20.11.2022г.
Исторические напёрстки https://telegra.ph/Istoriya-odnogo-o...hlag-PVO-11-20
Знаете, насколько сегодня бледно выглядят представители Генерального штаба ВС Польши, едва справляющиеся с валом критики по части существования и применения систем ПВО, «проворонившими» украинскую ракету 15-го ноября? Не представляете, по зенитчикам Войска Польского оттоптались абсолютно все. На что ляшский Генштаб ответил:
«Ни одна армия в мире не имеет системы ПВО, которая защищает территорию всей страны. Ракетная атака характеризуется точечным ударом по выбранной цели, а не уничтожением нескольких целей на больших площадях».
На что политическая оппозиция правящей партии Качиньского-Моравецкого-Дуды припомнила слова данных персонажей, в марте месяце похвалявшихся о небывалой готовности ПВО Войска Польского отразить любые летающие угрозы со стороны территорий России, Белоруссии и, тем более, Украины, ставшей ареной боевых действий. Все границы назвали «прифронтовой полосой», стащив туда все старые советские, импортные натовские и собственного производства ракетно-зенитные комплексы.
В бой (после конфуза с подбитым трактором) брошена вся «экспертная рать», собранная партией «Право и Справедливость» польского руководства. Эксперты сконфуженно обходили стороной вопрос степени боеготовности всей системы ПВО, которая… как оказалось, находилась в полном и расслабленном состоянии №3 глубокого мирного времени, а не в подобающем №1. Хотя с февраля риторика коллективных Дуд-Моравецких-Качиньких настолько воинственна, что любой поляк уверен: страна всамделишным манером почти воюет с Россией.
А тут такой афронт. Оказывается, Речь Посполитая находится в рамках протоколов коллективной безопасности стран НАТО, решения о повышении боеготовности систем ПВО принимает генсек Столтенберг. Что действующие нормативы сначала предписывают поинтересоваться у любого летящего объекта «кто ты, предъяви паспорт», а только потом происходит перепроверка данных объективного контроля.
То есть, Варшаву можно стереть в щебёнку, как в сентябре 1939-го, а там будет звучать из бункера: «Панночка, пана Столтенберга к аппарату пригласите, нас кажется того… убивают».
Можно согласиться, по протоколам мирного времени, боеготовыми являются всего несколько дивизионов ПВО, прикрывающие наиболее важные стратегические объекты военного назначения и базы, атомные станции, командные центры и правительственные кварталы. Даже если замечен неопознанный объект типа ракеты, автоматика способна выдать баллистическую траекторию и возможную конечную точку прибытия.
Польский хутор с трактором вряд ли считается ключевым центром обороноспособности страны, так что отправлять на перехват свою… не очень умное решение. Так работают все централизованные системы ПВО, даже израильский «Купол», не сбивающий ракеты, направляющиеся в безлюдные участки пустыни. Хотя там уровень боеготовности высочайший, зенитчики сначала стреляют… а потом задают вопрос «ты что такое?». Но тут населённые пункты вообще-то, граница воюющей страны в шаге...
Ни два, ни полтора…
На самом деле, ясновельможные «эксперты» многое недоговаривают. В Люблинском воеводстве, даже конкретно неподалеку от села Пшеводув Хрубешовского повята расположены некоторые «интересные объекты», воинские части, пара центров подготовки наёмников для Украины, штабы нескольких батальонно-тактических групп, а может и бригад. Которые находятся вне расположения мирного времени, числятся на «учениях». Прикрываться должны соответствующим образом, хотя бы собственными подразделениями ПВО. Но нет, никто не шелохнулся.
Не суть, разговор о комплексной обороне Речи Посполитой, которую уже десять лет называют «находящейся в процессе восстановления». На человеческий… Варшава раскорячилась между клятым советским прошлым и сияющим империалистическим будущим, находясь в состоянии перманентной закупки западных вооружений и систем контроля воздушного пространства. Сплошного радиолокационного поля не существует, как и распиаренной системы «Дунай», предназначенной для многоуровневого управления войсками противовоздушной обороны.
