TomDispatch (США)
Том Энгельгард
13 ноября 2012 Как не изменять мир
Осенью 1948 года Гарри Трумэн ездил на поезде по всей стране, постоянно понося "ничего не делающий Конгресс", и таким образом вырвал победу из пасти поражения на тех президентских выборах. В этом году ни тот, ни другой кандидат в президенты не сосредотачивался на проклятиях в адрес ничего не делающего Конгресса, либо, если говорить про Обаму, в адрес "обструкции со стороны республиканцев", требуя, чтобы избиратели отдали им законодательный орган – что означало бы фактический мандат на реформы.
Сейчас мы знаем результаты такой кампании и, в конце концов, после всей этой шумихи и выборов стоимостью в 6 миллиардов долларов (впервые в истории нации), они не могли бы быть более предсказуемыми. Всего несколько дней спустя вы можете наблюдать на редкость узнаваемый набор персонажей, начиная от переизбранного президента и спикера Палаты представителей Джона Бонера до многочисленных экспертов в официозных средствах массовой информации, слюнявящих страницы порядком затрёпанного сценария. Договорятся ли обе партии или последует финансовый обрыв? Собираемся ли мы увеличивать новые поступления путём налоговой реформы или поднимать налоговые ставки для состоятельных американцев? Договорится президент с израильским премьер-министром Беньямином Нетоньяху или нет? Будет ли война или нечто меньшее с Ираном? И так далее и тому подобное. Это как раз тот момент, для которого было придумано выражение "опять дежавю".
Преисподняя, созданная нашими собственными рукамиКогда к власти приходила новая китайская династия, говорили, что она получила "мандат небес". Мы только что прошли через избирательную кампанию, во время которой, несмотря на то, что она была самой шумной из тех, что на нашей памяти, глубочайшей тишиной были окутаны вопросы, действительно имеющие значение для будущего Америки. За исключением этого, "мандат" действительно был дарован не только Бараку Обаме, но и Вашингтону, где республиканская Палата представителей, далеко не такой триумфатор, но не менее крепче сидящая в седле, чем президент, сталкивается с сообщениями в прессе, что её время – в прошлом, что её члены являются частью "самой проигравшей демографически стороны в выборах", и что партии не хватает поддержки со стороны молодёжи, одиноких женщин, лиц без определённой религиозной принадлежности, латиноамериканцев, афроамериканцев и американцев азиатского происхождения – в конце концов, что она находится на пути в мусорный бак истории.
Если это так, это действительно звучит как мандат на то, что рано или поздно произойдёт – если вам посчастливится пользоваться годами демографической устойчивости. В то же время, будет намного больше разговоров о том, что республиканцам необходимо переориентировать свою партию, и о возможной "гражданской войне" за своё будущее. И пока мы находимся в такой ситуации, можете быть уверенными – мы услышим также в огромных количествах рассуждения о том, как много вокруг глубоко несчастных американцев – тех самых американцев, которые только что вновь поставили над собой правительство, на сенаторский взгляд неотличимое от его же предыдущей версии – на самом деле ожидая, чтобы все были белыми и пушистыми и работали сообща
Однако не пришло ли время высказаться напрямую, выключить эти "говорящие головы" и спросить себя самих: что на самом деле означают выборы 2012-го года для нас и нашей истории?
Давайте начнём с одной базовой реальности: мы только что пережили выборы ничегонеделания, которые предоставили мандат от особой разновидности американской преисподней. (правда, избрание Митта Ромни, который привёл бы новую Палату представителей и Большую Энергию в Овальный кабинет, несомненно, представлял собой более коррумпированный круг этого огненного учреждения).
Это, в свою очередь, гарантирует два различных, но взаимосвязанных результата, мало обсуждавшихся в ходе предвыборной кампании: по-прежнему почти все проблемы, на самом деле значимые для положения внутри страны, находятся в тупике, и продолжается с проклятым ракетным огнём из преисподней, идущее на полной скорости и постоянное наращивание войны за рубежом (наряду с ещё большей милитаризацией "на родине"). Единственными победителями – и не верьте воплям, когда вы слышите о секвестре, "гибельном" для военных – скорее всего, будет военно-промышленный комплекс, Пентагон, и в стране, где неравенство доходов давно уже растёт, – выиграют богатые. Да, в отдельно взятом круге ада, в котором нам суждено обретаться, вероятно, с 2012 по 2016 год, для миллиардеров и гигантских производителей вооружений продолжится пора расцвета.
