5 сентября 2013

Александр Горбенко





Госсекретарь США Джон Керри передумал лететь в Санкт-Петербург на саммит G-20. Причиной, скорее всего, следует считать обвинение во лжи, прозвучавшее из уст Владимира Путина. Керри, видимо, обиделся.
На встрече с российскими правозащитниками президент поделился впечатлениями от американских слушаний по вопросу интервенции в Сирию. Они проводились с представителями сенатского комитета по международным отношениям. И желание убедить сенаторов в необходимости военной операции против Сирии у представителей американской администрации было столь велико, что в ход пошло искажение реальности. По этому поводу Путин выразился резко:
«…Врут, конечно, некрасиво. Я посмотрел дебаты в конгрессе. Конгрессмен спрашивает господина Керри: «Есть «Аль-Каида»? Говорят, что они усилятся?» — «Нет, говорим ответственно, что их нет». …Самое основное боевое звено — это «Аль-Нусра» так называемая — это подразделение «Аль-Каиды». Они знают об этом. И просто мне было не очень приятно и удивительно это, мы же с ними общаемся, мы исходим из того, что это приличные люди. Ну, врёт. И знает, что врёт. Это печально».
Владимир Путин не назвал лжецом напрямую Джона Керри. Однако о ком идёт речь ― понятно. Слова о том, что сирийские вооружённые группировки (оппозиция) становятся всё более умеренными, приверженными демократическому процессу, светскому развитию Сирии и даже (!) конституционной защите меньшинств, принадлежат именно Керри. Утверждать такое мог бы тот, кто на днях свалился с Луны. А тут ― целый американский госсекретарь!
К слову, Керри на слушаниях также позволил себе высказаться о российском президенте, не называя его имени, но вполне определённо по смыслу сказанного:
«Некоторые люди в некоторых местах удивительным образом и вопреки всем уликам поставили под сомнение, действительно ли было произведено это нападение. Я повторяю сегодня здесь без всяких экивоков ― только самое упрямое желание не замечать реальность, только самые неискренние политические цели могут заставить предположить, что это не случилось, как мы это описали».
Понятно, что речь идёт о Путине. Он говорил на днях об американских «доказательствах» причастности сирийской власти к химической провокации. Всё, что смогли представить США, ― ничего не доказывает. И Путин потребовал или представить более веские аргументы, или подождать выводов комиссии ООН. Но это требование вызвало только раздражение американской администрации. США вообще не привыкли, чтобы кто-либо выдвигал ним требования. Вот американский чиновник и не удержался от оскорбления. И получил в ответ справедливое обвинение во лжи.
Надо сказать, что просмотр сенатских слушаний действительно, мягко говоря, заставляет задуматься. Обратимся к первоисточнику (стенограмма).
Сенатор Джонсон поинтересовался у Керри, что тот знает об «оппозиции»? Как она изменилась за два года? Он поделился опасением, что если изначально «оппозиция» была более «прозападной», то сейчас, по его личному впечатлению (вполне справедливому), ― «её дух стал пропитан «Аль-Каидой».
Керри ответил, что это неверно в принципе. Что оппозиция становится всё более умеренной, всё более склоняется к соблюдению «некоторых, знаете, демократических процессов, в которые all-inclusive (всё включено), вплоть до защиты меньшинств». О как!
Цитата из речи госсекретаря:
«Таково моё понимание, потому что я вчера разговаривал с президентом оппозиции (!) ― он сейчас в Германии, встречался с немецким парламентом. Он приезжает в Великобританию, будет встречаться с парламентом в Великобритании. И он готов приехать сюда, для того чтобы встретиться с вами, и вы можете иметь возможность пообщаться с президентом Ахмадом Джарбой и встретиться с оппозицией, чтобы получить гораздо лучшее представление о том, кто они».
Чтобы не оказаться в положении доверчивых американских парламентариев, давайте и мы постараемся получить представление о «президенте Джарбе». Это уголовник. В Саудовской Аравии Джарба был осуждён за контрабанду наркотиков, но в 2008 году был выдан Сирии в рамках соглашения об обмене заключенными. Также он был осуждён за мошенничество. Эмир Катара Хамад бин Халиф а-Тани попросил Джарбу убить министра иностранных дел Катара, который находился в изгнании в Сирии после свержения эмира Халифа (отца). Взяв за работу деньги, Джарба явился к министру, сообщив о заговоре, и получил вознаграждение и от него. Разразился скандал, и мошенника пришлось срочно отправить за решётку. Теперь госсекретарь США именует Джарбу «президентом» и собирается представить сенаторам для того, чтобы они прониклись «демократической сущностью» сирийских уголовников и террористов.
Далее Керри продолжает убеждать сенаторов, что для беспокойства нет никаких причин:
«Я видел некоторые последние данные о количестве экстремистов в «Аль-Нусра». Они на самом деле ниже, чем прежние ожидания. Я также говорю вам, Сирия исторически была светским государством, и подавляющее большинство сирийцев, я думаю, хотят жить в светском государстве. Это ― наше решение и мнение наших хороших друзей, которые лучше, чем мы, знают отношения в своём регионе. Я говорю о Саудовской Аравии, Эмиратах, Катаре, турках, иорданцах ― все они считают, что если будет достаточно быстрый переход (власти), то Сирия останется светской».
Это да. Саудовская Аравия и Катар понимают толк в светских государствах.
К слову: сенатор Джонсон показал гораздо больше здравого смысла. Он попытался найти «логическое примирение» между заявлением Барака Обамы о том, что нужен только «ограниченный военный ответ» без втягивания в гражданскую войну, и ранее провозглашенной целью США ― свержением Башара Асада:
«Но нашей целью является, избавление от Асада? …Если мы собираемся пойти туда в военном отношении, то почему бы нам не попытаться сделать более нокаутирующий удар? …Или это не для смены режима?»
На это Керри дает гораздо более честный ответ:
«Наша цель заключается в оказании помощи оппозиции. …Причина (демагогии об ограниченном ответе. ― Прим. ред.) в том, что президент прислушивается к американскому народу и сделал политическое решение, которое исходит из представлений о том, чем не должны заниматься Соединённые Штаты».
Вот здесь верю. К тому же, относительно причин такого политического решения, Керри тоже высказался достаточно откровенно:
«Если мы не будем действовать, союзников у нас станет меньше».
То есть «хорошие друзья не поймут». Однако союзников у США станет меньше при любом варианте. Наименее болезненным выходом для американцев было бы неодобрение парламентом США военной операции ― так элегантно уже вышла из затруднительной ситуации Британия. Тогда «хорошим друзьям» можно было бы сказать «извините, так вышло». Ведь в противном случае США рискуют показать слабость не политическую, а военную. Россия успела выполнить большую часть ранее взятых обязательств перед Сирией по поставкам оружия и военной техники. Большие десантные корабли всех четырёх флотов непрерывно совершали челночные рейсы из Новороссийска и доставляли комплексы ПВО, противокорабельные комплексы, другие технические средства. Так, как с Ливией, уже не получится. Уровень вооружения Сирии гораздо выше.

На отмену визита госсекретаря США в Россию. Нечего было врать