26.10.2023г.

Исторические напёрстки

Отдохнём от политики и войн, страничка истории, как в благословенные времена. Но трудно обойти текущие новости, поэтому читаем: Папа Римский Франциск наградил премьер-министра Армении Никола Пашиняна одной из высших наград Ватикана — орденом Пия IX...
«За вклад в укрепление связей между Арменией и Святым Престолом».

Давно передние лапки чесались на эту побрякушку с цепью, да всё персонажи квёлые были в числе награждённых, типа Нурсултана Назарбаева и пожилых иностранных послов, просидевших в Ватикане неприличное количество лет. А тут прям всё в строку легло, каков поп — таков приход.



Рыцарский орден Пия IX

Кратко. Начнём с дел около-небесных, чем Папа Римский Пий IX (работал в Ватикане ключником св. Петра 1846-1878 гг., полное имя Джованни Мария Мастаи-Ферретти) знаменит в узких церковных кругах. Во-первых, на престоле сидел необычайно долго, целых 32 года, это самый продолжительный понтификат в истории Римско-католической церкви после апостола Петра, 31 год, 7 месяцев и 22 дня. В историографии Запада — наиболее часто цитируемый понтифик, названный «непогрешимым узником».

За время своего пребывания в должности Папы Римского, Пий IX примирение между восточным обрядом христианства и западным сознательно сделал непреодолимым, сломав через колено почти весь свой епископат, протащив две вероучительные реформы — «догматы о непорочном зачатии Девы Марии» и «непогрешимости Пап в вопросах веры и морали».




После этого тема церковного диалога исчезла окончательно, именно эти нововведения поставили крест примирении двух Церквей. После смерти Пия IX высшее католическое духовенство раскололось на два непримиримых лагеря, отцы из Нового света, Африки, Юго-Восточной Азии, части Восточной Европы десятилетиями отказывались запускать процесс причисления Папы к лику святых или блаженных.

С огромным трудом кардинальская курия решение протащила в 1907-м году, чтобы... без малого сто лет ломать копья и преодолевать стойкое неприятие личности и «заслуг» Пия IX среди католических епископов. Лишь директивным распоряжением третьего сентября 2000-го, с нарушением всех мыслимых норм и законов, он был причислен к лику блаженных Римско-Католической Церкви.



Вехи биографии.

Джованни Мария Мастаи-Ферретти родился 13-го мая 1792-го года в крошечном городке Сенигаллия Папского государства, был самым младшим отпрыском старинной графской династии. Само собой, не мог претендовать на фамильный титул и наследство, дорога у таких аристократов была либо в армию, либо в Церковь. Но и здесь были препятствия, с пятилетнего возраста у малыша Джованни начались частые приступы эпилепсии, на военной службе можно было ставить крест, как в принципе на духовной стезе, поскольку неофициально болезнь считалась «печатью дьявола» среди высшего духовенства, несмотря на народную любовь к всяким буйнопомешанным и одержимым.
Но родственник семьи Мастаи-Ферретти — Папа Пий VII (1800–1823 гг.) идёт наперекор традиции, даёт «особое разрешение» на принятие священства болезненному и нелепо выглядящему семинаристу (всю жизнь его правая часть тела была развита менее левой) по прозвищу «няня Джованни», поскольку кандидат не вылезал из приюта для детей-сирот всё время обучения в Римской семинарии. Вскоре после рукоположения в священный сан по Ватикану поползли слухи, что эпилептик Мастаи-Ферретти исцелился.





Чистая правда, приступы болезни проявились только через тридцать лет, когда уже Папа Пий IX бежит из восставшего против него Рима, переодевшись простым монахом в карете баварского дипломата. Потом наступает новая длительная рецессия, чтобы в начале 1870-х завершиться почти еженедельными приступами. Они случались неожиданно, часто во время официальных приёмов и богослужений (вскоре отменённых до самой смерти понтифика). Дипломаты при святом Престоле писали в столицы своих стран: постоянно наблюдаем помутнение рассудка Его Святейшества, перемежающееся с приступами эпилепсии, после которых он выглядит настоящим мертвецом.

