• 17 янв, 2013 at 12:17 AM С.Филатов






Кому это выгодно? Где чей интерес?
А вот с этого момента начинается самое интересное – изучим подоплеку малийского конфликта и причины острой заинтересованности в Мали среди крупных стран Запада.
Сначала ряд замечаний от человека, который во французской политике разбирается очень хорошо.
В статье, опубликованной в «Journal Du Dimanche» и озаглавленной «Non, la guerre ce n’est pas la France» («Нет, война – это не Франция»), Доминик де Вильпен пишет, что для Франции в Мали «ни одно из условий успеха не обеспечено». Вы не запамятовали, что Доминик де Вильпен – бывший премьер-министр при президенте Жаке Шираке?
«Единодушие по отношению к этой войне, решение (начать войну), принятое, очевидно, в спешке, избитые аргументы войны «против терроризма» беспокоят меня… Мы будем бороться вслепую, потому что в этой войне нет единой цели. Остановить продвижение джихадистских сил на юг страны, завоевать север, искоренить базы АКИМ («Аль-Каида в странах исламского Магриба») - все это разные цели войны».
«Мы будем сражаться в одиночку, потому что у нас нет твердого малийского партнера – устранение президента в марте 2012 года и премьер-министра в декабре, распад раздробленной малийской армии, общая недееспособность государства в Мали… Так на кого мы будем опираться?»
И все-таки, вопреки этим здравым оценкам, Олланд начал свою войну. Почему?


Неужели его «зовут на бой» сомнительные лавры Саркози, ставшего «ливийским победителем», но проигравшего пост президента Франции? Нет. Ответ будем искать в другом месте…
И начнем его с небольшого экскурса по событиям последних месяцев с выводами, ставшими за это время очень ясными.
Упоминавшийся уже выше Александр Роджерс, описывая свержение законной власти в Мали в начале 2012 года, замечает:
«6 апреля, пользуясь неразберихой в столице, восстали туареги, провозгласив независимое туарегское государство Азавад.
Затем активизировались исламистские организации «Ансар ад-Дин», «Движение за единство и джихад в Западной Африке», магрибская «Аль-Каида» и другие. 5 мая «Ансар ад-Дин» захватывает Тимбукту.
«Исламисты» совершили акты вандализма и уничтожили ряд объектов, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В том числе гробницу ИСЛАМСКОГО (sic!) святого Махмуд Бен Амара. Это больше похоже на провокацию каких-то спецслужб, призванную выставить повстанцев полными варварами-вандалами».
«Такое впечатление, вторит ему один из блогеров, что мавзолеи Тимбукту исламисты разрушали не по идейным соображениям исламской веры, а по какой-то очень вредной сторонней подсказке. Очень своевременной подсказке».
В результате страна оказалась фактически разделена на три части, контролируемые туарегами, исламистами и правительством «временного президента».


Белым на карте Мали отмечены районы, подконтрольные исламистам, розовым (внутри границ страны) туарегам, зеленым – столичным властям.
Карта watercharity.org
Так что же в Мали было на самом деле? «Злые» террористы свергли «законного» и «демократического» президента? Нет. Его свергли собственные войска.
Или «добрые» повстанцы пытаются свергнуть «тирана», севшего в Бамако на место изгнанного президента? Нет, его никто не собирается свергать – исламистам хватает и севера Мали.
А, может быть, при этом раскладе западная «демократическая общественность» встаёт сейчас не на сторону несуществующей в Мали «демократии», что она дежурно заявляет, а на сторону собственных бизнес-интересов, как она всегда делала?
И это, похоже, - правильный ответ! Даже притом, что бизнес-интересы французской «демократической общественности» и американской «демократической общественности» в Мали прямо противоположны…
Даже беглое знакомство с данными о богатствах этой земли говорит, что в Мали полно полезных ископаемых. В стране сосредоточены месторождения железной руды, бокситов, свинца, марганца, олова, цинка, меди, лития, серебра, алмазов.
Запасы золота Мали оцениваются, как третьи по величине в Африке.
Да ещё, на горе местным жителям, здесь большие запасы урановой руды.
Кстати, как только вопрос – «Не за уран ли началась война в Мали?» - попытался поднять телеканал CNN, ему тут же дали команду: «Цыц!», и тема с экрана была снята, хотя в лидах её заявляли…
Александр Роджерс правильно подмечает, что в декабре 2012 года Совбез ООН утвердил план послать в Мали не раньше сентября 2013 года 3000 африканских пехотинцев для осуществления «миротворческих» функций (заметьте, не для подавления исламистов).
