10.08.2023г.

Исторические напёрстки




Таки передают басурмане, самоходный дедушка благословил, не приходя в сознание. В начале осени батальонный комплект (31 машина) танков «Абрамс» можно будет наблюдать в прицелы всех наших средств огневого поражения. Как только самым варварским образом будут разуты и раздеты «секретчиками» из Пентагона, справедливо полагающими: главная афера американского танкопрома объявится в целости и сохранности сначала на «Уралвагонзаводе» для изучения, а потом в парке «Патриот».

Итак, что известно. Стоящих на вооружении Армии США «M1A2 Abrams» последних модификаций мы не увидим. А будет какой-то жуткий разукомплектованный гибрид (без системы управления огнём и урановой брони) уровня М1А1. После того, как над ним поколдует сумрачный тевтонский гений, допущенный на площадки для хранения списанной техники США. Из достоинств машины останутся только неплохая 120-мм пушка и крупнокалиберный пулемет 50 калибра. На счёт остального:

«Высокотехнологичные «Абрамсы», представляющие собой сложные платформы по сравнению с другими танками, потеряют часть своей самой сложной электроники ещё до того, как вступят в бой в Украине. Они лишаются наиболее важных технологий, включая в некоторых случаях секретную броню из обедненного урана». (Издание Politico)

То есть, столь нужные нашим оружейникам для сравнения тепловизионные прицелы последнего поколения и тактическую информационную систему мы не увидим (речь о терминалах FBCB2 и Blue Force Tracking — основы основ построения боевой сети подразделения с полным информированием командира о расположении собственных сил). Жаль. Не увидим и усовершенствованных урановых броне-пакетов лобовой защиты третьего поколения. Будут вольфрамовые, что делает поступающие «Абраши» оригинальными M1A1 года выпуска… этак 1985-го.



Звёздный час «Генерала Абрамса».


Первая Иракская кампания «Буря в пустыне» 1991-го. Американский 7-й корпус 24-го февраля широченным фронтом медленно ползёт по пустыне, сближаясь с частями иракской армии. Продвижение муторное, танки «Абрамс» редко дают 10 км/час, старшие командиры требуют идеального построения «строй частично в линию, частично углом назад с глубиной до полутора километров!», что вызывает яростный мат танкистов передовых шеренг, пятикратное сбрасывание скорости через каждую третью версту, ожидание отстающих. Попытки выстроиться в колонны немедленно приводят к столкновениям, облака пыли поднимаются до небес.

На рубежи атаки танковые подразделения входят затемно, дозаправляются, протирают оптику и не верят своей удаче: на дистанциях двух-трёх километров в тепловизоры и «ночники» прекрасно заметны иракские Т-72, Т-62 и Т-55, вкопанные по самые башни в песок. Экипажи заряжают боеприпасы с обеднённым ураном, как в тире вышибают все цели. Командование принимает решение перейти в атаку, ночь и утро 25-го февраля проходят в избиении остатков танковых бригад иракцев.





Уровень их подготовки вызывает неподдельное изумление, даже на расстоянии нескольких сотен метров танкисты Саддама умудряются мазать в огромные борта «Абрамсов», а прикрывающие их БМП с автоматическими пушками не способны нашпиговать корму прорвавшегося янки на расстоянии 400-500 метров, даже когда он останавливается для очередного убийственного выстрела. Потом на поле боя будут обнаружены сотни ПТУР «Малютка», аккуратно складированных в опорных пунктах пехотинцев. Ни один из них так и не выстрелил.

Столь же успешно атакуют морпехи 1-й дивизии на устаревших танках М60А1, пропахавшими наспех набросанные минные постановки в районе полыхающего нефтяного поля Аль-Буркан. 25-го февраля под прикрытие наступающей темноты, пыли и низко стелящегося дыма они выходят в тыл и фланг окопавшейся здесь иракской танковой дивизии. На коротких дистанциях уничтожают древние советские Т-55 один за другим за счёт лучшей оптики и сноровки экипажей. После боя покрыто 109 подбитыми и сгоревшими иракскими машинами, морпехи отделались пятью сбитыми гусеницами и противоминными отвалами-тралами, десятком раненых.



