08.03.2021г.

Скандал в благородном семействе


В эфире американского телеканала CBS сегодня ожидается сенсационное интервью с некогда принцем Гарри и его супругой о тайнах Виндзорского двора. То, что в Британском королевском доме не все ладно было очевидно уже давно. И принц Эндрю, замешанный в делах американского магната-педофила Эпштейна, и участие в финансовых махинациях других представителей правящего дома уже не новость.

Сейчас же, видимо, на публику будет вынесена новая порция разоблачений и интриг. Вряд ли будет представлено хоть что то, что реально может пошатнуть британскую политику. Тем более, после того, что наворотили последние премьер-министры Великобритании еще более пошатнуть то, что и без того трясётся и шатается вряд ли можно. Авантюры Кэмерона, метания Мэй и сумасбродство Джонсона вполне могут рассматриваться как шаги по опусканию Британии в могилу, как в территориальном плане (фактически оформляемое отделение Северной Ирландии и Шотландии), так и в экономическом (попытка создать некую виртуальную сверхдержаву при коллапсе реальной экономики).

По большому счету, интервью стоимостью 9 миллионов долларов, а именно столько за него согласились заплатить американские телевизионщики вряд ли будет иметь реальные серьезные последствия. Однако, что безусловно, будут последствия репутационные. До сих пор Великобритания и королевская семья если не тождественны, то в общественном мнении крайне близки. Вероятность того, что от этого скандала королевский дом уже не оправится крайне велика.

Очень вероятно, что будет в очередной раз выставлена на всеобщее обозрение тема гибели принцессы Дианы и секрет Полишинеля о причастности к этому английских спецслужб. Принц Гарри и без того уже несколько раз заявлял, что опасается за свою жизнь и не хочет повторить судьбу матери.

Интервью приходится на крайне интересное время. Герцог Эдинбургский в больнице, и с очень большой вероятностью не сможет отойти от последствий операции, королеве 94 года и появление нового короля вопрос времени. С учетом того, что королевские расклады в Великобритании носят характер концентрации элитарных сил, в английском политическом пространстве начинается процесс реструктуризации и окончательного определения позиций сторон в борьбе за трон, который сейчас по большому счету сводится только к двум кандидатам либо принцу Чарльзу (сыну правящей королевы), либо принцу Эдварду (ее внуку).

Фактически интервью, при всех аспектах, может стать камнем в сторону тех или иных сил, стремящихся получить номинальную, но неформально важную позицию.


Скелеты в шкафу


Скелетов в шкафу у правящего королевского дома более чем. Это не только принцесса Диана. Не только прослушивание разговоров членов королевской семьи. Не только попытки давления на принцев в тех или иных случаях. В конце концов часть таких действий характерна для любой семьи, другая часть (прослушивание) характерна для всех, кто хоть сколько-то близко допущен к власти. Обосновывается это требованиями безопасности.

Среди скелетов, могут быть финансовые скандалы. Когда может оказаться, что королевский двор показывал протекцию тем или иным коммерческим структурам. Занимаясь, фактически, неприкрытым лоббизмом. Это опять же не новость, что члены королевской семьи занимаются экономической протекцией, но тщательно умалчиваемая не новость, маскируемая и табуируемая. Сейчас она может вылезти на всеобщее обозрение и тогда возникнет серьезный разлом между коррумпированным правящим домом и народом Соединенного Королевства.

Еще одной плоскостью, возможно, станет открытие всеобщему обозрению действий. Направленны на сокрытие от широкой публики информации о деяниях отдельны членов семьи, в том числе принцев Чарльза и Эндрю, на покрытие похождений которых тратились и деньги двора, производилось давление на СМИ, привлекались спецслужбы. Но если действия принца Эндрю и его связь с Эпштейном сокрыть уже практически невозможно, то с принцем Чарльзом все гораздо серьезней. Он до сих пор сохраняет прекрасные шансы на престол, а значит, какие-либо всплывшие подробности его деятельности могут похоронить данные надежды (а вмести с ними и надежды части элит на позиционное возвышение в британской политике). Его секреты королевский дом будет оберегать до последнего.