Но господа с Запада не могут ждать до сентября! Потому что каждый день простоя добычи лишает их примерно 150 килограмм золота – а именно это могло бы произойти при обозначенном, как по заказу, наступлении исламистов в январе на юг Мали, где и находятся главные месторождения драгметаллов. Ну, при таких потерях, тут уже не до приличий или каких-то формальностей типа резолюций Совбеза ООН.
Вон, в соседней Центральноафриканской Республике (ЦАР) какие-то повстанцы уже два месяца наступают на столицу, и никто в ООН не шевелится. Золота там, в ЦАР, нет…
Панетта оговорился по-Фрейду. И кое-что высветил
Золото, уран, говорите? Они не только Франции необходимы.
Как у нас пословица звучит? – «Куда конь с копытом, туда и рак с клешней».
Мы тут выше Афган вспоминали – не к ночи будет помянут. Так вот, про Афганистан сейчас и поговорим подробнее. Вернее, про невидимые, но крепкие глубинные связи между событиями в Афганистане и в Мали. Весьма показательное зрелище получается, когда вытянуть всё это на свет Божий…
Начнем опять с цитаты высокого государственного лица.
Беседуя с журналистами на борту своего самолета по пути в Европу, глава Пентагона Леон Панетта 13 января с.г. отметил, что в настоящее время группировка «Аль-Каида в странах исламского Магриба» не представляет непосредственной угрозы для США. Потом спохватился и оговорился, что «в конечном итоге это являются ее целью», но первое слово уже было сказано. Что называется, «оговорка по-Фрейду»! – ««Аль-Каида в странах исламского Магриба» не представляет непосредственной угрозы для США».
В далеком Афганистане, понимаешь, «Аль-Каида» угрозу «представляет», а в Мали, в зоне ответственности АФРИКОМ (Командования вооруженными силами США в Африке) – «не представляет»!
А почему? А потому, что, как пишет газета New York Times, «военные повстанцы в Мали, действия которых предшествовали захвату севера страны вооруженными исламистами, были обучены военными инструкторами из США». И часть повстанцев ушла к исламистам. «Помощь американцев оказалась бесполезной, они сделали неправильный выбор», – сказал в интервью газете малийский офицер.
Так что Панетта знает, о чем говорит!
Секрет корней этой оговорки по-Фрейду искал один из блогеров под ником Etoruskiy. То, что он нашел, описано в аналитической статье «Ворота в Африку для США или «Талибан» юго-запада Сахары». Говорилось там ещё осенью 2012 года (оценки точные, что демонстрирует высокий уровень аналитики автора) буквально следующее:
«Большая геополитическая игра», начавшаяся с выводом советских войск из Афганистана в 1989 году, практически повторяется сегодня в Азаваде.
Афганское движение «Талибан», которое возглавил мулла Мохаммед Омар, провозглашало своей целью создание «истинно исламского» государства и было направлено против правительства Бурхануддина Раббани и всех военно-политических группировок афганских моджахедов, непрерывно боровшихся за власть после ухода в 1989 г. из Афганистана советских войск.
Достоверно известно, что оружием армию талибов снабжало правительство Пакистана, а деньгами - Саудовская Аравия. Также западноевропейские журналисты в конце 90-х годов утверждали, что за спиной Пакистана и саудовцев в годы становления «Талибана» стояли Соединенные Штаты…
А теперь вернемся к Мали и проведем аналогии с афганскими событиями конца 20-го начала 21 века.
Азавад – историческая область, включающая соседние районы Мали, Нигера, Чада и Алжира, где веками проживают кочевые племена туарегов. 22 марта 2012 года повстанцы из «Народного движения за освобождение Азавада» (НДОА), воспользовавшиеся хаосом в Мали после падения президента Амаду Тумани Туре, и провозгласили независимость своего государства туарегов.
Функционеры НДОА взяли под контроль две трети территории Мали – всю его пустынную часть с такими крупными городами, как Гао, Кидал, и одну из колыбелей средневековой африканской цивилизации – город Тимбукту.
Однако расчетам туарегских сепаратистов не суждено было сбыться, поскольку они выбрали себе в союзники исламистов – группировки «Ансар ад-Дин» и «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Добившись изгнания с севера страны подразделений регулярной малийской армии, НДОА быстро утратила контроль над освобожденной территорией, где исламисты провозгласили собственный эмират, живущий в соответствии с нормами шариата. Объединившиеся в «Движение за единство и джихад в Западной Африке» исламисты повели войну против своих недавних союзников-туарегов.