Получив назначение в город Сполетто, будущий папа оказывается в гуще мятежа карбонариев, которое возглавляет будущий император Франции Наполеон III, арестованный потом папскими войсками и освобождённый по просьбе молодого прелата. Джованни храбро появляется с церковными процессиями перед правительственными войсками, запрещает мятежникам готовить город к обороне и вести огонь по воинству Папы.

По итогу недельных «миротворческих миссий» сдавшимся карбонариям разрешают покинуть Сполетто, епископ Мастаи-Ферретти выписывает им паспорта Папской области и щедро снабжает деньгами, отравив восвояси. Протестантская пресса Европы взахлёб рассказывает о самом прогрессивном католике, пошедшем наперекор «мракобесам-убийцам», а либералы Италии делают из епископа едва ли не икону «национального примирения». Джованни получает повышение, становясь архиепископом Имолы, а через шесть лет... в обход всех правил — 255-м епископом Рима.

Для этого он был назначен кардиналом «in pectore» Папой Григорием («от сердца», секретным единоличным решением без одобрения конклава). Проходит ещё шесть лет и 16-го июня 1846-го года Джованни Мария Мастаи-Ферретти избирается новым понтификом Римско-католической Церкви, вызвав переполох в политических кругах крупнейших католических держав Европы. Точнее всех опасения высказал канцлер Австрии князь Меттерних:
«Прошёл год после избрания Папы, он с каждым днём являет себя всё менее годным к практической жизни. Рождённый в либеральной среде, он прошёл плохую школу; хороший священник, но негодный к управлению; добрый сердцем, но не слишком умный. Дал за такой короткий срок так запутать себя в политические сети, что закончит изгнанием из Рима».

Пророк этот князь Меттерних, потом давший саркастическую оценку взглядам папы Пия IX: «даже окружающие его кошки были либералами». В принципе, был прав полностью, поскольку после водружения тиары понтифик начал удивлять даже прогрессивные круги протестантов своими поступками. Освободил всех политических заключённых и карбонариев с тяжкими статьями, начал устраивать светские праздники с приглашением женщин в садах Квиринале, чтобы вывести дремучую и депрессивную Папскую область из экономического небытия — потребовал строительства железных дорог, (ненавистных его предшественнику). Рим получил газовое уличное освещение, была отменена цензура в прессе и таможенные пошлины на все товары.



Ватикан, конец 19-го века

Евреи всей Европы рукоплескали, когда новый Папа публично счёл «нелепым» закон своего коллеги Льва XII, обязывавший иудеев посещать христианские проповеди раз в неделю. Италия восхищалась понтификом, где бы он не появился — толпы восторженно кричали, бросали цветы, в сельских районах люди падали ниц и целовали отпечатки башмаков Пия IX.



Иуда.


Но вот наступил «бунташный 1848-й», по Европе прокатились революционные волны. Кровью были залиты Сицилия, Париж, Вена, Неаполь, Рим, Венеция, Флоренция, Берлин, Милан, Краков, Варшава и Будапешт. Глядя с растерянностью на полыхающий Апеннинский полуостров (собственность Австрийской Империи, на секундочку) и поддержанный криками многотысячных толп, Папа произнёс в одной из проповедей: «Да благословит Господь Италию».

Что тут началось, народное обожание достигло небес, революционеры и либералы увидели в этом знак свыше и одобрение народно-освободительного движения Самим Господом.
Хотя австрийские политики и царедворцы посмеивались, они прекрасно были осведомлены о переписке Пия IX с некоторыми католическими епископами. Где понтифик не раз выступал яростным противником объединения Италии, поскольку такой процесс автоматически обнулял существование Папской области, из могущественного сеньора обитатель папских покоев превращался в пусть высшее, но нищее духовное лицо.

Революции 1848-го закончились, начался знаменитый «парад Конституций», князья и короли Италии сдавались перед неистовством народных выступлений. Неаполь, Флоренция, Пьемонт стали демократичными регионами с претензией на самоопределение, саму Вену тоже тряхнуло, князь Меттерних начал сдавать назад и намекать на уход австрийцев. Правда, всё было обставлено хитро, канцлер Австрии требовал единоличного представителя Италии для диалога и юридического оформления уступок. Народ с надеждой смотрел Папу.

