Юрий Баранчик Родился в 1972 году в Минске. В 1994 г. окончил философское отделение Белорусского государственного университета (БГУ). В 1994-1996 годах преподавал философию в вузах республики, кандидат философских наук. Работал в министерстве образования республики, администрации президента РБ, Институте социально-политических исследований при АПРБ, министерстве иностранных дел, НИИ теории и практики госуправления Академии управления при ПРБ. С 2007 года – руководитель информационно-аналитического портала «Империя».


05 марта 2013 Юрий Баранчик
Украина-ЕС: о ходе переговоров

Присоединение Украины к Евразийскому союзу стало бы важной победой в деле формирования объединения как самостоятельного и независимого политического и экономического игрока в мире. Особую актуальность данной проблеме придает состоявшийся недавно саммит Украина-ЕС.
Напомню, что этот саммит должен был пройти в 2012 году, но, по многим причинам, главной из которых был ряд требований Европы к украинскому руководству из-за дела Тимошенко и выборов в украинский парламент, он так и не состоялся. Только после того, как Янукович сделал очередной, но сильный реверанс в сторону России и Евразийского союза, в Европе решили изменить свою позицию и дали добро на проведение форума.
На первый взгляд, по итогам саммита руководство Украины добилось решения стоящих перед ним задач по вопросам принципов и механизмов взаимодействия с Евросоюзом. Так, экс-министр иностранных дел, Владимир Огрызко, заявил о том, что итоги саммита являются «однозначно позитивными, поскольку они продемонстрировали желание обеих сторон найти компромисс". Его мнение поддержал и регионал Олег Зарубинский: "Саммит очень важный для Евросоюза -- не меньше, чем для Украины. Если обратить внимание на высказывания европейских участников, то результаты успешные". В той же тональности говорят и лидеры оппозиции -- «Батькивщины» и УДАРа.
Не менее восторженны и отзывы европейской стороны. Так, президент Европейского совета, Херман ван Ромпей, подчеркнул, что "саммит проходит в ключевой момент" истории отношений между Киевом и Брюсселем. По его мнению, именно в этом году в этих отношениях может быть достигнут "исторический скачок", если осенью, на саммите в Вильнюсе, соглашение об ассоциации и свободной торговле между Украиной и ЕС все-таки будет подписано.
Обратный отсчет для Украины - условия и даты от Евросоюза

Вместе с тем, ключевые лица европейской внешней политики, несмотря на бравурную риторику, подчеркнули, что общие разговоры остались в прошлом - Украина приняла на себя ряд жестких и четких обязательств, исполнение которых позволит ЕС оценить серьезность намерений Киева интегрироваться с Евросоюзом. Так, ван Ромпей назвал май 2013 года крайним сроком, когда в Брюсселе хотят увидеть "конкретные достижения" в трех сферах, которые ЕС считает проблематичными для Украины: "выборочное правосудие", недостатки парламентских выборов 2012 года и реформы в экономике. Жозе Мануэль Баррозу также подтвердил - от Украины все ждут конкретных действий, а не слов, и задачи, стоящие перед Украиной, настолько четкие, что "их выполнение не займет много времени, и результат можно будет увидеть невооруженным глазом".
Т.е. европейские лидеры поставили руководству Украины три конкретных условия и назвали два срока, которые, по сути, поставят точку в дискуссии относительно европейской интеграции Украины: май и ноябрь 2013 года. Понятно, что в плане риторики украинское руководство вынуждено будет сделать все, для того чтобы внешне соблюсти политес и продемонстрировать свою договороспособность.
Кто заплатит за дорогу Украины в Европу? Газовый аспект