И 16 июля, когда «Ансар-Дин» выбил туарегов из последнего оплота на севере Мали – небольшого города Ансого, руководство повстанцев-туарегов НДОА заявило о прекращении борьбы за независимость Азавада.
Самое примечательное, что в отличие от тем Ближнего Востока, Ирана, Афганистана и мирового финансового кризиса такое событие, как захват фундаменталистами стратегически важной территории Азавада, практически не освещаются мировыми СМИ. При этом наиболее логичным представляется молчание о проблемах Мали американских СМИ.
Думаю, что оно будет длиться до той поры, пока «Движение за единство и джихад в Западной Африке» создает проблемы и потенциальные угрозы на Западе Сахары геополитическим конкурентам США, до недавнего времени имевшим неоспоримое влияние в регионе – Франции и Китаю.
Ведь сегодня для обеих этих стран под угрозой исламских экстремистов оказался стратегически важный для атомной энергетики уран, а из углеводов – нигерийская нефть для Китая и алжирский газ для Франции…
Пять лет спецслужбы США «растили и накачивали» Талибан, чтобы в 2001 получить поддержанный всей мировой общественностью повод войти в Центральную Азию. Нынешний салафитский Азавад – аналогичные ворота для США в Западную Африку.
Основная разница лишь в том, что со временем события ускоряются и очередная «Буря в Сахаре» созреет намного раньше, чем через пять лет», - пишет блогер Etoruskiy.
Как в воду смотрел! И полугода не прошло, а названная им операция «Буря в Сахаре» началась под именем… «Сервал».
Похоже, что французы сделали аналогичные выводы, и рванули первыми.
Теперь ждем ответа американцев – не зря же они плели столько времени сеть этой комбинации…
Эти выводы столь интересны и глубоки, что позволю процитировать ещё некоторые оценки процитированного автора. Например, по итогам резолюции Совета Безопасности ООН 2085 от 20 декабря 2012 года.
Пожалуй, в нескольких абзацах он четко разъясняет причины столь поспешного ввода французских войск в Мали и нарушение Францией решений Совбеза о начале военной операции не ранее сентября 2013 года.
Если этой же логикой руководствовался Олланд, то всё просто встает на свои места…
«Теперь подробнее, почему сроком выбран сентябрь, хотя Франция, уверен, готова начать активные действия по освобождению севера Мали от исламистов гораздо раньше осени 2013 года. (Что и происходит на наших глазах – С.Ф.).
Зато США имеют желание и необходимость самостоятельно участвовать в переформатировании Запада Африки на собственных условиях, но будут к этому готовы ориентировочно лишь к осени 2013 года. (Возможно, отсюда и неожиданный отказ Па Ги Муна финансировать операцию, о чем речь шла в начале – С.Ф.).
Вряд ли США разрешат ликвидацию малийских исламистов международными силами раньше времени. Это случится лишь тогда, когда Штаты будут готовы участвовать в очередной «демократизации» самостоятельно и на условиях Вашингтона, а не Парижа.
США всерьез озабочены собственным укреплением на Африканском континенте, а максимально удобной отправной точкой для этого является наиболее географически близкая к Америке Западная Африка».
Сирийский угол малийских событий
А теперь немного геополитики.
Когда предположения об активном участия США в событиях на африканском континенте начинают переходить в разряд реалий, в районе Сахары становится «горячее» не от солнечных лучей, а от политических катаклизмов. Подробности африканской политики США и создание для этих целей АФРИКОМ мы разбирали в статье «Poor, poor Africa». Сейчас продолжим, имея на руках новые аргументы.
«События последнего года создали двое наиболее удобных ворот для США в Африку. На карте они обозначены как планы «А» и «Б», а в их названии сформулирован тот или иной повод, который могут использовать США для поочередной или практически одновременной реализации этих планов. Полагаете, у США не хватит сил для активных действий на обоих направлениях? Не факт. В плане «Б» однозначно примет участие Франция (Состоялось! – С.Ф.)», - говорится ещё одной аналитической статье упомянутого автора, который, похоже, знает эти проблемы, как «Отче Наш».
При входе в Мали США (что не состоялось, но Игра там только начата – С.Ф.) американцы берут под контроль крайне важные для энергетики Китая уран Нигера и нефть Нигерии.
