25.11.2016г.

Европа стонет от санкций против России, но продолжает нести убытки



Корреспондент Эдвард Чесноков отправился в Италию, чтобы выяснить, как европейский бизнес сражается за дружбу с Россией.

Театр здравомыслия

В Туринском оперном театре полный зал. Молодая итальянка с иссиня-чёрными волосами страстно провозглашает со сцены:

- Нам нужна дружба с Россией!

Зрители рукоплещут. Но это не авангардная пьеса, а русско-итальянский деловой форум, и девушка на подмостках — 32-летняя Кьяра Аппендино, пять месяцев назад ставшая мэром Турина - четвертый по численности населения мегаполис Италии.

- Наши предприятия страдают от санкций, всякие ограничения - бессмысленны, - продолжает она.

- Более того - закрытость по отношению к России плохо влияет на все европейские рынки, - вторит красивой брюнетке организатор форума - президент ассоциации «Познаем Евразию» профессор и политолог Антонио Фаллико. - Но местный бизнес нашел выход: переходит от модели «сделано в Италии» к модели «сделано с Италией», локализуя производство в России - например, в автомобильной и аэрокосмической отраслях. ЕС нужны рынки сбыта, а РФ — новые технологии. Именно поэтому наш форум и называется «Россия и Италия: искусство инноваций».

Я выхожу из здания театра на Пьяцца Кастелло. День в разгаре, по площади гуляют туристы, кафешки и магазинчики переполнены. Может, «страдания Европы от антироссийских санкций» - лишь пропагандистская выдумка?


Мэр Турина Кьяра Аппендино приглашает в свой город русских туристов

Евроразруха

Мы едем по автотрассе Милан-Турин. Дорога отличная, вот только за обочиной то и дело мелькают заброшенные дома или мёртвые фабричные корпуса. Промышленный бум накрыл север Италии в шестидесятые, архитектура похожа на нашу «брежневскую», и если наделать фото с нужных углов, вполне может выйти слезливый репортаж о «разрухе в депрессивной России». Но мы в четвёртом по экономической мощи государстве ЕС.

- Только в нашей провинции Пьемонт экспорт в Россию из-за санкций обвалился на 300 млн евро, — жалуются бизнесмены в кулуарах форума. — От санкций сильнее всего страдает именно промышленный север Италии. Теперь понимаете, почему итальянские сепаратисты из партии «Лига Севера» и евроскептики из движения «Пять звёзд» (где состоит и мэр Турина Кьяра Аппендино) одерживают здесь победу за победой в региональных выборах?

- Вводя санкции, Запад хотел «поставить Россию на колени», но в результате многие известные мне итальянские, а не российские агрофирмы на грани разорения, — говорит «КП» политолог Марчелло Фоа. — Премьер Италии Маттео Ренци летом был на Петербургском экономическом форуме, обещал «улучшить отношения с Россией» - но ничего не меняется! Впрочем, ему не позавидуешь: давят и снизу, и сверху! Национальный бизнес требует снять санкции, а Вашингтон и некоторые европейские партнеры — наоборот, усилить, продлить. И смелости пойти против течения у официального Рима нет…

Я продолжаю гулять по Турину, читаю на смартфоне новости. В городке Соаве, что в соседней североитальянской провинции Верона, проходит марш против нелегальной миграции. На улицах почти тысяча человек, притом, что во всей коммуне — менее 7 тысяч жителей. На Апеннинский полуостров прибыло уже 160 тысяч «гостей с юга» — и это лишь по официальным данным и только с начала года. Отрываюсь от экрана — уже на моих глазах неопрятные выходцы из Африки пристают к туристам, впаривая «брендовые» часы за десятку евро.


Сильнее всего санкционная война ударила по промышленно развитому северу Италии

- Клянусь Мадонной, я не против других наций, - приняв бокальчик вина, откровенничает за столиком траттории пожилой юрист по имени Карло. — Но пусть они живут в своих странах, а не бегут сюда. У нас здесь тоже полно проблем, взять хоть недавние землетрясения! Истинно говорю, это кара Божья отступникам. Да-да, — он понижает голос и оглядывается, будто собираясь пойти на преступление, — я про легализацию в Италии однополых браков полгода назад.

Карло впахивает, как тезка из сказки про Буратино, и не понимает, почему ЕС на его налоги должен содержать «новых нахлебников» из Прибалтики и балканских стран, не говоря уже о мигрантах. А ещё он очень просит не фотографировать себя: работает в международной фирме, и если о «неполиткорректных» репликах прознает начальство — беда...

От Турина до Харбина

- Знаете, как мы назвали по-итальянски «Бессмертный полк»? Brigata immortale! — рассказывает много лет живущая здесь россиянка Светлана Вильке. - Мы провели эту акцию в Милане 25 апреля — в день освобождения Апеннин от фашизма. Вышло сто человек! А 9 мая мы раздавали на улицах листовки об истории Второй Мировой. И все, с кем мы общались, были уверены, будто в 1945-м Берлин освободили американцы. А чего вы хотите, когда круглосуточно по всем каналам вещают: «Россия — враг»?

Правда, с приходом к власти за океаном Дональда Трампа, как надеются почти все участники форума, отношения между Москвой и Западом наконец-то сдвинутся с мёртвой точки.


Перестройка русско-итальянских отношений начнётся с Турина

- Наша цель - предложить Европе большое евразийское партнёрство, которое формируется без участия США, но не против США, — заявляет почётный докладчик — заведующий кафедрой европейского права МГИМО и экс-посол РФ в Люксембурге Марк Энтин. — Россия может обеспечить сопряжение китайского «Нового шёлкового пути» (абмициозная затея Пекина по созданию большой инфраструктуры по доставке товаров из Китая в ЕС. - Прим. авт.) с проектами Евросоюза. И конкуренция на рынках будет вестись не под лозунгом «вы или только с нами, или только с ними», а на основе справедливости и взаимной выгоды.

Можно не сомневаться: старый итальянский бизнес, очень хорошо умеющий считать деньги, такие предложения услышит. Вот только правила игры здесь диктует не Рим и даже Брюссель. По крайней мере, пока.

ИТОГО

Генри Сардарян, политолог-итальянист, и.о. декана факультета государственного управления МГИМО: Успех Трампа может разбудить Европу


- «Брексит» (выход Британии из ЕС на референдуме летом этого года — ред.), недавняя победа Трампа и, ещё шире, возможный успех правых партий на ближайших выборах в Европе — всё это итоги краха идей глобализации в качестве нового мироустройства. Отсутствие границ привело к бесконтрольной миграции, а мультикультурализм — к уничтожению традиционной культуры. Как следствие — массовый избиратель голосует за правоконсервативную идею, которую воплощают Трамп и его европейские единомышленники (такие, например, как лидер французского движения «Национальный фронт» Марин Ле Пен).

Если же говорить об Италии, то здесь 4 декабря пройдёт общенациональный референдум по конституционной реформе, значительно расширяющей полномочия центральной власти. Сам премьер-министр, лидер Демократической партии Маттео Ренци недавно заявил, что не стоит увязывать итоги голосования с доверием к его правительству. Однако в случае провала референдума Италию, по всей вероятности, ожидает политический кризис и либо внутрипартийная замена Ренци на другого руководителя — либо новые выборы, где партия Сильвио Берлускони и движение «Пять звёзд», настроенные по отношению к антироссийским санкциям весьма скептически, вполне могут удивить своими результатами.


Эдвард Чесноков