“The Moscow Times”,
Ссылка на оригинал
Восточная Украина по-прежнему выступает за сближение с Россией

11 декабря 2013г.


Sergei Grits / AP
74-летняя Лидия Квакина несёт вёдра с углём для отопления своей квартиры в городе Украинск на востоке Уrраины


ЕНАКИЕВО, Украина— В родном городе украинского президента дома покрыты слоем чёрной сажи от находящихся в окрестностях шахт. В воздухе много загрязнящих веществ. Мужчины умирают рано, нередко из-за несчастных случаев на производстве.
И жителей города почти достали протестующие, которые три недели осаждают столицу Киев и его главную площадь – Майдан.
"Пора разогнать Майдан и заставить этих паразитов работать", - говорит Алексей Джугастранский, 46-летний шахтер из Енакиево.. "Пока мы работаем в шахтах и рискуем своими жизнями, они там в Киеве бастуют и гробят Украину".
Битва за будущее Украины углубила противостояние между западной и восточной частями этой страны с населением в 46 миллионов. На востоке большинство людей говорят по-русски, смотрят российское телевидение и считают связи со своим большим соседом необходимыми для экономического выживания Украины..
Проесты начались после того, как 21 ноября президент Виктор Янукович притормозил подписание соглашения о более тесном сотрудничестве с Европейским Союзм и вместо этого решил восстановить торговые связи с Россией.
Два раза в прошедшие выходные в Киеве на митинги выходили сотни тысяч человек, а некоторые протестующие разбили палаточный лагерь на площади Независимости, которую называют Майдан, требуя отставки Януковича.

Опросы общественного мнения показывают, что ЕС пользуется у украинцев большей популярностью, чем Россия, и многие опасаются, что доставшаяся так трудно независимость пострадает, если страна ещё ближе окажется в зоне притяжения России.
Однако на востоке Украины, промышленном центре страны, большинство людей открыто презирают прозападных протестующих, многие из которых – студенты.
Кремль использовал это укоренившееся разделение на восток и запад в своих решительных усилиях, чтобы предотвратить подписание соглашения с ЕС и удержать Украину в сфере своего политического и экономического влияния.
В Енакиево – городе в Донецкой областие с населением 100.000 человек, находится девять угольных шахт, из которых действуют шесть, а также металлургический и коксохимический заводы.
Устаревшее оборудование и слабая техника безопасности превратили украинские шахты в одни из самых опасных в мире. На шахте советских времен имени Карла Маркса, где работает Джугастранский, во время обвала в 2008 году погибло 13 шахтеров.
Уровни загрязнения в Донецке часто в несколько раз превышают официально допустимые уровни. Средняя продолжительность жизни мужчин в этой области - 57 лет, а по стране она составляет 66.
Донецкая область, которая даёт более четверти поступлений в бюджет Украины, зависит от российских рынков и – самое главное – от поставок российского природного газа.






Sergei Grits / AP
Владимир Топоров, бригадир Енакиевского металлургического завода.


"Лишить нас связи с Россией, - это всё равно что ногу отрезать", - говорит 33-летний Владимир Топоров, бригадир Енакиевского металлургического завода. "Мы на одной ноге до Европы не дотопаем"
Политическое противостояние на Украине усугубляется быстро ухудшающимся финансовым положением. Более года в экономике наблюдается спад, и правительству отчаянно требуется зарубежное финансирование, чтобы избежать дефолта. Когда переговоры с МВФ застопорились, Янукович попытался получить срочный заём в России.
Николай Загорука, глава донецкого отделения партии Януковича Партия Регионов, сказал, что предлагаемое соглашение с ЕС привело бы к закрытию крупнейших шахт и предприятий области, и тяжёлые последствия от этого ощутила бы вся страна.
"В нашем обществе произошёл бы взрыв" – сказал он. "А студенты с киевского майдана, которые ещё ни одной копейки не заработали, стали бы первыми жертвами ЕС".
Донецк – это родина одного из самых богатых людей Украины, Рината Ахметова, и других олигархов, которые поддерживали Януковича. Ахметов финансировал строительство в Донецке самого большого в Европе стадиона, где в прошлом году проходили матчи чемпионата Европы по футболу.
Антиправительственные выступления проходят во многих городах Украины, но в Донецке, городе с населением в один миллион человек, на протесты вышло лишь несколько десятков.
"Мы в изоляции" – говорит Вольга Шейко, 38-летняя адвокат, которая принимала участие в недавних антиправительственных выступлениях. "Мы говорим о свободе, демократии и интеграции в Европу, но нас никто не слышит. Даже если и есть сторонники интеграции с ЕС, они просто боятся об этом говорить вслух. Здесь, на востоке, это небезопасно".
Янукович заверил ЕС в твердом намерении подписать соглашение о политической ассоциации и свободной торговле, но неожиданно изменил решение за неделю до запланированного подписания в конце ноября.
Это рассматривается как успех России, которая ввела запреты на импорт некоторых украинских товаров и пригрозила дальнейшими торговыми санкциями, чтобы продемонстрировать тот ущерб, который Москва может нанести Украине, если Янукович подпишет соглашение с ЕС.
Россия также пообещала Украине скидку на поставки природного газа и иные привилегии, если та войдёт в Таможенный союз – торговый блок с участием бывших союзных республик Беларуси и Казахстана, в котором доминирует Россия.
Прошедшая на прошлой неделе встреча Януковича с российским президентом Владимиром Путиным вызвала опасения, что Украина вот-вот вступит в Таможенный союз, а этот шаг наверняка вызовет ярость настроенных на евроинтеграцию украинцев и приведёт к ещё большим протестам в Киеве..
Однако на востоке страны большинство считают Россию лучшим партнёром и внимают предупреждениям Кремля о том, что пакт с ЕС разрушит торговые связи с Россией и приведёт к экономической катастрофе.
"Беларусь, Россия и Казахстан – наши братья, зачем от них уходить?" – спрашивает Юрий Галабурда, 43-летний шахтёр из города Украинск.
В отличие от Енакиево, где большинство шахт и заводов работают, в Украинске действует всего одна шахта. В городе осталось 10000 жителей, это половина того населения, что проживало в нём раньше. Многие многоэтажки советских времен пустуют, окна в них разбиты. По улицам бродят стаи бездомных собак.
Галабурда говорит, что в ситуация в городе была ещё хуже после оранжевой революции в 2004 году, когда к власти пришло про-западное правительство.
"Мы боимся, что будет еще хуже. После оранжевой революции нам вообще не платили. Сейчас вроде жизнь потихоньку налаживается».

perevodika.ru