При этом попадает в окружение Алжир - последний оплот остатков неподконтрольного США светского ислама в северной Африке, пока не затронутый хаосом «арабской весны». Если США в результате ливийской операции НАТО отобрали у Европы монополию на ливийскую нефть, то почему бы не лишить ЕС монополии и на алжирский газ?
И это всё на своей «подведомственной» территории Африки (Мали, Алжир) разве могла допустить Франция?!

Карта http:ic.pics.livejournal.com/etoruskiy
Кроме того, продолжает автор-аналитик, обретает логику пассивное отношение Вашингтона к конфликту в Сирии, когда США на словах категорически против Асада, а на деле практически заморозили материальную помощь оппозиционерам.
Вследствие этого сирийский конфликт уверенно переходит в перманентную войну сирийцев с наемниками-исламистами, поток которых в Сирию не ослабевает. Потери боевиков в последние месяцы слишком серьезны, и их необходимо постоянно восполнять из соседних стран. А, значит, эти джихадисты не появятся в Мали воевать за Тумбукту, а останутся в Сирии, что вполне на руку американцам. Отсюда и оговорка по-Фрейду у Леона Панетты…
И ещё одна «карта», что называется, «в масть» - Олланд (в отличие от своего министра иностранных дел) заявил, что операция в Мали «будет продолжаться ровно столько, сколько потребуется». Это может сыграть с ним злую шутку. Олланд увязнет в Мали, а без Олланда начать кампанию против Сирии НАТО не станет… Да и сирийская оппозиция окажется никому ни в Париже, ни в Вашингтоне не нужной.
Эскалация и её последствия
А углубление кризиса в Мали – на носу.
«Очень вероятно, что иностранное вмешательство приведет к чудовищной эскалации конфликта и к его расползанию по соседним странам – Алжиру, Ливии, Судану, Нигеру, – уверен политолог Александр Игнатенко. – Предстоящая война обещает быть достаточно длительной, сложной. «Эффект домино» затронет все государства, которые соседствуют с Мали. Очень вероятно, что иностранное вмешательство приведет к чудовищной эскалации конфликта и к его расползанию по соседним странам – Алжиру, Ливии, Судану, Нигеру, по всей территории Большого Судана».
Это не может не беспокоить Россию.
11 января состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова со спецпосланником Генерального секретаря ООН по региону Сахеля Романо Проди по его просьбе, сообщает официальный сайт МИД РФ.
«В ходе беседы был проведен обмен мнениями по комплексу вопросов, связанных с ситуацией в Сахаро-Сахельском регионе.
Упор был сделан на обстановке в Республике Мали, где в результате затяжного политического кризиса наиболее остро проявился весь спектр региональных вызовов – от террористических до гуманитарных.
Была отмечена необходимость продолжения консолидированных усилий международного сообщества, региональных и субрегиональных африканских организаций с целью урегулирования малийского кризиса на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
Особая обеспокоенность была высказана в связи с вызванным вакуумом власти на севере Мали ростом активности террористических организаций в регионе.
Министром было вновь обращено внимание на факты бесконтрольного распространения оружия по следам конфликта в Ливии, что создает почву для эскалации напряженности на всем пространстве Сахеля».
Да, точно – «по следам конфликта в Ливии»!
Вот что пишет по этому поводу блогер Евгений Ларин:
«Налицо абсолютное непонимание у антиафриканской и антиарабской западной элиты того, что война в Мали – следствие ливийской войны НАТО.
Именно альянс НАТО разгромил ливийскую армию, уничтожил десятки тысяч ливийских граждан и разрушил всю инфраструктуру страны, созданную руками ливийцев, благодаря разумно используемым природным богатствам, за 42 года существования Джамахирии.
Именно альянс НАТО дал возможность исламистам-террористам захватить огромные склады ливийского оружия и более того, поставлял им в 2011-2012 годах новейшее европейское оружие.
Оружие, которое исламисты используют сейчас против своих бывших союзников и «патронов» по войне против Ливии».

В последний час:
Большинство французов поддерживает принятое президентом Франсуа Олландом решение о военном вмешательстве в Мали. Согласно результатам опроса, 75 процентов опрошенных одобряют проведение операции.
Для сравнения, операция Франции в Ливии в 2011году была поддержана 66 процентами граждан, а введение французского контингента в Афганистан в 2001 году – только половиной населения страны.
Одновременно 64 процентов французов опасаются, что вовлечение Франции в конфликт в Мали приведет к росту террористической угрозы непосредственно внутри страны.

Может, Депардье прав, что уже уехал?.