественная встреча. Мы говорили о российско-ливийских отношениях и о том, как можно открыть в их истории новую страницу, которая вернула бы прошлую теплоту». Также во время разговора с главой российского внешнеполитического ведомства обсуждались перспективы возвращения российских компаний в Ливию. Глава «Национальных сил Ливии» пообещал донести до руководящих органов своей страны все, о чем он говорил с Лавровым.
Была затронута тема и новой конституции Ливии. Сейчас, по словам Махмуда Джибриля, государство находится в политическом вакууме. «Однако последнее слово встанет за ливийской улицей, которая должна стать политической силой. Граждане хотят, чтобы революция не пропала даром. И нужно, чтобы новая конституция отвечала всем запросам народа», - подчеркнул парламентарий.
Джибриль
ответил и на вопрос, касающийся граждан Украины, Белоруссии и России, задержанных полтора года назад в Ливии, во время свержения Муаммара Каддафи. «Этот вопрос мы обсуждали с Лавровым, и я считаю, что между нами существует взаимопонимание. Сейчас эта проблема должна решаться законными методами, которые бы гарантировали суверенность Ливии. Но этим вопросом должно заниматься ливийское правительство».
Один из вопросов экс-премьеру ливийских повстанцев касался и смерти Муаммара Каддафи. «Я устал повторять ответ на вопрос относительно убийства Каддафи. Я не говорил, что его убили иностранные государства – я говорил, что существуют многие стороны, которые заинтересованы в убийстве Каддафи. Я могу подтвердить, что у него были связи с президентами разных стран, причем, эти контракты носили характер заговора. Однако было бы лучше, если бы эти секреты умерли вместе с ним».
Джибриль коснулся и темы ливийских беженцев. «Они остаются ливийскими гражданами, - заявил он, - несмотря на то, что многие находятся за рубежом. У них есть законное право вернуться и участвовать в тех процессах, которые происходят в стране, но что касается тех, кто совершал преступления, они должны быть преданы правосудию».
Что касается тех, кто сотрудничал с прежним режимом, то здесь глава «Альянса национальны сил» сказал, что их судьба - это распространенный вопрос для всех революций. «Все зависит от поведения человека, от того, как этот человек относился к своим обязанностям. Но стремление поддержать революцию должно быть основным», - заявил Джибриль.
Напомним, Махмуд Джибриль в свое время занимал пост министра экономики во времена правления Муаммара Каддафи, а после разразившейся в Ливии революции принял на себя роль временного премьер-министра страны. Сейчас Джибриль возглавляет партию «Альянс национальных сил», которая является лидирующей по численности в ливийском парламенте.
материал:
Игорь Субботин