23.11.2017г.


Должности под названием "Ангела Меркель" больше не существует. "Самая могущественная женщина мира" теперь всего лишь и.о. канцлера ФРГ и имеет очень мало шансов стать им в четвертый раз

Все привыкли называть Ангелу Меркель канцлером ФРГ. Теперь от этой привычки придется отучаться – сейчас она и.о.канцлера ФРГ, и это очень большая разница. Причем шансов на то, что Меркель удастся стать канцлером в четвертый раз, очень мало. Столь пугающая китайцев, ассоциирующаяся у них с неудачей и даже смертью цифра четыре оказалась печальной и для немецкого политика, которая еще вчера считалась "самой могущественной женщиной мира". Сегодня это уже в прошлом.


Несмотря на то, что Меркель и сейчас популярнее своей партии ХДС и все еще продолжает считаться, согласно опросам, почти половиной немцев наилучшим кандидатом на пост канцлера, для политической элиты страны она превратилась в фактор нестабильности, балласт, без избавления от которого кризис власти в ФРГ будет невозможно преодолеть. Хотя это пока недостаточно осознается в стране и особенно за ее пределами, реальная власть в ФРГ перешла к ее президенту Франку-Вальтеру Штайнмайеру, который и будет определять правила игры, пока кризис власти не будет преодолен. Именно за его шагами следит сейчас, затаив дыхание, вся Германия и Европа.


Звездный час Штайнмайера


Всегда казалось, что должность президента ФРГ – церемониальная и чисто техническая. В обычное время в этой стране всем заправляет канцлер, так как у президента попросту нет реальных полномочий. Он выполняет репрезентативные функции: подписывает принятые парламентом законы, принимает отставки, вводит в должность канцлера и министров, ездит по миру с визитами, произносит речи. Самая яркая страница немецкого президентства – это когда уходящего главу государства провожают в ходе навевающей реминисценции прошлого ночной факельной церемонии "Большая вечерняя заря" - с участием бундесвера и военного оркестра. А так, сплошная рутина.

Согласно конституции ФРГ, имеется одна-единственная возможность, когда роль президента из формальной и репрезентативной превращается в политическую, когда он вдруг становится всем. И этот момент, когда кандидату в канцлеры грозит неизбрание в бундестаге, впервые в истории страны наступил. Кто был ничем, тот стал всем. А кто был всем, ну, вы сами уже понимаете…

Действительно, такого еще не бывало за почти 70 лет существования ФРГ. Лидер партии, набравшей на выборах наибольшее число голосов, не смог за два месяца сформировать коалиционное правительство, провалив соответствующее поручение президента. Это означает, что у "победителя" выборов нет парламентского большинства и поэтому нет шансов стать канцлером. Мало того, будучи и.о.канцлера, Меркель не может даже поставить в парламенте вопрос о вотуме доверия, а сам парламент по Конституции не может самораспуститься, чтобы открыть путь для новых выборов.


Распустить парламент и назначить новые выборы имеет право лишь президент, если депутаты оказываются неспособными выбрать канцлера или выносят главе правительства вотум недоверия. В истории ФРГ вотумы недоверия заработали три канцлера - Вилли Брандт в 1972 году, Гельмут Коль в 1983 году и Герхард Шрёдер в 2005 году. Причем они именно этого и хотели, чтобы провести новые выборы. Но Меркель не может теперь даже этого! Новый состав бундестага еще не избирал её канцлером, в связи с чем она не имеет права ставить на голосование вопрос о доверии. Она – и.о. И точка. Единственным "менеджером" возникшего политического кризиса является президент. Все, что в ближайшие полгода произойдет в ФРГ, будет зависеть в основном от Штайнмайера, и в значительно меньшей степени – от бундестага. Таковы правила игры


Кто будет спасать Германию?
Германии очень повезло, что в столь трудный и запутанный во всех отношениях момент на посту главы государства оказался, пожалуй, самый сильный и опытный президент за всю историю ФРГ. Он на много голов выше большинства своих предшественников, среди которых было много откровенно слабых фигур - вроде Гаука или Вульфа.

Штайнмайер - опытнейший политик и дипломат, отлично знающий берлинскую политическую кухню. В свое время он руководил администрацией федерального канцлера. Сам был кандидатом в канцлеры от СДПГ, проиграв Меркель на парламентских выборах – не потому, что был хуже, а потому, что его "армия" была слабее. Возглавлял парламентскую фракцию Социал-демократической партии (СДПГ) в бундестаге. Был главою МИД ФРГ, принимая участие в дипломатических баталиях на мировой арене. Он лично знает большинство современных мировых лидеров и пользуется их уважением. Штайнмайер также стабильно является одним из самых популярных политических деятелей внутри страны. Немцы ценят его человеческие качества и испытывают к своему президенту доверие. Теперь политическая судьба Меркель зависит от этого человека.


Каким путем пойдет Штайнмайер?


