Разгон евроинтеграционного митинга ночью 30 ноября в центре Киева спровоцировал массовые протесты. Видеоролики, демонстрирующие как украинское спецподразделение "Беркут" разгоняет протестующих, были выложены в социальные сети и вызвали возмущение граждан, политиков и международного сообщества. В итоге на Михайловской площади в центре Киева уже утром 30 ноября собрался многотысячный митинг.
В ответ на разгон митинга оппозиция заявила о намерении блокировать работу парламента. Ряд стран также осудили силовой разгон евромайдана. Так, например, правительства Литвы, Польши, Германии, Италии, Канады, Великобритании вызвали послов Украины для того, чтобы разобраться в ситуации в стране.
Министр иностранных дел Польши Р. Сикорский заявил, что Польша и Евросоюз готовы помочь Украине имплементировать соглашение об ассоциации и присоединиться к Европейскому союзу.
Все политические требования митингующих сводятся к одному: отказу от присоединения к Таможенному союзу и подписанию договора об ассоциации с Евросоюзом, а также проведение дальнейшей евроинтеграции, логическим завершением которой будет вступление в ЕС.
О вкусах не спорят, однако каждое принятое решение имеет свою цену. Причем цену не только политическую, но и вполне реальную – экономическую. Большая часть протестующих не понимает или не хочет понимать экономические последствия вступления Украины в ЕС. В этом их вины нет, ведь они простые обыватели и едва ли их профессии связаны с глобальными экономическими процессами. А вот те, кто понимает и сознательно молчит, те определенно хотят получить некую политическую выгоду от ситуации.
Давайте попробуем хотя бы немножко разобраться в цифрах. Торговый баланс Украины сегодня далек от идеала: экспорт товаров и услуг Украины в 2012-м году составил 82,3 млрд долларов и был заметно меньше импорта (91,4 млрд долларов). Такое соотношение экспорта и импорта является плохим "диагнозом" для современной Украины.
Объем общего экспорта Украины и СНГ составляет 36,8 проц. от общего количества (Россия — более 25 проц.), в страны Азии идёт 25,7 проц., Европа — 25,3 проц., Африка — 8,2 проц., Америка — 3,8 проц. Стоит отметить, что экспортируемые товары также различаются в зависимости от страны или региона. К примеру, Россия в основном экспортирует железнодорожные локомотивы, механические машины, Европа же зерновые культуры, жиры и масла, удобрения.
Картина импорта на Украину выглядит следующим образом: РФ (32,4 проц.), Китай (9,3 проц.), Германия (8 проц.), Белоруссия (6 проц.), Польша (4,2 проц.), США (3,4 проц.), Италия (2,6 проц.). РФ поставляет нефть и механические машины, Китай — электротехнику и потребительские товары; Германия — сложную технику и автомобили, другие европейские страны – продукты переработки нефти.
По данным Росстата, в январе-сентябре 2013 года в российском экспорте доля Украины составляла всего 4,6 проц., т.е. в случае потери украинского рынка Россия несет не такие уж и большие убытки (хотя это рабочие места и реальные деньги).
2013-й ещё не подошел к концу, однако общий экспорт и импорт Украины снизился почти на 10 проц. по сравнению с показателями 2012-го года, что говорит о критической ситуации в украинской экономике. Поэтому прежде чем подписывать различные ассоциации, стоит крепко подумать над будущим украинской экономики. Недавно правительство Украины просило у Евросоюза астрономическую сумму в 160 млрд евро на реформирование экономики страны. После недавних событий цифра уменьшилась до 10 млрд евро. Но по мнению экспертов украинского Института экономики и прогнозирования, в случае подписания договора об ассоциации, Украине необходимо будет как минимум 40 млрд долларов для компенсации убытков в торговле с Россией, перехода на евростандарты, выполнения энергетических директив и стабилизации курса гривны. Где брать эти деньги и пойдет ли на это ЕС – вопрос открытый.
Таким образом, подписание соглашения об ассоциации с ЕС имеет определенную экономическую цену. Жителям Украины прежде чем ходить на Майданы необходимо подумать готовы ли они отказаться от привычного комфорта на ближайшие годы (а то и десятилетия), чтобы их дети (а может и внуки) жили в Европе. Хотя гарантии никто никогда дать не сможет. Время нынче очень рискованное: кризисы, катастрофы, наводнения, а украинцы все о Европе, да о Европе…
|