Дело в непрерывном реформировании. Сначала «Дунай» использовал протокол обмена данными по советским АСУ. С 2003-го года неудачно попытались с воплями «курва» перейти на натовский «Link 11». После закупки американских истребителей F-16 в 2012-м году опять началась кутерьма и переход на стандарт обмена данными «Link 16».
Но на «удовлетворительно» научились работать только тремя комплектами из пяти поставленных, поскольку Польша очень спешила переподключить свой Национальный центр поддержки воздушных операций к единой системе разведки и управления, чтобы поскорее интегрироваться в Единую систему ПВО НАТО в Европе (NATINADS) и центральный командный пункт на германской авиабазе Рамштайн.
Как итог, на территории Польши были развёрнуты всего 22 радиолокационных поста (против 54-х во времена Варшавского Договора). Постоянно работают только стационарные РЛС, укрытые радиопрозрачными куполами, и аэродромно-диспетчерские гражданского назначения. Остальные включаются в работу во время полётов боевых самолётов ВВС Польши или по тревоге из Рамштайна. Стахановскими темпами избавившись от РЛС советского производства, ясновельможные получили стационарные из семейства AVIA, которые частично заменяли, но до сих пор треть аэродромов обслуживают сорокалетние инвалиды.
А ещё треть являются собственного производства, выпущенные в 2000-х, остающиеся в строю с неизвестной степенью модернизации. Как и старенькие радиовысотомеры RW-32 на шасси автомобиля «Tatra 815», года выпуска 1992-го. После этого Польша начала странные вещи вытворять, заказывать именно мобильные радары для ПВО. Как на колёсном, так и на гусеничном шасси. Собрав под них все средства войсковой обороны, оставшиеся с советских времён: ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка», мобильные ЗРК малой дальности «Стрела-10М» и «Оса-АКМ».
Дьявол в деталях.
Можно подробно рассмотреть все пять позиционных районов польской ПВО, наличие там сил и средств (очень пёстрых, от древнейших советских, до новых британских и нескольких батарей «Пэтриот»), чтобы потом задать недоумённый вопрос: а ляхи точно собираются защищать свою территорию? Поскольку система зияет дырами, которые перекрываются только поднимаемыми в воздух самолётами ДРЛО, как американскими, так и многочисленными польскими. От летающих этажерок, до относительно современных испанских транспортников с радарами.
По совести, польские системы ПВО/ПРО хуже некуда. Со времён президента Бронислава Коморовского простым полякам откровенно лгут, рассказывая о «суверенной национальной» оборонной системы от воздушных угроз. На деле они представлены лишь шестью зенитно-ракетными дивизионами советского производства С-125 «Нева», только один имеет комплекс дальнего радиуса действия С-200 «Вега». Все закупки доморощенных систем средней и малой дальности грозно выглядят на парадах, но не обеспечивают защиту от ракет малой/средней дальности.
Громадьё планов о постановке в строй батарей комплексов среднего радиуса действия «Висла», ближнего радиуса действия «Нарев», самоходных «Попрад», ракетно-артиллерийских «Пилица» и прочих ракет «Перун», радиолокационных станций «Сола» и «Быстра» говорят: более-менее надёжно получится прикрыть только часть группировки НАТО и некоторые части быстрого развёртывания Войска Польского.
Но ничего из вышеперечисленного не способно остановить оперативно-тактические ракеты типа «Искандер». О «Калибрах», «Ониксах», Х-31/32 воздушного базирования тактично умолчу, как и о гиперзвуковых «Кинжалах». Всё, что имеет Варшава для среднего и ближнего радиуса действия… является обычным камнем стоимостью 35 миллиардов долларов в этом сегменте.
Весь мобильный противоракетный щит способен (на бумаге) прикрыть несколько важных стратегических объектов. Самое современное американское и британское вооружение защищает натовские логистические центры, узлы связи, несколько радиолокационных постов, аэродромы совместного пользования. Сама Польша, почти все города и даже места расположения воинских частей — беззащитны.
Более-менее грозно ПВО Польши будет смотреться лишь к 2030-му году, когда на территории страны появится дюжина батарей комплексов средней дальности действия и двадцать батарей с системами ближней дальности. Заключены долгосрочные контракты на поставки норвежских «NASAMS», израильских «Спайдер» и «Барак», «Давид Слинг», французских «SAMP/T» и, конечно же, американских «Пэтриот».
