21.04.2023г.

Исторические напёрстки


Начнём с незначительного эпизода, потом мозаику целиком соберём. Как оказалось, США располагают «секретными ядерными технологиями на атомной электростанции в Украине». Это раз, что само по себе удивительно (на счёт технологий секретных). Второе, в грозном письме Министерства энергетики США, которое третьего дня получил наш «Росатом», говорится: «Товары, программное обеспечение и технологии подлежат экспортному контролю США, если их использование может нанести ущерб интересам национальной безопасности США». Как нетрудно догадаться — речь о Запорожской АЭС, крупнейшей атомной станции в Европе, где четыре из шести реакторов работают на американском ядерном топливе. Так чего же желают наши заклятые партнёры из-за океана? Ни много, ни мало — прекратить преступный и незаконный (пристёгивайтесь!) … доступ, обладание, владение, контроль, экспорт, хранение, изъятие, передачу, реэкспорт, копирование, манипулирование секретными и уникальными технологиями и техническими данными без согласия министра энергетики США. Юридически. Не знаю, как долго сотрудники «Росатома» перебрасывались мемчиками и ядовитыми шуточками на счёт «секретных уникальных технологий», но янки поражают своей запредельной наглостью и невежеством. Если пишут в письме, что Запорожская АЭС — это «украинская станция», то обязаны все претензии направлять в «Спортлото» мiсто Київ. Там наверняка обитают лица, которым США передавали эти секретнейшие технологии, брали с них клятвы на лягушачьей крови о контроле, реэкспорте и прочем.


«Росатом» не является юридическим лицом, подписывавшим какие-либо бумаги с обладателем технологий, тем более с Министерством энергетики США. Никому ничего не должен, юридически — не обязан. Кроме как Государству Российскому, у которого в собственности (после внесений поправок в Конституции по итогам референдума) и находится Запорожская АЭС. «Росатом» является подневольным исполнителем, по всем международным конвенциям о безопасности ядерных объектов должен обеспечить нормальное функционирование опасного производства. Что и подтверждает МАГАТЭ, прекрасно осведомлённое, что мiсто Київ запретило украинским гражданам (персоналу Запорожской АЭС) пальцем прикасаться к оборудованию, покинуть рабочие места и вообще Запорожскую область. И… перестало платить зарплату, если что, все международные, государственные и отраслевые обязательства по атомной станции исполняет Россия.


У которой для внешнеполитических сношений существует дом на Смоленской площади, МИД. Где расскажут, что Российская Федерация является правопреемницей такой страны, как Советский Союз. Именно то «исчадие тоталитаризма и оккупант» спроектировало и построило Запорожскую АЭС под суверенные процедуры эксплуатации и обслуживания атомных реакторов определённого типа. Не подразумевающие грубое вмешательство в столь небезопасный процесс технологически отсталых невежд из-за океана. Поэтому «Росатом», как правопреемник Министерства атомной энергетики СССР в части обязательств перед мировым сообществом по вопросам безопасности — обязан провести расследование. С привлечением специалистов МАГАТЭ и ООН, итогом которого станет констатация простого факта: вмешательство американских деятелей в работу советских реакторов без согласия проектировщика является недопустимым, на порядок снизившим безопасность самой АЭС. Дело международного масштаба, которое необходимо рассматривать в Международном Уголовном Суде как минимум.


Поскольку речь идёт о преступлении против человечности, либо его подготовке. С привлечением к ответственности деятелей из мiсто Київ и США, организовавшими коррупционные схемы для трансферта неустановленных «секретных технологий» на объект повышенной опасности. Если чиновники МАГАТЭ не обращались в проектные институции на территории России для получения технической экспертизы, если опасные эксперименты на территории ЗАЭС не контролировали научно-технические группы (под руководством россиян) во время вмешательства неустановленных лиц — то юрисдикция Уголовного Суда. Тем более, если речь о «секретных технологиях», равноценных биологическим в «секретных лабораториях» США на территории третьих стран. Так должен, наверное, выглядеть ответ МИД России, которому «Росатом» просто обязан передать письмо, явно отправленное не по адресу. Но то мечты…


Технически.


