20.01.2024г.
Исторические напёрстки
Очень любопытно было наблюдать за развитием сюжета, а вчера Замоскворецкий районный суд Москвы поставил не то запятую, не то многоточие в деле некоего «президента межрегионального узбекского землячества «Ватандош» Усмана Баратова», заключив данного персонажа под стражу на два месяца. За «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Правда, пришлось порыться в собственных файлах, папочка «Диаспоры России» заведена лет как десять назад, чего там только нет. Баратов там тоже нашёлся, был кандидатом в депутаты Госдумы аж от 2016-го. От «Партии Роста». А ранее представлял партию «Яблоко», от её лица частенько мелькал на экранах зарубежных и национальных телеканалах, что-то комментировал газетам.
Состав преступления.
Не уверен, что событие широкой аудитории известно в деталях, засим картину маслом и очень широкими мазками набросаю. Итак, Усман Баратов — уроженец Ферганы, агроном-хлопковод по образованию и роду деятельности в 1980-х годах. Член КПСС, после развала СССР на малую родину не вернулся, поскольку учился в аспирантуре Почвенного института Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Сразу подался в общественники и бизнесмены, организовал без регистрации контору «Ватандош» («Соотечественник» по-узбекски), стал именовать себя «правозащитником и юристом» (большей частью для западных СМИ, работающих в Средней Азии), не отрываясь от торговли овощами-фруктами, чаями-кофе, табаком-галантереей.
Не буду вытаскивать на свет божий высказывания Баратова из дней минувших, там трактовать его «правозащитные повадки» можно всяко, как и отношение к России в частности. Постоянная двусмысленность, критика власти всех уровней, вопли «доколе» в адрес государственных компаний, государевых людей, особенно доставалось Таможенному и Миграционному приказу и РПЦ с её «имперскими замашками» и якобы подавлением религиозной идентичности прибывающих мусульман.
Баратов считался главным «фронтменом» вопроса полной и безоговорочной раздачи «российяньских паспортов» всем гражданам бывших республик СССР, призывал своих братьев-узбеков валом валить в наши широты и «не возвращаться под руку диктаторского режима» в Ташкенте. И прочая, прочая, прочая. Дивный фрукт, одним словом.
Так где же закончилось терпение у добрых русских следователей, страдавших долгие годы поразительной близорукостью к призывам господина Баратова создать на территории России «второй Узбекистан» и прочие республики бывшей советской Средней Азии? Картинка на страничке ВК, где участники СВО названы «петухами». Они обязаны вернуться домой и помочь разрешить кризис с куриными яйцами. Позже въедливые люди извлекли из своих папок прочие пассажи хлопкороба Баратова, где он перед камерами истово оскорблялся использованием в СМИ эпитета «русский» вместо «российский».
Не буду сыпать перлами персонажа, но Следком усмотрел в деятельности состав преступления, совершённого в составе «организованной группы», немедля растолкованной нашими думскими дьяками как «диаспора и землячество». Тут-то жижа по трубам и понеслась. Немедля прозвучали лозунги о «внутренней русофобии», «параллельных государственным — этнических и коррупционных структурах мигрантов», усталости общества от существующей практики «Дядя Турал всё порешал», если речь заходит об этнической преступности зарубежных «ценных специалистов».
Само собой, «решительно осудили провокационные поступки гражданина Баратова» руководители узбекских национально-культурных организаций (набирайте воздух): Москвы, Санкт-Петербурга, Астраханской, Кемеровской, Челябинской, Воронежской, Калининградской, Омской, Саратовской, Ульяновской, Смоленской, Оренбургской, Томской, Пензенской областей, Хабаровского края, Республики Чувашия, Приморского края, Республики Удмуртия, Республики Татарстан. А вот вице-президент Союза азербайджанцев России Элунур Гусейнов потребовал извинений от депутата и вице-спикера Госдумы Петра Толстого, назвавшего национальные диаспоры мафиозными структурами. Лучше бы молчал, поскольку русский сегмент Интернета буквально в клочья разорвало от возмущения.
«Чем эти землячества лучше таких же, но корсиканских или сицилийских? Так же подкупают местную власть, «отмазывают» собственных боевиков, «крышуют» полулегальный бизнес и запугивают всех остальных. В России не должно быть места параллельным структурам со своими законами». (Вице-спикер ГД РФ Пётр Толстой, комментарий на сообщение о возбуждении уголовного дела против Баратова)
Без эмоций.
Поскольку имею вполне взрослую и сформировавшуюся точку зрения на «диаспоры и землячества», как неискоренимую проблему человеческого общежития, подойду к вопросу шире, с научной точки зрения. Дабы часть нетерпеливых и термоядерных Читателей сразу устремилась в комментарии с гневными отповедями на утверждение Вашего покорного слуги: «диаспоризация мира» станет единственным сценарием развития человеческого общества в XXI веке. А Россия будет находиться в зоне высочайшего риска, поскольку сталкивается с проблемой демографического кризиса, отсутствия политики по «возвращению соотечественников».
Такое положение вещей сложилось не по причине происков рептилоидов, жидомасонов, предателей-либералов, а по факту полной неизученности феномена иммигрантских сообществ, незнания принципов их легализации и превращения в саморегулируемые институты параллельной власти.
