Редактор отдела внешней политики “Ъ” Елена Черненко о «кремлевском докладе»

30.01.2018


«Кремлевский доклад» Минфина США многим в России позволил выдохнуть с облегчением. И пусть сейчас в Москве говорят о «вмешательстве во внутренние дела», «попытке дестабилизировать режим накануне выборов» и т. д.— открытая часть документа серьезной угрозы для российской элиты и политической системы не представляет.

А могло случиться гораздо хуже: по словам источников “Ъ” в госструктурах США, ряд экспертов, участвовавших в составлении «кремлевского досье», настаивал на том, чтобы перечень «друзей Владимира Путина» был компактным, не более 50–60 человек, и при этом в открытой части документа указывались бы некоторые компрометирующие их сведения. Все обнаруженные спецслужбами США источники доходов, возможные нелегальные схемы, к которым эти лица могли быть причастны, сведения о состоянии членов их семей, бизнес-связи на Западе. Закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) позволял обнародовать эту информацию. К такому варианту активно склоняли нынешнюю администрацию и представители санкционного корпуса бывшего президента США Барака Обамы, настаивая на том, что включение в список слишком большого количества имен сделает его бессмысленным.

Но администрация Дональда Трампа пошла по другому пути. Обнародованный доклад никак не назовешь «списком друзей Владимира Путина». Это сочетание телефонного справочника Кремля и Белого дома со списком журнала Forbes. Нет смысла рассуждать, почему в этот перечень не вошли те или иные лица, как, например, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина или глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Скорее стоит задаться вопросом, что в нем делают министр здравоохранения Вероника Скворцова, глава Минприроды Сергей Донской и целый ряд других персонажей.


Объяснение тому, что список вышел именно таким, вероятно, кроется в изначальном отношении Дональда Трампа к CAATSA. Конгресс, по сути, навязал ему этот закон, не оставив пространства для маневра. Приняв документ абсолютным большинством голосов, законодатели сделали бессмысленным гипотетическое вето президента: они бы его легко преодолели. Но подписывая закон, Дональд Трамп сопроводил его специальным заявлением, в котором раскритиковал конгрессменов за вмешательство в его полномочия по формированию и реализации внешней политики, в том числе санкционной. CAATSA стал одним из немногих в истории США примером, когда инициатива разработки новых санкций исходила от законодательной, а не исполнительной власти.

Но законопроект разрабатывался в спешке, и многие его формулировки получились достаточно размытыми, что сыграло на руку администрации. Конгрессмены хотели знать имена «наиболее важных высокопоставленных политических деятелей и олигархов в РФ, определяемых их близостью к российскому режиму и их чистым капиталом». Два источника “Ъ” в госструктурах США говорят, что администрация сделала «именно то, что от нее требовалось». Хотели список? Получите. Вот вам представители администрации президента РФ, а вот федеральные министры и высокопоставленные политики. Попробуй докажи, что не все из них реально «близки к режиму». Занимает высокий государственный пост? Значит, по формальным критериям подходит. С «олигархами» еще проще. В законе сказано, что одним из критериев должен быть «чистый капитал». Администрация и это восприняла буквально и включила в досье едва ли не всех российских предпринимателей, чье состояние превышает $1 млрд. И вновь без нюансировки, и вновь не придраться.


При этом список имен сопровождается пассажем, в котором несколько раз подчеркивается, что речь о введении каких-либо санкций или любых иных ограничений в отношении фигурантов доклада не идет. Более того, в документе сказано, что присутствие того или иного гражданина РФ в списке не означает, что у США имеются какие-либо компрометирующие это лицо данные. Это уточнение соответствует посылу, который посол США в РФ Джон Хантсман пытался довести до российской аудитории на днях в интервью «Интерфаксу»: «Это просто список. Призываю воспринимать его исходя из реальной, а не надуманной сути и без эмоций. В Вашингтоне сильно заинтересованы в том, чтобы отношения между США и Россией работали».

Мы пока не знаем, какие сведения содержатся в закрытой части доклада. Возможно, что-то из засекреченных сведений рано или поздно утечет в СМИ. Но я готова поспорить с теми, кто говорит, что у открытой части «кремлевского досье» нет логики. С точки зрения администрации Дональда Трампа она, судя по всему, есть.

https://www.kommersant.ru/doc/3534312?from=doc_vrez