“Indian Punchline”, Индия - 30 апреля 2013 г.
"Obama reaches out to Putin"

Второй телефонный разговор за несколько недель президента США Барака Обамы с президентом Владимиром Путиным в понедельник подчеркивает важность для Вашингтона сотрудничества России на внешнеполитическом фронте в данный момент.

В представленном сообщении о телеконференции - здесь - выделяется терроризм и Сирия как неотложные вопросы. Безусловно, взрывы на бостонском марафоне стали российско-американской проблемой.

Финансируемое американским правительством радио "Свободная Европа"/радио "Свобода" дало чрезвычайно неоднозначный комментарий - что любопытно, без указания авторства - в котором только что не намекается, что у российской разведки есть больше секретных сведений о Тамерлане Царнаеве, чем она пожелала об этом сообщить.

В этом комментарии в выходные делается поразительное заявление, что находясь в поездке в России - где российская разведка "ничего не сделала, чтобы помешать ему въехать или покинуть Россию" - Тамерлан исчез с лица земли на целых 2 месяца в регионе Дагестана на Северном Кавказе.
Обама, однако, решил "повторить свою признательность за тесное сотрудничество" России в отношении атаки на бостонском марафоне. В свою очередь, Обама предложил американское сотрудничество по преодолению проблем безопасности во время Олимпийских игр 2014 года на черноморском курорте Сочи (который находится недалеко от Закавказья), что является главной проблемой национальной безопасности для Москвы.

В сообщении Белого дома говорится, что Обама подчеркнул "беспокойство в связи с сирийским химическим оружием". Это осторожная формулировка. В сообщении не упоминается использование химического оружия сирийским правительством. Вместо этого в нем подчеркивается "подробная консультация" между Вашингтоном и Москвой по сирийской ситуации.

Дело в том, что Обама имеет жалкий вид из-за того, что ему приходится увиливать от своего собственного определения "красной черты" в Сирии. Маловероятно, чтобы США смогли убедительно доказать, что сирийский режим применил химическое оружие. Между тем в западном лагере также есть внутренние серьезные разногласия на уровне выработки политических решений.

С другой стороны, Россия пошла в дипломатическое наступление, когда министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с резкой критикой "беззастенчивых внешних игроков", которые манипулируют пропагандой об ОМУ, "чтобы продвинуть свои собственные геополитические интересы". Лавров сказал: "Есть страны и внешние игроки, которые считают, что для свержения сирийского режима все средства хороши, но вопрос о применении оружия массового уничтожения слишком серьезный и мы не можем шутить с этим".

Неясно, звонил ли Обама в Кремль после высказывания Лаврова или наоборот. В любом случае Москва не расположена согласиться с какими-либо западными шагами, чтобы открыть досье о сирийском ОМУ в иракском стиле в ООН. И точка.

Что остается делать Обаме? С одной сороны, Белый дом пошел на попятную, заявив, что нужно проделать "намного больше" работы, чтобы выдвинуть обвинение в связи с ОМУ против сирийского режима. Но в то же время настрой в Конгрессе становится мрачным. Обаме, вероятно, придется "сделать больше".

Но что он может сделать? Даже вооружение повстанцев является неоднозначным вопросом. Более здравомыслящие люди рекомендуют быть осторожными. Что же касается введения "бесполетной" зоны, то она наверняка будет оспорена в отсутствие мандата ООН для такого враждебного действия против страны-члена ООН.
В любом случае Россия направляет оперативное соединение ВМС своего Тихоокеанского флота в Средиземное море для длительного пребывания рядом с Сирией. Что любопытно, эти военные корабли нанесли дружеский визит в иранский порт Бандар-Аббас по пути в Средиземное море через Суэцкий канал.