Но тот всего лишь даровал конституцию Папской области, постановил избирать Кабинет министров. И всё... На призывы и прошения стать объединителем итальянских земель и представлять будущую страну на переговорах в Вене понтифик не откликался, а после бегства канцлера Меттерниха из Австрии всё рухнуло в хаос. Правительство Вены пребывало в замешательстве, армия заперлась в казармах и ощетинилась штыками, на улицах бушевали революционные митинги и протесты.

Итальянские карбонарии посчитали момент удобным, полыхнуло повсеместно: австрийцы были изгнаны из Милана, власть перешла к республиканскому правительству. Потом в Турине газета «Il Risorgimento» («Воссоединение») напечатала на первой полосе фактический призыв к революционно-освободительной борьбе, издатель граф Камилло Кавур тиснул воззвание:
«Последний час пробил! Перед народом, правительством и королём лежит теперь лишь один путь — освободительная война!».

Король Карл-Альберт сообщил, что Пьемонт вооружается и выступает против Австрии, его поддержал Великий герцог Тосканский Леопольд II и король Фердинанд Неаполитанский. Регулярные части и десятки тысяч добровольцев стекались в революционные армии, но основная часть будущих повстанцев устремилась в Рим в полной уверенности, что объединителем Италии станет Пий IX, ведь главнокомандующий войсками Папской области генерал Джованни Дурандо двинул батальоны на север и заявил, что Австрия объявила войну «христианской Италии», это будет:
«угодная Богу война, крестовый поход со священной целью изгнать захватчиков со священной итальянской земли!».

Вот тут-то Папа Пий IX пришёл в ужас. На целую неделю исчез с радаров, на круглосуточные бдения народных масс у резиденции не реагировал. Видимо... с либерально настроенными котами совещался, чтобы 29-го марта выйти с речью, всех повергшей в растерянность пополам с гневом. Понтифик заявил, что не собирается возглавлять движение за объединение Италии, более того — является категорическим противником подобного акта, а « богобоязненные итальянцы должны забыть об идее объединения страны и поклясться в преданности правителям своих государств», конец цитаты.
Нетрудно догадаться, какой резонанс вызвало заявление всенародно обожаемого Пия IX.

Набравшее обороты освободительное движение сначала завибрировало, немедленно появились аристократические фракции «примирения» с Веной, но подавляющее большинство простых итальянцев кричали на улицах «Папа — предатель!». Тем самым поставив точку на его былой славе народного защитника. Рим забурлил, Папа вывел войска на улицы и целых семь месяцев древками пик швейцарцы усмиряли толпу.




Но после того, как Первый министр папского Кабинета граф Пеллегрино Росси был зарублен офицерами повстанцев на ступенях своей «Канчеллярии», Пий IX понял, что будет следующим. Переодевшись простым монахом, он сбежал из Рима к королю Фердинанду в Гаэту. Стал ждать развязки в полной изоляции. А она вскоре наступила, войска революционеров были многочисленны, но против кадровой австрийской армии явно не плясали.

Полуживой, но яростный и беспощадный фельдмаршал Йозеф Радецкий в скоротечных сражениях разгромил бунтовщиков, с триумфом вошёл в Милан.
Австрия возвратила контроль над Венецией-Ломбардией, заключила с Неаполем сепаратный мир, приняла капитуляцию Папской области и Рима. Единственным оплотом революции оставалась Венеция, отбившая несколько попыток австрийских войск приблизиться к городским стенам.

Дальнейшую кутерьму нет смысла описывать, освободительное движение рассыпалось благодаря письменным призывам Папы Пия IX, грозившего бунтовщикам отлучением от церкви. Свои войска он смог из состава революционных войск вернуть в казармы, объявив нейтралитет Папской области. Сражающиеся неаполитанцы сдались, а обретение Италией независимости отсрочилось на двадцать лет. Политическая карьера понтифика закончилась позором.