Откуда мы знаем, что тупик и перманентное состояние войны – это только два пути, открытые для народных представителей, что Вашингтон настолько ограничен? Потому что мы только что проголосовали за почти повторение 2009-2012 годов, а это означает, что власть в проведении внутренней политики (за исключением критических ситуаций) продолжит постепенно утекать из Белого дома, в то время как власть президента и государственных спецслужб по дальнейшему сокращению свобод внутри страны и по ведению войн за рубежом будет только усиливаться. Результатом, вероятно, будет застой в последней сверхдержаве земного шара в тот момент, когда большая часть мира – и сама планета – находится в процессе бурных преобразований.
А вот вещи, которых ожидать не стоит: серьёзных мер по восстановлению изношенной инфраструктуры страны; реального сокращения глобальных военных миссий США; каких-либо значимых попыток начать борьбу с изменением планеты и глобальным потеплением; мобилизации молодого поколения, которое, как показал ураган Сэнди, готово отдать многое и многое сделать, чтобы помочь другим нуждающимся, но в течение следующих четырёх лет так и не будет призвано под знамёна.
Другими словами, эта страна застряла в преисподней собственного производства, которая сходит за повседневную жизнь – в то время когда мир, к лучшему и/или худшему, раскалывается всевозможными способами.
Играя на скрипке, когда пылает РимСоединённые Штаты остаются крупной, мощной, богатой страной, которая постепенно размывается, распадается. Между тем, на планете Земля глобальная экономика находится в состоянии хаоса. Возможен очередной кризис, так как европейская, китайская, японская и индийская экономики – все продолжают переживать потрясения. Соотношение сил стремительно меняется, от подъёма Бразилии, которая некогда была "задним двором" Вашингтона, до китайского чуда (и военной мощи, которая вместе с ним появилась). В значительной степени американская система, которая долго помогала удерживать Большой Ближний Восток, энергетическое "сердце" мира, под мрачным, автократическим контролем, разрушается с непредсказуемыми последствиями. Более того, начиная от всё более освобождающихся ото льда вод Арктики, заканчивая всё более экстремальными погодными аномалиями, повышением уровня моря и окислением океанов – наша планета переживает чрезвычайно быстрые изменения, в значительной степени объясняемые выбросом в атмосферу углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива.
За исключением нескольких любопытных сравнений американской экономики при демократах с экономикой Греции, последовавших со стороны республиканцев, почти маниакальная сосредоточенность на смерти посла Дж.Кристофера Стефенса и ещё трёх американцев в Ливии, а также разнообразные обвинения Китая как валютного манипулятора, ни один из этих действительно важных вопросов не стал хоть сколько-нибудь значимым в ходе избирательной кампании. Другими словами, выборы-2012 свелись к немногим большему, чем обычное тотальное отрицание своей причастности в стиле Вашингтона. И не надо думать, что это всего лишь дефект подачи информации, объясняемый трюками предвыборного года.
Возьмём климатические изменения, которые, подобно Арабской весне, обрушились на нашу неподготовленную повседневную жизнь в 2011-2012 годах. Был и сезон лесных пожаров – самых сильных за все сезоны – на палящем Юго-Западе и Западе, опустошающая засуха, которая до сих пор ещё не прекратилась полностью на Среднем Западе, в житнице (или "кукурузном початке") страны, и кажущееся бесконечным лето, которое может сделать этот самый жаркий год рекордным для континентальных Соединённых Штатов. Этот год был годом потрясений, и, если верить опросам общественного мнения, он был отмечен возрастающим числом обеспокоенных американцев, которые могли буквально ощутить, как мир вокруг них меняется.
И всё же ничего из этого не сделало глобальное потепление проблемой для обсуждения во время избирательной кампании. Месяц за месяцем этот вопрос продолжал оставаться Великой Запретной Темой. Это молчание казалось оглушительным – как со стороны бодрящихся республиканцев, твердящих своё "бурите, детка, бурите", и о политике "проложим ещё трубопроводов", так и со стороны запуганных демократов, которые убедили себя, что эта тема не выигрышна для президента – до самых последних дней избирательной кампании. Именно тогда, конечно же, Ураган Сэнди, "Франкеншторм", пронесся по моему городу и опустошил и Нью-Джерси. Он нанёс "смертельный удар" как погодная аномалия 2012 года (и да, почти нет сомнений в том, что изменения климата, вызванные повышением уровня моря, усилили его ярость). Супер-ураган Сэнди также показал, насколько не подготовлена инфраструктура США, чтобы спрогнозировать события, связанные с климатическими изменениями.
Экстремальность Сэнди и его 14-футовая штормовая волна были достаточно ошеломляющими для того, чтобы тему глобального потепления вдруг вытащили из чулана. Это стало темой журнальных обложек и губернаторских пресс-конференций. Появилась даже сделанная в последнюю минуту веб-страничка "Ромни против Сэнди" ("Скажите Митту Ромни: изменение климата это не шутка"), и в своём победном выступлении в ночь выборов президент Обама всё же отважился признать изменившуюся после Сэнди ситуацию, сказав: "Мы хотим, чтобы наши дети жили в Америке, которой не угрожают…разрушительные силы глобального потепления".