М60А1

Тем временем на перехват 7-го корпуса янки иракцы бросили элитную танковую «Тавакална», забыв указать точное месторасположение американских передовых частей и состояние линии фронта (которой уже не существовало). На готовящихся к бою и уверенных в безопасности вояк Саддама выскочил 2-й бронекавалерийский полк американцев, тоже не ожидавший с высокого холма увидеть перед собой почти две сотни Т-72 и триста бронемашин, растянувшихся до горизонта в несколько эшелонов и лихорадочно окапывавшихся от авианалётов.

Первые двадцать минут боя: тридцать горящих танков и двадцать БМП-1/2, противник начал паническое отступление на вторую линию. Стоящие на фланге ошмётки нескольких иракских бригад бросились на янки в контратаку, но были в полигонных условиях расстреляны на дальних дистанциях, советские Т-62 и Т-55 часто даже не видели, откуда прилетает.

А появившиеся далеко на горизонте самолёты ВВС США загнали по щелям и окопам экипажи вкопанных в грунт оставшихся танков и бронемашин дивизии «Тавакална». Бомбового удара не получилось, зато немало танкистов и пехоты было расстреляно вдали от боевых машин.

Наступила ночь, «Абрамсы» со своими совершенными прицелами неспешно добили остатки Т-72/62/55, вынужденных в ответ стрелять только по далёким вспышкам. Мало того, древние бронебойные снаряды первых советских серий просто не пробивали «шкуры» М1А1.



Час отрезвления.

К Второй Иракской кампании Саддам и его генералы готовились более основательно, выводы о встречных танковых боях в пустыне были сделаны верные: попытки подбить через лобовую проекцию «Абрамсы» невозможны без немалого хладнокровия и великой удачи. Номенклатура всех противотанковых средств иракской армии была проинспектирована, расписана по категориям, распределена по частям «противотанкистов».

Новые наставления гласили: в лоб американские танки — не бить, только в борта и корму. Ещё раз вслух перечитав советские Уставы, иракцы стали готовиться к бою. Во-первых, изменили тактику пехотных подразделений, дополнительно выдав на взвод ручные гранатомёты с реактивными гранатами ПГ-7В и создав на отделение группу борьбы с танками из двух человек. Стрелять их учили только в борт башни «Абрамса» (60% возможного поражения, 70% — в крышу башни).

Прикрывающие пехотинцев БМП-2 получили бронебойные подкалиберные снаряды 30-мм, на учениях их автоматические пушки тратили десятки БК, расстреливая макеты М1А1 в корму и уязвимые бортовые экраны на курсовом угле +- 30 градусов с дистанции до двух километров. По всем советским наставлениям получалось, что эта «мякотка» вполне уязвима. Даже для бронебойных болванок.

Так и вышло, если в первой Иракской кампании янки потеряли всего 23 «Абрамса» (девять — безвозвратно, пять — от дружественного огня), и это был впечатляющий результат… то вот «Свобода Ирака» обошлась Штатам очень дорого для репутации. За первый период кампании (до 2005-го) было безвозвратно утеряно 20 машин, подбито и отправлено на «капиталку» 120. В 2006-м результаты стали катастрофическими: 35 полностью уничтожены, 530 — отправлены в США на ремонт.





С начала 2007-го «Абрамсы» спрятали на военных базах, практически не используя в рейдах, любой их выход «в свет» оборачивался потерями. До 2011-го повстанцы смогли-таки сжечь ещё пяток бронесараев, а более семидесяти серьёзно повредить. Пентагон, прослезившись… потребовал провести полный «разбор полётов» применения танка «Абрамс», что и было сделано за полтора года специальной комиссией.

