16.04.2019г.

Александр Халдей


Последний день французской Помпеи

"Что мне осталось? Разве красть химеры С туманного собора Нотр-Дам". (В.Высоцкий, "Я не успел")

Те, кто не успел увидеть Нотр-Дам, прозевали свой взлёт, как писал Высоцкий. Собора больше нет. Неоткуда красть химеры, и вопрос, сохранились ли сами химеры. В соборе было огромное множество ценнейших исторических реликвий. Репортёры говорят, что их удалось спасти, вынести из собора, пока разгорался пожар.

Я не пойму, что так могло так гореть, как будто в здании находился склад горюче-смазочных материалов или проходила труба газопровода. Ведь там одни камни. Но горело так, как не горит порой нефтяная скважина. Ущерб даже невозможно помыслить - это цивилизационная катастрофа. И хотя остались не менее древние и важные памятники, Собор Парижской Богоматери - это сакральный символ европейской христианской цивилизации. Которая умерла - гей парады и толерантная содомия даром не проходят.

Всевышний долго терпел - и напомнил европейцам, кто они были и кем стали. За ненадобностью у них отнят важнейший символ их цивилизационно-культурного ядра. Они потеряли право на обладание им. Другого смысла у произошедшего 15 апреля 2019 года в Париже нет.


Бессмысленно винить традиционную безалаберность французов и их известную легкомысленность. Тысячу с лишним лет это не мешало существованию Собора. Теперь помешало. Тот, кто сводит всё к недостаткам реставрационных работ - не видит главного, сути события. А это значит, что французы, как и Европа в целом, продолжат стоять на пути утрат.


У католиков Страстная неделя. На их Страстную потерян Нотр-Дам. Это знак, намёк, и если он не будет понят, самое страшное для Европы будет впереди. Опомнится ли европейцы? Что-то мне подсказывает, что нет. За Нотр-Дамом непременно последуют другие утраты. Бог никогда ничего не отнимет просто так. Всё осмысленно и целенаправленно. А пока - попрощаемся с Нотр-Дамом. Будет новодел, который будут делать весь текущий век, но настоящего Нотр-Дама больше нет. Последний день европейской Помпеи наступил.








Александр Халдей