Не исключено, что могут всплыть и некоторые негласные заявления самой королевы, которая является одним из объединяющих Британию факторов. По подсчетам некоторых социологов до 10 % североирландцев и шотландцев согласны на пребывание в составе королевства только из-за личной симпатии к Елизавете II. Если окажется, что она не столь уж благодетельная, и вероятно причастная к темным делам британского двора данная позиция может пошатнуться. В таком случае распад Великобритании будет лишь вопросом времени, так как скрепа авторитета британской короны прекратит свое существование.

В любом случае, грядущее интервью - это ящик Пандоры, который вот-вот откроется. Конечно все сказанное можно будет дезавуировать, заявить, что это фантазии и не подтверждено. Но впервые за все время угрожающая информация идет от члена королевского дома, а значит то нее не отмахнешься так просто, не сошлёшься на незнание фактов или манипуляцию.

Британская экономическая немощь

Интервью ложится на благодатную почву. Великобритания утратила статус сверхдержавы уже давно. После Первой мировой войны, когда фактически начала рассыпаться на доминионы, независимые постколониальные государства, и т.д.

Великобритания на протяжении десятилетий сохраняла формальный контроль над политическими процессами в некоторых бывших колониях, но в большинстве из них такое влияние становится все тоньше и тоньше. Важнейшим аспектом британского политического влияния были старые элиты, которые поднялись при английском владычестве, влились в британский правящий класс, стали его частью с точки зрения приобретения собственности в Великобритании, участия в общих формах активности британской знати, обучение в английских ВУЗах и т.д. Но все имеет свой предел.

С постепенной утратой влияния на элиты – где-то меньше (Австралия, новая Зеландия, Канада), где то больше (некоторые африканские страны. Переключившиеся на Китай в своем геополитическом позиционировании) уменьшается и объем британских экономических возможностей. Старые британские капиталы уже давно транснациональны и предпочитают подобно Мердокам работать не в Великобритании, а в других, более интересных рынках.

Текущий экономический кризис, наложившийся на BREXIT фактически подвел черту под британскими экономическими возможностями. Он привел к падению британского ВВП на 18 % (в первую очередь за счет рынка услуг) и исходу с территории Великобритании ряда компаний, предпочитающих работать с континентальной Европой, а не с островом. Одновременно наметился и отток миллиардеров, облюбовавших в свое время Лондон. Швейцария (как, например, А. Усманов) и Монако, Лихтенштейн и Люксембург стали новыми прибежищами этой космополитичной, разноликой, но обеспеченной толпы. А значит и этот инструмент влияния постепенно ускользает из рук Лондона.

Кризис экономический в Великобритании становится (безусловно) и кризисом геополитическим, поскольку не только угрожает развалить единство острова Великобритания, но и отсечь последние оставшиеся нити влияния на элиты тех, или иных стран. Вариантов удержаться от обвала практически нет. Лондон не может предоставить условий, которые бы обеспечили иностранным элитам безопасность (российские нувориши поняли это после санкционного давления на О. Дерипаску), или обеспечивали наиболее удобную среду бизнес активности. Лондон из центра экономических переговоров постепенно превращается в периферию, утрачивающую компетенции и ресурсы.

Британская военная немощь

Не менее плохо идут дела и в военно-политической плоскости. В то, что британская армия превращается в фактически потешные войска писалось многое. И речь в данном случае не о таких вещах, которые выставляют на всеобщее обозрение в Германии (нелетающие самолеты и не стреляющие танки), там это по большей части элемент игры – нам обязательно нужна американская помощь, потому, что наше не летает и не стреляет.

Речь о комплексном упадке британских вооруженных сил, представленном тремя аспектами. Первое – это падение авторитета британских вооруженных сил и флота. Если до этого, традиционно, офицерские должности для представителей британской элиты были частью пропуска в высшие слои общества. То сейчас уже на протяжении практически полувека этот принцип перестал действовать. Разумеется, еще есть династии (в военной и флотской жизни они вообще часто встречаются), но это не общий принцип, а скорее исключение.