Достаточно для надёжной обороны? Категорически нет, поскольку будут замещать исчерпавшие глубину модернизации собственные и советские системы. В абсолютных цифрах вообще получается интересная картина: национальная ПВО ослабнет, но появятся несколько соединений США и НАТО, в первую очередь наращивание сил и средств произойдёт в противоракетной и наступательной воздушной компоненте.
Так к чему дело идёт? А идёт к простейшему выводу: никакой обороны не существует. Как и «оборонительного блока НАТО». Польша всего лишь винтик в инфраструктуре ЕвроПРО и ПВО/ПРО НАТО, имеющая небольшой потенциал для защиты своего воздушного пространства. Все реформы, изменения, модернизации проводятся с одной целью: усиление наступательных возможностей для превентивного удара по Белоруссии и Калининградской области. Прикрывать города и объекты каких-то там «туземцев» американцы не намерены, а у ляхов на такие изыски просто нет денег. Так в чём же дело, откуда такая безалаберность?
Выводы.
Чтобы всё понимать досконально, отмотаем события в 2016-й год, когда Польша сама отказалась от суверенных национальных сил ПВО, проводя в Варшаве Саммит Североатлантического альянса. Открываем итоговый документ и читаем:
«необходимо срочно принять меры по модернизации и расширению ПВО Европы и её трансформацию в интегрированную систему ПВО/ПРО. Пора перестать преследовать узко-национальные интересы, а создавать сетевую интегрированную ПВО/ПРО первого этапа, предназначенную для отражения угроз в нижних эшелонах войск со стороны России».
То есть, хвалёная оборона касается только развёрнутых сил НАТО, должна усложнить для России проведения нестратегической ракетной атаки и защитить свободу военных передвижений в пределах территории НАТО. Ни слова о мирном населении, гражданской инфраструктуре Евросоюза. А разрекламированные ракеты-перехватчики класса SM3, входящие в состав противоракетного комплекса «Aegis Ashore», не способны в принципе бороться с российскими ракетами «Искандер» и «Калибр», малозаметными и низкоскоростными «Геранями». Данная машинерия совсем о другом.
ЗРК системы «Aegis»Никто в НАТО не собирается заряжать «Aegis Ashore» противоракетами, основной упор делается на универсальные пусковые установки (УПУ) «Mk 41 VLS», которые стоят на крейсерах и эсминцах американских ВМС. В Польше, Румынии, Норвегии (теперь наверняка и в Финляндии) обосновались «ложные системы ПРО/ПВО», где основной зенитный боеприпас лёгким движением руки заменяется на другие типы ракет («Томагавк», противокорабельные, противорадиолокационные и т.д.).
Именно они являются главным козырем первого удара, перегружают российские системы ПВО первого и второго эшелонов ещё до начала стратегической наступательной воздушной операции. Особая надежда возлагается на секретные «SM6», которые способны якобы поражать припасы «Искандеров». И вроде как в мечтах — сбивать наши «Калибры», новейшие Х-32 и весь парк беспилотников. Именно такие системы встали на боевое дежурство подле двух «сердец» системы ранней европейской ПРО в Польше (Редзиково) и Румынии (Девеселу).
КП «Aegis Ashore» в Румынии
То есть, когда Альянс решит нападать на Россию, сначала нанесёт удар перелицованными системами ПВО, а вот после этого появится сплошное радиолокационное поле, в небо взмоют сотни самолётов для его формирования. А пока… летай кто хочешь, стреляй чем пожелаешь. Что с февраля месяца продемонстрировали несколько украинских самолётов и беспилотников, безнаказанно пролетавших до Загреба, сбивавшие румынский самолёт и вертолёт. Добравшись до тракторов...
Не Россия угрожает НАТО, наоборот. Американцы жуть как прагматичные и осведомлённые циники. Прекрасно зная, что русские не нападут никогда на блок НАТО, просто берегут ресурсы систем ПВО. К чему гонять самолёты круглосуточно, крутить решётки РЛС, жечь керосин и соляру на мобильных комплексах? Когда решение «дранг нах остен» примут, тогда система и заработает. Прикроет только войска и ключевые военные объекты. Ведь русские не ударят по мирным городам, они всегда воюют по правилам.