И всё же почти во всех смыслах, имеющих значение для Вашингтона, реальное планирование в области климатических изменений, вероятно, так и останется под сукном на столе, где всегда разложены все возможные "варианты". Ждите, что президент предложит Shell дальнейшую поддержку бурения в арктических водах, ждите очередного проталкивания газопровода Keystone XL, который будет транспортировать один из самых "загрязняющих" энергоносителей из Канады к Мексиканскому заливу, и так далее.
Не рассчитывайте, что кто-нибудь сделает то, что напрашивается само собой: запуск программы НИОКР, подобной когда-то доставившей нас на Луну программе "Аполлон", которая могла бы ускорить продвижение США и всей планеты к экономике альтернативной энергетики, либо реальных денежных инвестиций в какие-то проекты по смягчению последствий новой климатической ситуации, что могло бы предотвратить превращение прибрежных городов, таких как Нью-Йорк – или даже Вашингтон – в необитаемую зону бедствий в не таком уж отдалённом будущем.
Наука о климате, несомненно, сложна и полна неопределённостей. Как это обычно бывает, многие из этих неизвестных всё чаще сводятся к двум вопросам: насколько экстремально и насколько скоро?
Предполагается, что уровень моря уже повышается быстрее, чем прогнозировалось, а некоторые последние научные исследования отмечают, что к концу столетия средняя температура на планете может вырасти до 8 градусов по Фаренгейту, а это почти невообразимая катастрофа для человечества.
Каковы бы ни были неизвестные переменные, некоторые вещи достаточно очевидны. Вот, например, простая реальность: некий ряд шагов, уже предпринимаемых, чтобы превратить Северную Америку в "Саудовскую Аравию" двадцать первого века в производстве энергии гарантированно обернётся климатической катастрофой. К несчастью, эти выборы в очередной раз убедили нас, что, несмотря ни на какие планетарные реальности и насущные нужды этой страны, какие-то существенные деньги в проекты, связанные с климатическими изменениями или по смягчению их последствий, вкладываться не будут.
Среди действительно странных аспектов этой ситуации выделяется один: во многом благодаря долговременной кампании по отрицанию климатических изменений, по большей части финансируемой крупными энергетическими компаниями, эта тема стала "политической". Взгляд, что это вопрос либералов или "левых", а не глобальная реальность, которая требует какого-то решения, сейчас глубоко укоренился. И, тем не менее, никогда не существовало более основополагающей консервативной идеи (по крайней мере, в старом смысле этого слова): сохранить, прежде всего, то, что уже является самым ценным в нашей жизни. А что можно оценить выше, чем здоровье планеты, на которой "выросло" человечество?
Выражение "играть на скрипке, когда пылает Рим", кажется, выхватывает что-то из сущности этого послевыборного момента – и особое значение имеет то, что, оказывается, эти скрипачи опустились до уровня поджигателей.
Мобилизуйтесь!Всего через неделю после выборов Республиканская партия уже подготовилась к созданию новой, более привлекательной, более "разнообразной", более совершенной с точки зрения маркетинга версии – для "рынка" испаноязычных американцев и американцев азиатского происхождения, в 2014-м и 2016-м гг. Демократическая партия, без сомнения, последует её примеру. В современной американской политике президентские выборы продолжаются по крайней мере четыре года. Первый опрос в Айове перед выборами 2016-го года уже состоялся. (Хиллари опередила всех). Выборы – это большой бизнес, иногда чуть ли не единственное значительное дело, на котором Вашингтон, поддерживаемый и подстрекаемый СМИ, сосредоточен хоть с каким-то успехом. Так что будем ждать наступления выборов стоимостью в 7 миллиардов, или 8 миллиардов, или 9 миллиардов долларов, а также ещё более невиданной шумихи, их сопровождающей.
Но не ждите перемен, – "больших", или каких-либо ещё, – от Вашингтона. Их не будет. Не поймите меня неправильно: как жители зоны засухи Среднего Запада и побережья Джерси, мы теперь очень хорошо знаем, что перемены грядут – нравится нам это или нет. Если, однако, вы хотите, чтобы эта страна не стала чем-то большим, чем их подстрекатель и их жертва, если вы хотите, чтобы США вступили в мир опасности (но и возможности), лучше встаньте сами и призовите своих друзей и соседей под знамёна. Не ждите Вашингтона, озабоченного собственным благополучием в 2014-м и 2016-м годах. Мобилизуйтесь сами. Пришло время "оккупировать" эту страну, прежде чем она будет унесена ветром.
Оригинал публикации: The Mandate of Hell |