Второе – это общее снижение военного потенциала Великобритании, который с каждым годом приводит к уменьшению количественного состава вооруженных сил Великобритании. Сейчас в Лондоне прорабатываются детали нового сокращения армии и флота, на несколько тысяч военнослужащих.

Третье – это вооружение. Великобритания, традиционно была центром военного производства. Какие-никакие танки, орудия, корабли и самолеты Великобритания всегда выпускала, на некоторых этапах своей истории даже весьма продвинутые. Сейчас же значительные объемы замещаются в том числе поставками из США. Вместо британских Харриеров на британских авианосцах будут размещены американские F-35B, в авиации приобретаются американские беспилотные летательные аппараты, в сухопутных войсках закупаются американские системы залпового огня и т.д. Фактически в недалеком будущем британский ВК может быть практически полностью вытесненным американской военной продукцией.

При этом все громче раздаются голоса, что Великобритания ни с кем воевать не собирается, потребности в масштабных войсках не имеет, должна сосредоточится на кибер безопасности и специальных операциях. Такая точка зрения, однако, не выдерживает критики из-за незабытого конфликта с Аргентиной по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов. При этом истории о том, что на перехват российскому авианосцу адмирал Кузнецов несколько лет назад смог выдвинуться только один британский корабль, еще больше подрывают авторитет британской армии.

В результате Великобритания как большой военно-стратегический игрок фактически утратила свою роль и стала вместо второй силы НАТО, одним из после США.

Британский геополитический провал

Самым значительным стал провал Великобритании в геополитической сфере. Попытка одновременно использовать конфликт экс-президента США Трампа и демократов, а также выстроить вектор взаимодействия с Турцией фактически провалились.

Трамп безусловно был для Великобритании достаточно важным фактором, равно как и Великобритания для Трампа. Планировалось к подписанию удобное для Лондона торговое соглашение совместные действия в экономическом плане против континентальной Европы с точки зрения более удобных выходов на рынки. Но все в конечном итоге рухнуло из-за провала Трампа на выборах. Удобный формат торгового соглашения Лондону теперь может только сниться, Байден ни на какие уступки идти не будет, более того в американских демократических кругах все больше зреет идея рассматривать Великобританию в качестве мальчика на побегушках и через нее заходить на повышение влияния в бывших британских колониях. В свое время британского премьера Т. Блэера называли ручным пуделем Дж. Буша младшего. Как знать может быть Джонсон или его преемник станет ручным пуделем Байдена.

Турецкое направление тоже провалилось. На этот раз в связи с общей недоговороспособностью Анкары, готовой соблюдать соглашения только до той поры, пока они им выгодны. Фактически совместные действия в Сирии, на Кипре и в ходе Нагорно-Карабахского конфликта (а Великобритания серьезно влияла на вопрос о применимости отдельных средств поражения в ходе данной войны, нефтепровод не пострадал). Сейчас Эрдоган укрепился в своем мнении о геополитических возможностях Турции (являющихся откровенно раздутыми) и в настоящее время уже откровенно игнорирует интересы Великобритании, пытаясь выстроить новые отношения с нынешним владельцем Белого Дома. Это удается, поскольку Байден прекрасно понимает, что опора в лице Турции на Ближнем Востоке для него более благоприятна, нежели чем взаимодействие с арабским миром, тем более, что последних (диктатуры Персидского залива) США пытаются поставить под более жесткий контроль.

Потеря двух ключевых направлений в геополитической игре (чужими руками) фактически ставит вопрос о способности соединенного Королевства к игре в долгую, чем всегда отличалась империя. Вероятно, сейчас будут предприняты усилия по восстановлению британских позиций, но вряд ли они будут иметь должный эффект. Великобритания давно утратила способность действовать первым номером и полагается на удобные альянсы в которых выступает не главным участником.

В отношение же России ждем крупный дипломатический скандал, сопоставимый с печально известным «тасканием камней» сотрудниками британского посольства. Посольство Великобритании откровенно и без зазрения совести сейчас пытается воздействовать на российскую внесистемную оппозицию, пытаясь выиграть на расшатывании внутриполитической ситуации в России. Безрезультатно.

https://glav.su/blog/4631/1535638/