Имеем: американцы в обход проектных организации настоящих строителей Запорожской АЭС решили… экспериментировать. Как не раз делали в Чехии и нескольких других АЭС на пост-советском пространстве. Пытаясь подсадить подопытных «туземцев» на своё ядерное топливо. Цель понятна – у России куда больше атомных реакторов в мире, которые работают на наших технологиях. Рынок ёмкий, дорогостоящий, высокотехнологичный, с огромными перспективами и будущим. В который янки лезут давно и упорно, несмотря на технологическое отставание длиной лет в сорок минимум. А кое-где ещё не достигли показателей зари советского мирного атома. Речь о центрифугах для деления изотопов урана, например. Так и не раскусив множество секретов советских ТВЭЛ-ов (тепловыделяющих элементов) даже в составе сплавов… янки из компании «Westinghouse» полезли в недра реакторов со своими кустарными и опасными «экспериментами». Разбираем ситуацию максимально доступно. ТВЭЛ — главный элемент АЭС, вокруг них все эти циклопические предприятия и строятся. Выглядит сие цилиндром (длинным параллелепипедом), имеет более трёх сотен трубок, в которых находится уран или плутоний. При загрузке в реактор происходит полностью контролируемое деление тяжёлых ядер с огромным выделением тепла. Нагревается вода, наружу рвётся пар, крутятся турбины, выделяется электричество.


Схема простая и понятная. Но между советскими ТВЭЛ-ами и американскими есть принципиальное различие, первые снабжены высокообогащённым ураном/плутонием, вторые марки «Westinghouse» — низкообогащённым. Вроде бы, какая разница, какое топливо из трансурановых элементов будет расщепляться в реакторе? Есть разница и огромная. Чтобы из ТВЭЛ не получилось атомной бомбы (бесконтрольная цепная реакция деления ядер), придумано оригинальное (если не сказать гениальное) техническое решение: многотонные «сборки» (ТВЭЛ) опускаются в реактор до определённой глубины, если начинают перегреваться — поднимаются для остывания.


То есть, вся огромная конструкция находится под ежесекундным температурным контролем и двигается вверх-вниз. Информация на дежурные пульты поступает от датчиков, которые и определяют оптимальную и безопасную зону для теплоотдачи «топливных стержней» внутри «сборки». Монтируются датчики во время создания самого реактора ещё на заводе-производителе, мало того — находятся в его адовом пекле, активной зоне. Поменять их после начала эксплуатации реактора невозможно.


Никак. Совсем. Ни при каких обстоятельствах. Страшная радиация внутри и метры армированного «тяжёлого бетона» снаружи, из которого изготовлен предохранительный «стакан реактора». И вот… в активную зону (после десятков лет работы там обогащённого топлива советских ТВЭЛ) начинают запихивать американские поделки «Westinghouse». Датчики подъёма и опускания «сборок» давно переоблучены, работают некорректно. Несмотря на хитроумные системы контроля все физики-ядерщики скажут: эксперимент будет длиться до поры, происходит игрище с настоящей «грязной бомбой». Поскольку топливо «Westinghouse» не способно на неуправляемое деление тяжёлых ядер, но в аварийных ситуациях с падением «сборки» на дно реактора может выделиться огромное количество тепла. Крышу реактора просто сдует, здравствуй, второй Чернобыль.



Политически
.

Можно перечислить не менее дюжины технологических противопоказаний, согласно которым использование сборок «Westinghouse» является непредсказуемым мероприятием. Но американцы поставили себе цель выбить «Росатом» и немногочисленных производителей ядерного топлива с мирового рынка. Что происходит в Германии и прочих странах геополитического Запада мы видим. А намедни, избавив добропорядочных бюргеров от последних трёх АЭС (теперь ФРГ будет покупать электроэнергию французских АЭС… Шольц, конечно голова-а-аа), добрым людям сообщили: «Власти Германии настоятельно просят Еврокомиссию ввести ограничения против российской ядерной энергетики в рамках 11-го пакета санкций».


То есть, речь не сколько о «Росатоме», удар направлен на его «дочки» («Русатом Оверсиз», ПО «Старт», АО «НИКИМТ-Атомстрой», Ковровский механический завод, ВПО «Точмаш» и т.д.). Что это означает? Полный передел рынка радиоактивных изотопов, обязательном элементе для приборов медицинского назначения, некоторых отраслей промышленности. Особенно критичными будут ограничения для экспорта изотопов кобальт-60 или цезий-137, необходимых для лучевой терапии, стерилизации медицинского оборудования, продуктов, технологий дефектоскопии при промышленной сварке швов.