Что выяснили проверяющие? Первое: танк оказался плохо пригоден для ремонта в полевых условиях, квалификация частей МТО признана недостаточной. Более сотни машин были просто разобраны на запчасти из-за неспособности производителя обеспечить штатные резервы часто поражаемых узлов и агрегатов. Ресурс двигателя — бессовестно завышен, сам он показал низкую надёжность и высочайшую пожароопасность. Расход горючего превысил все указанные нормативы в полтора раза, как только «Абрамсы» съезжали с дорог и отправлялись по бездорожью.

По характеру боевых повреждений Вторая Иракская кампания показала: противник больше не пытался стрелять по американским танкам в лоб, предпочитая автоматические 30-мм пушки БМП из засад, либо танковые с бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами. Как оказалось, в борт и корму «Абрамс» от них страдал очень сильно.

Основные потери и самые тяжёлые поражения пришлись на городские бои от обычных советских РПГ самых древних типов (с ракетами ПГ-7В). По «нелепой случайности» (криворукости экипажей) и от дружественного огня серьёзно пострадали или были уничтожены более 50-ти машин. Ещё не менее дюжины горели из-за самопроизвольных пожаров.





Было установлено, что даже самые совершенные модификации «Абрамса» М1А2 SEP выводятся из строя подрывами фугасов, расположенных по обочинам дорог. Наличие чрезмерно большого количества сложных электронных систем снижает эффективность работы экипажа, отвлекает от выполнения боевых задач. А тряска, вибрация, близкие взрывы и некритичные попадания в танк выводят из строя связь, системы управления огнём, множество датчиков. О неимоверной массе и трудностях передвижения по мягким и песчаным грунтам эксперты тоже упомянули, прописав пациенту ограниченные ТВД по географии.



Давно ждём!

Оставим за скобками широчайшую номенклатуру средств огневого поражения в распоряжении мотострельцов, артиллеристов, операторов ударных БпЛА и барражирующих боеприпасов, пилотов армейской и фронтовой авиации, для которых «Абрамс» любой модификации — что тот «Леопард-2», изведённый с начала этого лета как класс боевой техники в полях Тавриды.

Мальчикам всегда интересно узнать, насколько танкисты готовы встретиться со своими визави в прямом бою. Могут ли толстолобого «Абрашу» отправить на прожарку имеющиеся боевые машины русских войск. Спойлер — легко. Готовились лет сорок к такой встрече. Не калибрами пушек, а специальными снарядами.

Наш главный и многочисленный аргумент — многократно модернизированная пушка 2А46, стоящая в башнях Т-64А, Т-72, Т-80, Т-90. Более малочисленный — 2А82 того же калибра для Т-14 «Армата» и Т-90М «Прорыв». Обе способны расковырять лобешник «Абрамсу» бронебойным оперённым подкалиберным снарядом (БОПС) с небольшим заострённым ломиком-сердечником внутри. Если кинетической энергии достаточно, умножаем на массу и скорость… минус вражина.





Наши оппоненты обожают обеднённый уран в качестве материала для изготовления сердечников, мы идём по пути различных экспериментов с вольфрамом и прочими сплавами. Если первый боеприпас очень тяжёлый и обладает способностью при прохождении брони «самозатачиваться» (эффект адиабатного стачивания), в заброневом пространстве образовывать самовоспламеняющуюся пыль и взрываться… то вольфрам имеет небывало высокую температуру плавления. Не «течёт», как обеднённый уран, а уверенно шьёт броню. Главное тут — обеспечить сердечнику достойную скорость полёта.

Основным российским БОПСом является изделие под названием «Манго» (разработка начала 1980-х годов). Штука небывало хитрая и технологичная, не просто летящий лом. Особая конструкция снаряда позволяет под самыми немыслимыми углами сначала «впиться» в броню вражеского танка, а лишь потом отправить на её пробитие два сердечника из вольфрам-никель-железного сплава длинной 420 миллиметров, толщиной всего 18 миллиметров. Полёт боеприпаса мощный, уверенный, стабилизированный оперением.





