“The New York Times”, США - 23 сентября 2012 г.
"Deadly Attack in Libya Was Major Blow to C.I.A. Efforts"

Вашингтон. Атака в Бенгази, Ливия, в которой погибли посол Кристофер Стивенс и три других американца, нанесла крупное поражение Центральному разведывательному управлению в его усилиях по сбору информации в момент усиливающейся нестабильности в этой североафриканской стране.

Джанлуиджи Герсия/Agence France-Presse - Getty Images
Одежда и мебель свалены в кучу рядом с американским представительством в Бенгази, Ливия, после смертоносной атаки. Среди эвакуированного персонала было около дюжины агентов ЦРУ и контрактников.
Среди более чем двух десятков человек американского персонала, эвакуированного из города после нападения на американское представительство и находящийся неподалёку дополнительный объект, было около дюжины агентов ЦРУ и контрактников, которые играли важную роль в проведении разведки и сборе информации по целому ряду военизированных группировок в городе и его окрестностях.
"Это катастрофическая потеря агентурных данных", - сказал один американский чиновник, работавший в Ливии, он говорил на условиях анонимности, так как ФБР всё ещё расследует это нападение. "Мы лишились глаз".
Среди тех, за кем ЦРУ следило в Бенгази и в восточной Ливии, были боевики "Ансар аль-Шариа", на которых некоторые люди возложили ответственность за атаку, а также подозреваемые члены связанной с Аль-Каидой группы в Северной Африке, известной как "Аль-Каида в исламском Магрибе".
Восточная Ливия борется с сильными противоречивыми потоками, которые агенты спецслужб пытаются тщательно контролировать. Убийство г-на Стивенса вызвало гнев общественности в отношении боевиков, что было подчёркнуто в пятницу, когда тысячи ливийцев вышли на улицы Бенгази, чтобы потребовать разоружения этих группировок. Состав ополчений очень разный; некоторые являются умеренными, другие же - это ультраконсервативные исламисты, известные как салафисты.
"Глубоко укоренившаяся в регионе община салафистов переживает значительные изменения, идут дебаты между течением, которое склонно к политической интеграции, и более воинственной составляющей, которая выступает против демократии", - написал в этом месяце в статье "Борьба за безопасность в Восточной Ливии" Фредерик Уэри, старший политолог в Фонде Карнеги за международный мир, внимательно следящий за событиями в Ливии, и недавно посетивший эту страну.
Оперативные сотрудники американской разведки также помогали контрактникам Госдепартамента и ливийским чиновникам выслеживать ПЗРК, захваченные из бывших арсеналов бывших сил ливийского полковника Муаммара эль-Каддафи; они помогали усилиям по обеспечению безопасности запасов ливийского химического оружия; они также помогали обучать новую ливийскую разведывательную службу, сказали чиновники.
Высокопоставленные американские чиновники признали это поражение в области разведки, но утверждают, что информацию продолжают собирать с помощью целого ряда осведомителей на местах, систем перехвата электронной связи, например, телефонных разговоров, и космических снимков. "США совсем не ослепли в отношении происходящего в Бенгази и в восточной Ливии", - сказал один американский чиновник.
Представители ЦРУ, Госдепартамента и Белого дома отказались прокомментировать это в воскресенье.
В течение нескольких месяцев после начала ливийской революции в феврале 2011 года ЦРУ начало заниматься установлением полноценного, хотя и тайного присутствия в Бенгази - в этом очаге усилий повстанцев по свержению правительства полковника Каддафи.
Хотя Управление сотрудничает с пост-каддафиевской ливийской разведывательной службой, но размер присутствия ЦРУ в Бенгази, судя по всему, удивил некоторых ливийских руководителей. В "Уолл Стрит Джорнал" на прошлой неделе был процитирован заместитель премьер-министра Мустафа Абушагур, который сказал, что он узнал о чувствительных американских операциях в Бенгази только после атаки на представительство, в основном потому, что в аэропорт Бенгази прибыло большое число американцев для эвакуации.
"У нас нет проблем с тем, чтобы делиться или собирать информацию, но наш суверенитет также важен", - сказал г-н Абушагур.
Атака вызвала вопросы об адекватности мер безопасности в двух американских зданиях в Бенгази: американском представительстве, основном дипломатическом здании, где г-н Стивенс и другой американской дипломат погибли от отравления дымом после первоначальной атаки, и в комплексе в полумиле от него, который включает четыре здания на обнесённой невысокой стеной территории.
Из этих зданий сотрудники ЦРУ осуществляли свою секретную деятельность. "Нью-Йорк Таймс" согласилась не сообщать о местах и подробностях этих операций по запросу чиновников администрации Обамы, которые заявили, что раскрытие такой информации может поставить под угрозу будущую секретную деятельность правительства и жизнь американских сотрудников, работающих в опасной обстановке.
В Бенгази оба комплекса являлись временным местопребыванием в беспокойном городе, в котором полно боевиков, и они не предполагались как постоянные дипломатические представительства с интегрированными в них средствами защиты.

Ни у одного из комплексов не было серьёзной охраны, а дополнительное строение не предназначалось для того, чтобы быть "конспиративной квартирой", как сообщалось первоначально в новостях. Два человека из охраны представительства - Тайрон С. Вудс и Глен А. Доэрти, бывшие "морские котики", - были убиты прямо у парадного въезда в особняк. Миномётные снаряды ударили по крыше здания, где пытались укрыться американцы.
Госсекретарь Клинтон Хилари Родэм Клинтон объявила на прошлой неделе о создании контрольной комиссии по расследованию атак. Комиссию возглавит опытный дипломат и бывший помощник госсекретаря Томас Р. Пикеринг.
ФБР отправило своих следователей - многие из них из нью-йоркского регионального отделения - в Бенгази, но их работу, судя по всему, затрудняет шаткая ситуация с безопасностью в городе и тот факт, что они прибыли более чем через день после атаки, согласно высокопоставленным американским чиновникам.
Расследование осложняется, как сказали официальные лица, тем, что многие американцы, эвакуированные из Бенгази после атаки, теперь разбросаны по Европе и Соединённым Штатам. Также неясно, сказал один из чиновников, были ли там вещественные доказательства, которые можно было бы собрать на месте атак.

Следователи и сотрудники разведки концентрируют теперь внимание на возможности того, что атакующие являлись членами "Аль-Каиды в исламском Магрибе" или, по крайней мере, поддерживали контакт с этой группой в течение четырёх часов, прошедших между первоначальной атакой на представительство и второй атакой на другое строение.


Член палаты представителей Майк Роджерс, республиканец от Мичигана, возглавляющий комиссию палаты представителей по разведке, сказал в передаче "State of the Union" на CNN в воскресенье, что есть "высокая степень вероятности, что это была Аль-Каида или связанная с Аль-Каидой группировка, у которой была очень конкретная цель, и этой целью была атака на консульство и причинение как можно большего ущерба, хаоса и смерти".
Иностранные дипломаты говорят, что в таких условиях безопасности, которые существуют сегодня в Ливии, является общепринятым иметь "конспиративную квартиру" поблизости от основного дипломатического представительства, которую можно легко защитить и эвакуировать.

"Как правило, такую конспиративную квартиру пытаются сохранять в секрете, но в Бенгази сейчас, я думаю, это было практически невозможно", - написал в электронном письме полковник Вольфганг Пуштей, который до начала августа являлся австрийским военным атташе в Ливии и бывал в стране ежемесячно. "Там бродит не так много иностранцев, и их легко выследить".