Реальные проблемы украино-европейского диалога лежат за рамками дипломатического дискурса и заключаются в решении ряда очень конкретных проблем. Важнейшие из них, ставшие просто фетишем украинской политики, -- объем и цена российских поставок газа на Украину и судьба украинской ГТС. Это ключевые вопросы, без решения которых все договоренности, достигнутые между нынешним, подчеркиваю, руководством Украины и ЕС, можно будет через полтора-два года максимум сдавать в архив.
Значит, договориться о чем-то с ЕС Украина смогла, но вот выполнение этих договоренностей во многом зависит от России, которая никакого отношения к прошедшему в Брюсселе саммиту не имела и, соответственно, не обременена необходимостью выполнения каких-либо украино-европейских договоренностей, достигнутых без ее участия.
В этом плане выбор, который стоит перед Россией и Евразийским союзом после «успешного» для его участников саммита Украина-ЕС, чрезвычайно прост.
На мой взгляд, он состоит из двух пунктов :
1. Россия соглашается на уход Украины в Европу и готова финансировать этот процесс за счет низких цен на газ, разыгрывания спектакля по поводу взятия в аренду украинской ГТС и получения Украиной других бесплатных ништяков за счет России. Этот путь повлечет за собой соответствующий информационный фон в виде очередной оглушительной и окончательной победы Киева над «москалями».
2. Россия против. Соответственно, Киев и ЕС будут самостоятельно оплачивать дорогу Украины на Запад. Это, естественно, повлечет за собой другую информационную кампанию, но России к ней, в принципе, не привыкать, поэтому нестрашно -- покричат и вынуждены будут платить неустойку.
А предварительно Киев должен будет отдать 7 млрд. долларов за непотребленный ранее газ, в соответствии с подписанным договором -- то есть выполнять все подписанные с Россией договоренности до тех пор, пока они не перестанут действовать в юридическом плане или не трансформируются в новые договоры.
Каждый при своих интересах -- о тактике и стратегии Евразийского союза

В данном контексте целью России и Евразийского союза должно быть только строгое соблюдение своих личных интересов и резкая реакция на поведение Украины.
Напомню, что такая стратегия Москвы и Казахстана принесла в свое время вполне конкретные успехи, когда в 2010 году белорусское руководство очень долго пыталось затормозить процесс создания Таможенного союза, который, в отличие от предыдущих договоренностей с Москвой, налагал уже вполне серьезные обязательства на официальный Минск.
И только после того, как было прямо сказано: в случае неподписания документа Россия закроет свою границу для белорусских товаров и введет европейские цены на нефть и газ -- официальный Минск понял, что дергаться дальше не получится.
Установка Москвы на то, что каждый оплачивает дорогу в Европу самостоятельно, тогда сработала.
Шулерская игра Украины: свободного газа нет

На чем основывается, по сути, шулерская игра Украины и ЕС? На шантаже. Это классическая разводка доверчивого клиента: мы обо всем договорились, у нас уже все хорошо, ваше (России) дело оплатить этот банкет на двоих. Ни больше ни меньше.
Все эти разговоры о поставках газа из Европы яйца выеденного не стоят: газ серьезно не подешевеет, да и нет тех мощностей, которые бы могли обеспечить такой объем газа для Украины из Европы.
Вот мнение гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова: «Украине надо закупать газ в Восточной Европе. Однако там не у кого брать газ. Сейчас Украина может возить газ только из Западной Европы – в виде спотового газа или российского газа, поступающего по «Северному потоку». На спотовый рынок идет в основном сжиженный газ, а СПГ-терминалы есть только в Западной Европе: в Голландии, Бельгии, Франции и Испании. В Восточной Европе СПГ-терминалов нет, а в Польше пока только строится. Другой вариант – покупать российский газ, который по «Северному потоку» попадает в Германию и дальше по газопроводу ОПАЛ в Чехию».
Все это означает, что свободных 30 млрд кубометров газа на европейском рынке просто нет. Что и подтвердила сама Украина, которая за весь прошлый год купила в Европе не больше 1 млрд кубометров газа.

Как Союзу пресечь шулерские разводки "Украина-ЕС". Взгляд из Белоруссии - Юрий Баранчик