Сегодня войска получают изделие «Манго-М» с длинной активной части в 610 миллиметров, снаряд уверенно пробивает 560 миллиметров стали, а под углом 60 градусов — 280. То есть, борт корпуса «Абрамса» под любым углом пробивается на ура, лишь бы не случилось рикошета. Башня тоже минус, если «Манго-М» прилетит под углом до 45-ти градусов. Дистанции — до двух километров.

Пробить американца в лоб? Нет, там 900 мм.
Следующий БОПС (точнее два одного типа) называется «Свинец», это уже чисто российская разработка. «Свинец-1» с вольфрамовым сердечником шьёт 740 миллиметров гомогенной стали, «Свинец-2» с вольфрам-урановым сердечником — уже 830 мм. Если наводчик танка хорош, то «Абрамс» в лобовую проекцию пробьёт в нескольких уязвимых местах. Хоть в башню, хоть в корпус. Поэтому «Свинец» сегодня имеется в боеукладках наших Т-72Б3, Т-80БВМ, Т-90А, вполне может быть — Т-14 «Армата». В каких количествах — не скажу, но закупки этих боеприпасов в 2020-м Минобороны вело неохотно, предпочитая более дешёвое «Лекало» (пробиваемость 670 мм на дистанции 2000 м.)



Свинец-1/2

Но вот о чём совсем не нужно беспокоиться русскому воину в танке, так это о БОПСе «Вакуум-1» с вольфрамовым сердечником, метровой дуре с пробитием свыше 900 миллиметров лучшей бронестали с двух километров. Здесь выцеливать ничего не требуется почти, главное попасть в лоб башни или корпуса. Правда, есть одно «но», такие боеприпасы предназначены только для пушки 2А82-1М и нового автомата заряжания у танков Т-14 «Армата» и новых серий Т-90М.

А на подходе «Вакуум-2», знающие люди из «Росатома» с гордостью говорят, что именно они создадут супер-БОПС на основе уранового сплава. С пробитием гомогенной брони метровой «плюс» толщины.
Есть туманные сведения о более зверских боеприпасах под литерой «Грифель», целом семействе БОПСов, специально разработанных для «Арматы», но это можно отнести к прикладному творчеству фанатиков-оружейников. Дело в том, что основным танком на десятилетие минимум у нас останется модернизируемый Т-72Б3, большого числа «машин с новыми пушками 2А82-1М не стоит ждать. Поэтому… «Лекало» и «Свинец-1/2», плюс хладнокровие и мастерство экипажа будут главенствовать, если навстречу русскому танку выползет толстолобый «Абрамс».

Выводов не будет, как и обзора кумулятивных боеприпасов или противотанковых ракет, способных бронесарай янки превратить в чадящий костёр. Танковые дуэли тоже оставим в разделе «диковины и редкости», но даже если условный геройский «Алёша» встретит зверька янки — поставлю на русский танк, неважно какой. Даже если то будет Т-72Б образца 1989-го года. С нормальной оптикой и системой управления огнём. В таких дуэлях главенствуют опыт экипажа, глаза командира и наводчика, высокий/приземистый силуэт и способность к манёвру машины.





И конечно же — площадь лобовой проекции поединщиков. Что-то подсказывает, огневой мощи даже сорокалетнего Т-72 вполне хватит, чтобы найти во лбу «Абрамса» уязвимое место и воткнуть клевец штатного БОПСа под башню, в маску орудия, слабые броневые листы на башне и корпусе. А коль случится большая удача, и «Абраша» встретит лицом к лицу Т-72Б3/Б3М, Т-90М или «Армату»… заупокойную четырём панцер-гайдамакам можно начинать читать уже в момент урчания и лязганья автомата заряжания.

Доклад окончен, аминь.


https://telegra.ph/Abrasha-Pozhalte-na-prozharku-08-10