Выводы тут лишними будут, наверное. Печать Иуды на долгие десятилетия легла на репутацию Пия IX, но запершийся в собственной резиденции понтифик не горевал. Несколько раз попытавшись наставлять простую паству и аристократию государственными прожектами и получив гневные крики «Убирайся!», Папа занялся догматикой, здесь став настоящим стахановцем по выработке грунтов около ада, круша основы католичества.

В 1854-м году он единолично провозгласил Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, спровоцировав бунт богословов, заявивших: Ватикан потакает дремучему мистицизму невежественной толпы, спасающейся от «суровых обязательств Веры в сентиментальных объятиях Матери Божией, о целомудрии которой Святому Писанию неведомо».

Но Пий IX специально выпустил отдельный Эдикт, сообщив: мятеж против воли Папы будет расцениваться как каноническое преступление. После этого ближайшее окружение стало слышать фразу: «Я есть ваше Предание!».

Когда давление кардиналов и архиепископов стало откровенно нарастать в вопросе продолжения диалога с Православием и особенно с Константинопольским патриархом, Пий IX делает очередной «ход чёрным конём», канонизирует личным решением упыря и душегуба, униатского архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича, растерзанного народом за свои зверства в отношении к православным в 1623-м году.

Точно так же он причисляет к лику святых другого людобоя и маньяка, испанского инквизитора Арагона, убитого евреями-маранами в 1485-м году.



Убийство архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича

Решение вызвало протесты испанского епископата и королевского двора, осведомлённых о творимых душегубом зверствах, газеты Мадрида писали:
«Папа Пий IX освятил своим решением самый свирепый фанатизм, не имевший к справедливости Божией никакого отношения, для нас Арагон останется одним из самых страшных преступников, как и постановил по результатам следствия Королевский Суд».

Так откуда у понтифика такая высокая цитируемость и популярность во всей историографии, спросите...
Хорошо, следите за напёрстками. Образ «затворника-страдальца» впервые был очерчен после грандиозного поражения Франции в молниеносной франко-прусской войне 1870-го года. Тогда французский гарнизон (гарантировавший Папской области неприкосновенность) был отозван домой, чем немедленно воспользовались объединенные итальянские войска.

Они оккупировали владения Папы, объявили о конце Папского государства и назвали этот акт «концом эпохи Рисорджименто», завершением национального освобождения Италии.

Пий IX немедля объявил себя «узником Ватикана» и собрал по всему миру немало жалостливых слезниц и... миллионы золотом (собирались средства якобы на выкуп). Сокровищница Ватикана ломилась. А потом, по высказыванию современника:

«…подверженный постоянным припадкам эпилепсии Пий IX стал впечатлительным, капризным, импульсивным и непредсказуемым. Его яростный мистицизм заставил в 1870-м году получать «откровения свыше», закончившиеся принятием Догмата о непогрешимости Папы».

Когда собрался Ватиканский Собор, призванный больного и старого человека отговорить от подобной ереси, он устраивал (помимо регулярных припадков эпилепсии) театрализованные шоу, с пеной бесноватого клеймил кардиналов, богословов и архиепископов «ослами», «предателями», «главарями шаек сектантов». Всем грозил отлучением и карами Господними. Собор пошушукался, от греха подальше утвердил минимальным количеством голосов Догмат 1870-го, большая часть духовенства либо не явилась, либо воздержалась.





Так что... от души поздравляем «Иуду армянского народа» Никола Пашиняна с орденом «Иуды итальянского народа», награда нашла своего героя. Восьмиконечный крест на золотой цепи эпилептика, сошедшего с ума мистика, разрушителя диалога восточного и западного христианства, возомнившего себя «непогрешимым» — отличная иллюстрация образа мысли наших заклятых партнёров. Нужно отдать им должное... сопротивлялись в Ватикане появлению награды с позорным именем почти сто лет (большей частью за счёт позиции итальянских кардиналов). Вот такая история.


https://telegra.ph/Orden-Iudy--vyssh...shinyana-10-26