А если американцы додавят евро-бюрократов до преступных санкций в отношении изотопов актиний-225 и вольфрам-188… десятки тысяч приговорённых онкобольных будут лишены хорошо показавшей себя радионуклидной терапии. А месье Макрон не сможет запустить строящиеся энергоблоки во Франции, поскольку инициаторы цепных реакций в реакторах под названием «калифорний-252» тоже русские. Есть огромное убеждение, что почти пять десятков наших изотопов, которые потребляет американская промышленность, — под санкции не попадут, а не очень сообразительные европейцы начнут платить конский ценник за всё, только покупая за океаном. От приборов инновационной медицины, до технологий нефтегазовой переработки и систем инструментального контроля трубопроводов (иридий-192).


Дальше идём, я беру события только последней недели, если что. Великобритания, Франция, США, Канада и Япония на саммите G7 в японском Саппоро договорились «объединиться для формирования единых цепочек поставки ядерного топлива. Цель подобного объединения (по официальному заявлению британского правительства) — устранить Россию с рынка атомной энергетики и укрепить позиции британской генерации», конец цитаты.




Выводы.


Не находите, что кучно всё ложится? Особенно в рамках Доктрины национальной безопасности США от прошлого года, где русское ядерное топливо названо «тайным экономическим оружием». Очень неловко янки, особенно когда (по данным Международного энергетического агентства), Америка получает из нашего Мордора 25% обогащённого урана для своей промышленности. И Доктрина не прописывает, чем их заместить, поскольку процесс обогащения очень сложный, долгий, затратный. Найдутся рисковые парни с Уолл-Стрит, чтобы в период неминучей глобальной экономической катастрофы вложиться на десятки миллиардов долларов (сроком в нескольких лет) в такое сомнительное предприятие? Нет, конечно. А Европа с какой стати себя так ведёт, Брюссель не в курсе, что Венгрия, Болгария, Словакия, Чехия и Финляндия зависят от поставок именно российского обогащённого урана для своих АЭС?


В курсе, но такая ныне политика, «зелёная» до омерзения. Миф и попытка втюхать американские ТВЭЛы с риском страшных техногенных катастроф. Очередной пакет для десяти пакетов санкций нечем наполнить? Такое впечатление, что-таки да. Но позвольте маленькую ремарку не экономического характера, а практически медицинского. Американцы сколько угодно могут пыжиться, брызгать наглостью, хамством, дутой гегемонией, но есть факт: ни Россию, ни бегущий семимильными шагами Китай в области ядерных технологий… им не догнать, в некоторых сферах отставание составляет сорок-пятьдесят лет!


Янки благодаря своему варварскому диктату уже попробовали устроить соревнование в период пандемии, угробили не счесть своих граждан, но так и не смогли создать эффективных и безопасных вакцин. Какое лидерство в атомной сфере, когда железные дороги на огайшине развалились, мегаполисы в помойки превращены и вся промышленность является сплошным «ржавым поясом» центральных штатов.


Конкурировать в «мирном атоме» с Россией, чтобы «рыночек порешал» — не получается со времён Обамы, как возили урановые таблетки тудой-сюдой для обогащения, так и возят. Делая свою атомную отрасль нерентабельной. И не могут придумать, как быть с отработанным ядерным топливом. А Россия его со своих реакторов забирает и перерабатывает.


Выбить русских силой, используя бездумную преданность вассалов? Можно, конечно, только что получите взамен — не прогнозирует Вашингтон даже близко. Рынок огромен, желающих получить безопасные атомные станции и не ломать голову с отходами — целая очередь государств стоит. Не желает признавать Гегемон, что первым всюду не получается. Жалкие пропагандистские потуги для недалёких обывателей, честное слово.


Как принятие сухого закона, чтобы не дать автопрому США перейти на спиртовые двигатели. Как во времена пресловутых озоновых дыр, чтобы удушить промышленные технологии на фреоне, заменив его на другие хладагенты. Как со всем зелёным безумием имени Греты Тунберг... и список бесконечен. Теперь письма в «Росатом», чтобы иметь возможность объявить санкции за кражу типа уникальных технологий. Только здесь своим заместить не получится, здравствуй, о середина ХХ века!

https://telegra.ph/Oda-amerikanskoj-...-Atomnoj-04-21