“The Daily Beast”, США - 22 апреля 2013 г.
"Boston Bombings a ‘Gift’ to Putin, Says Chechen Opposition Leader"
Бостонские взрывы являются «подарком» Путину, говорит чеченский оппозиционный лидер


В другой жизни Ахмед Закаев был знаменитым актером, строго выглядящим молодым шекспироведом, который часто играл Кая Марция Кориолана и Гамлета на маленькой театральной сцене в Грозном. После падения Советского Союза, во время ожесточенного мятежа, последовавшего за объявлением Чечней независимости, он оставил сцену ради поля боя, став уважаемым командиром повстанцев и прокладывая себе путь на различные политические назначения (министр культуры, министр иностранных дел, вице-премьер).

Офицеры польской полиции арестовывают Ахмеда Закаева в Варшаве в сентябре 2010 года. Закаев, живший в Британии и разыскивавшийся Россией, был арестован на основе международного ордера на арест. (STR/AP)
После того, как Москва восстановила порядок и снова подтвердила свой политический контроль над Чечней, Закаев получил политическое убежище в Соединенном Королевстве, где он сегодня возглавляет правительство в изгнании. Его политическое движение, как он говорит, является золотой серединой, умеренной альтернативой насильственному антироссийскому мятежу, который возглавляет чеченский исламист Доку Умаров – часто называемый российским Усамой бен Ладеном – и поддерживаемому Москвой режиму Рамзана Кадырова. Когда я встретился с Закаевым в 2010 году, он возражал против описания «лидер в изгнании», настаивая на том, что он является, не имея на то права, премьер-министром «Чеченской Республики Ичкерия».

Когда стало известно, что двое подозреваемых террористов бостонского марафона, Джохар и Тамерлан Царнаевы, являются этническими чеченцами, шизофреническая американская пресса быстро сместила акценты на недавнюю историю Кавказа, связанную с исламистским террором, вспомнив резню в Беслане, Северная Осетия, в 2004 году, где исламисты убили сотни людей, почти половина из них были дети. («Нью-Йорк Таймс» быстро опубликовала авторскую статью, которая описала взрывы в Бостоне как «Беслан встречается с Колумбайном»).

В пятницу я побеседовал по телефону с Закаевым, который говорил из своего дома в Лондоне. После того, как он выразил соболезнования жертвам, он настойчиво утверждал, что «чеченцы и чеченская нация не несут ответственности за то, что совершили два сумасшедших парня в Соединенных Штатах», подчеркнув, что братья Царнаевы провели большую часть своей жизни за пределами Чечни. Смертельный враг Закаева, Кадыров, выдвинул аналогичный, хотя и с меньшими нюансами аргумент, дав понять, что подозреваемые являются продуктом помешавшейся американской культуры.
Закаев является набожным мусульманином, но мусульманином, который написал трактат против салафистской разновидности радикализма, который, как он говорит, является недавно завезенным в его страну. («Они издали фетву, что меня надо убить за это», - говорит он.) Но правительство Путина, которое недавно подало ходатайство в Соединенном Королевстве об экстрадиции Закаева по обвинениям в похищении и терроризме, утверждает, что он является жестоким экстремистом. В 2010 году, когда он участвовал в конференции чеченских эмигрантов в Польше, Закаев был арестован по требованию российской прокуратуры, хотя и вскоре отпущен за отсутствием улик. Его задерживали и раньше по просьбе Москвы власти в Лондоне и Копенгагене. «Мы всегда осуждаем любые террористические действия», - утверждает он. «Это не те методы, которыми можно достичь нашей политической цели».
И действительно, взрывы в Бостоне стали «подарком Кремлю и Путину», как говорит он со вздохом. После атаки на прошлой неделе Закаев ожидает, что события в Бостоне будут использованы российским правительством. «Они скажут – «Вот это и есть чеченцы».» Когда дым рассеется, говорит он, то он прогнозирует, что Москва станет политизировать этническое происхождение подозреваемых. «Три года назад Путин сказал, что у западных стран, предоставляющих политическое убежище чеченцам, будут проблемы с этими чеченцами».
Ряд комментаторов уже приводят доводы, что администрации Обамы следует восстановить отношения с Россией. Джейкоб Хейлбрунн пишет в The National Interest, что взрывы являются «подтверждением правоты» Путина: «Можно только догадываться, что думает российский президент Владимир Путин, когда он видит, как чеченские террористы сеют хаос в крупном американском городе».
Такого рода комментарии вызывают подозрение у Закаева. В течение нашей беседы он намекал на более темный заговор, с указанием на cui bono («кому выгодно?» - прим. перев.), что если путинский режим получит политическую выгоду от этой атаки, то тогда он мог каким-то образом быть замешан в ее осуществлении. «За этим событием нам приходится предполагать участие государственной организации или другой большой организации».
Ухватившись за сообщения СМИ, что обвиняемый во взрывах Тамерлан Царнаев летал в Москву в янаре 2012 года и вернулся в Соединенные Штаты шесть месяцев спустя, Закаев назвал эту информацию «совершенно новой ситуацией». (Тогда еще не было сообщений, что российское правительство ранее предупреждало Вашингтон по поводу Царнаева.) Как насчет сообщений о том, что Царнаев прошел военную подготовку в чеченских исламистских группах? «Какая чеченская военная группировка тренировала этого парня? Никто его не тренировал», - говорит Закаев. «Я бы мог поверить, что если они приезжают в Москву, то значит получают какие-то инструкции от кого-то, от российских спецслужб». Он добавляет, что он «совершенно не придерживается никаких теорий заговора. Нам следует подождать, пока бостонская полиция не предоставит полный отчет».
Перекладывание вины на Россию неудивительно. Когда я встретился с Закаевым в 2010 году, он дал ясно понять, что считает, что Москва замешана почти во всех террористических атаках, приписываемых чеченским исламистам, с тем, чтобы возбуждать российское общественное мнение. Многие чеченцы считают – как и сенатор Маккейн, убитая российская журналистка Анна Политковская, бывший московский корреспондент журнала Economist Эдвард Лукас и многие другие, - что громкие «взрывы жилых домов» в 1999 году в Москве, которые спровоцировали вторую чеченскую войну, были делом рук не чеченских радикалов, а российской разведки. Надо отметить, что чеченские эмигранты видят везде заговор потому, что они являлись мишенями немалого числа заговоров. Во время слушаний о депортации в прошлом году в Лондоне из свидетельских показаний стало известно, что британская разведка предотвратила заговор с целью убийства Закаева в 2009 году, приказ о котором, как считает МИ-5, был отдан Кадыровым.
«Я ожидаю какого-нибудь бредового заявления от Доку Умарова», берущего на себя ответственность за бостонскую атаку, сказал Закаев, имея ввиду своего бывшего друга и сегодняшнего лидера радикального исламистского повстанческого движения в Чечне. Умаров ранее взял на себя ответственность за жестокую террористическую атаку в московском аэропорту «Домодедово» в 2011 году, в которой погибли 36 человек. «Я не удивлюсь, если в следующие несколько дней появится какое-то заявление от него». Но в заявлении, опубликованном в интернете, группа, связанная с Умаровым, отрицала свое участие в атаке, укоряя СМИ в «домыслах», которые только «содействуют российской пропаганде».
Независимо от того, куда приведет расследование, Закаев подчеркивает, что его правительство в изгнании является другом Соединенных Штатов. Американцам, которые впервые услышали название его страны, он говорит: «Не связывайте это трагическое преступление в Бостоне с чеченской нацией».