Перед Штайнмайером несколько путей, по которым он может пойти, чтобы вывести страну из переживаемого ею острого политического кризиса. По большому счету, их всего два: либо перевыборы, которых он не хочет, либо сформирование Меркель – или кем-то другим вместо нее - правительства меньшинства. Родная партия ныне "надпартийного" президента – СДПГ – категорически не желает формирования новой "большой коалиции" с Меркель во главе и выступает за повторные выборы, надеясь отыграть потерянные голоса избирателей.

Технически все обстоит так. Инициатива выдвижения кандидата на пост канцлера исходит вначале от парламента. Если в течение двух туров голосования в течение 14 дней кандидатура Меркель или любая другая не получит поддержки абсолютного большинства депутатов, то в третьем и последнем туре парламентскому кандидату будет достаточно получить относительное большинство. И тут снова решающее слово оказывается за президентом. В течение семи дней он должен решить, следует ли распустить бундестаг и назначить новые выборы в ближайшие 60 дней. Либо ему следует утвердить парламентского кандидата на посту канцлера, санкционировав тем самым создание правительства меньшинства.


Штайнмайер уже показывает класс


Между тем, президент ФРГ уже дает уроки политического мастерства. Он не стал сразу выбирать между двумя плохими вариантами, решив потянуть время. В ходе короткой беседы со смотревшей ему в рот Меркель в президентском дворце Bellevue Штайнмайер в весьма резкой форме раскритиковал неспособность представленных в бундестаге партий договориться о создании правительственной коалиции. Он, повторяем, не хочет повторных выборов, потому что, судя по опросам, их итог будет еще более неопределенным, чем у сентябрьских. И тогда то, что сегодня представляется как сбой немецкой политической системы, станет ее хроникой – со всеми вытекающими из этого печальными выводами и последствиями. Штайнмайер заявил, что политические партии страны не должны увиливать от ответственности, подчеркнув, что мандат, полученный ими от избирателей, нельзя вернуть просто так, предложив немцам проголосовать еще раз.
Президент, фактически, возобновил данное ранее Меркель поручение сформировать дееспособное правительство. И пообещал помочь в этом.


"В ближайшие дни, - цитирует Штайнмайера "Немецкая волна" (DW), - я буду беседовать с председателями партий, участвовавших в прежних предварительных консультациях, но и с руководителями тех, чьи программные установки содержат точки соприкосновения, не исключающие создание коалиции". Обратим внимание на эти слова. Они очень важные.

И президент быстро приступил к делу. 21 ноября Штайнмайер встретился с лидерами "зеленых" и либералов. 23 ноября намерен встретиться с руководством СДПГ. Вероятно, судя по его словам, президент не ограничится только этими партиями, потому что для правительства меньшинства потребуется максимально широкая поддержка извне. Вряд ли Штайнмайер начнет обхаживать асистемную "Альтернативу для Германии" (АдГ), хотя она и имеет третью по численности фракцию в бундестаге (92 места). Зато он наверняка вступит в контакт с Левой партией, составившейся из радикальных социал-демократов и бывших коммунистов, с которой партии истеблишмента пока что избегали сотрудничества на федеральном уровне, предоставив левым шанс войти в большую политику. Имеющиеся у них в бундестаге 69 голосов могут в любом случае пригодиться правительству меньшинства. Если Меркель решится на его создание – будь то с "зелеными" или с либералами, то ей придется проводить через парламент все свои решения, за некоторые из которых вполне могут проголосовать и левые. Некоторые законопроекты, если ХДС/ХСС создаст правительство меньшинства только с СвДП, могут получить поддержку, например, "зеленых" и социал-демократов. Другие - только социал-демократов. А третьи, например, СДПГ и левых.


Понятно, что это очень сложная и ненадежная система, которая способна в любой момент дать сбой, хотя именно не имеющая твердых убеждений, оппортунистка Меркель неплохо бы подошла на роль дирижера этого странного оркестра. Но все же именно новая "большая коалиция" значительно бы упростила жизнь немецкому правящему классу. Все было бы можно делать в этом случае намного легче. И для Штайнмайера именно этот вариант, повторяем, является предпочтительным.


Подводим итоги


И здесь нам придется вернуться к тому, с чего мы начали, к фигурам и.о.федерального канцлера и президента страны. СДПГ не пойдет снова на создание "большой коалиции" с ХДС/ХСС, пока Меркель остаётся на своем посту. Её боятся, ей не доверяют. Все понимают, что она стала балластом даже для своей собственной партии, что мы скоро увидим. Потому что немцы никогда не простят ей нашествия миллионов маскирующихся под "беженцев" переселенцев со всего мира, перед которыми она, действуя в интересах глобалистов, широко распахнула границы страны, поставив под сомнение её будущее. Это значит, что ради собственной партии, стабильности в стране и скорейшего возвращения Германии на орбиту европейской и мировой политики Меркель должна уйти, причем уже в ближайшем будущем. Её полноценное четвертое подряд канцлерство становится нереальным.
И пока в ФРГ не сложится новый режим, центральной фигурой немецкой политики будет Франк-Вальтер Штайнмайер.


Сергей Латышев

https://cont.ws/@severro/776097