Итак, начнём с объективных фактов. Весь мир задыхается в издержках глобализации — разделение макро-регионов на депрессивные, разрушенные войной и насквозь коррупционной демократией. Как следствие, такое положение вещей порождает неуправляемые миграционные процессы, трудовые и хаотичные (беженцы от войны, голода, геноцида, радикальных политических режимов и т.д.). За последние полвека плотность «миграционного потока» увеличилась в три-пять раз в зависимости от направления, по свежим данным ООН — каждый 30-й человек на планете является «международным мигрантом», в так называемых развитых странах — уже каждый десятый.
Правоверные англикане
Поэтому удивляться самоорганизации перемещённых этнических сообществ... по меньшей мере глупо, таково инстинктивное желание оторванных от родины людей сохранить привычный круг общения, родной язык, обычаи и традиции. Особенно когда речь идёт о враждебной этнокультурной или религиозной среде. Так что процесс образования диаспор — естественный, набирающий силу, имеющий общие законы. Исторические, в том числе.
Поскольку на протяжении тысячелетий существуют наглядные примеры неискоренимого желания людей определённой национальности жить гибким анклавом в окружении «чуждой цивилизации».
Самые древние «диаспоры», считающиеся историческими: китайская, индийская, еврейская, цыганская, армянская, греческая и друзов. Из «современных»: немецкая, курдская, итальянская, афроамериканская, ирландская, польско-венгерская, иранская, японская. Особняком стоят христиане-ливанцы, сунниты-турки.
Все они выработали механизмы взаимодействия со страной пребывания, и если раньше (до середины ХХ века) так называемые «современные диаспоры» предпочитали индивидуальную интеграцию, то сегодня механизм другой: новички сначала прибывают в диаспору, а затем по различным механизмам (законным и не очень) стараются учиться выживать, зарабатывать, налаживать быт. Зачастую навязывая стране пребывания свои традиции, опираясь на этнические банды, коррупционные схемы легализации, отстаивание «расовых и религиозных прав», столь популярных на Западе.
А «исторические диаспоры» давным-давно встроились в экономику и политику стран пребывания, способны влиять на многие процессы через корпорации, законодательство, исполнительные институты. Налаживая транснациональные связи, формируя этническую международную элиту. Готов сообщить шёпотом: именно Россия является лидером по «диаспоризации» своего пространства, поскольку яростное разрушение идеологической общности «советский человек» породило как мощные миграционные потоки, так и рост национализма. В среде людей, раньше о таких вещах не думавших.
Процессы урбанизации и свободы перемещения, дикого рынка, ослабления государственного контроля во всех сферах безопасности и правопорядка, стали причиной самоорганизации фундамента диаспор — этнических меньшинств/групп. Ранее не бывших транснациональными, жившими своим укладом, но принципиально не вступавшими в конфликт с государством по причине жёстких правил социальной организации всех процессов. Как только появились границы — возник контрабандный трафик, полукриминальные схемы обогащения, коррупция, этно-преступность и прочие прелести глобализации.
В науке подобные сообщества называют «диаспоры катаклизма», растущие на руинах и дезинтеграции, обломках распада крупных государственных образований, приводящих к изменению политических границ. Их главная особенность от всех прочих диаспор — мгновенное появление вопреки желанию людей. Даже ситуативные «трудовые диаспоры мигрантов» от них отстают в самоорганизации, поскольку категорически не желают быть рассеянными в пространстве. Даже когда условия быта становятся невыносимыми, нет постоянного заработка. По всем законам самосохранения этнических сообществ здесь включаются механизмы мобилизации, порой становящиеся революционными со всеми прелестями «подполья».
А где есть скрытое или явное сопротивление окружающей социальной среде — появляются лидеры, организаторы параллельных процессов квази-государственного устройства социума, криминал и тяга к увеличению численности своего сообщества. То есть, начинается перетекание с «малой родины» всё большего числа единоплеменников, для которых заранее планируется место жительства/работы, нарезаются обязанности, пишутся негласные правила и нормы поведения. Порой сильно отличающиеся от традиций исторической родины, но позволяющие «меньшинству» стать в моменте большинством на конкретно взятой территории.
Второй этап — это легализация диаспор в юридическом поле. Для России и почти всех «развитых стран» характерно крайне размытое понимание «легального и нелегального мигранта», чем диаспоры научились пользоваться безукоризненно. Механизм простой: на вершине пирамиды находятся «уважаемые люди» с паспортами страны пребывания, ниже уровнем — имеющие вид на жительство, ещё ниже — «беженцы» или «трудовые мигранты». Они покрывают огромную массу нелегалов, находят для них все возможные способы законного и незаконного пребывания.
Поймать за руку «уважаемых людей» практически невозможно, поскольку их формы организации бизнеса всегда закрыты законными методами, на всех ключевых должностях сидят либо прямые/дальние родственники, либо единоплеменники из соседних регионов, всегда готовые принять после «эксцессов» у себя на передержку какое-то количество нелегалов.
Для любых диаспор характерно организация «транзитных территорий» и «якорных», чаще всего имеющих какие-то исторические корни связности с родиной (для понимания, гонг и вопрос — чей Адлер?). Либо налаженные маршруты челночной торговли/контрабанды с контролем сфер торговли, специфических отраслей производства, проведения работ по найму.
Неуловимые.
Почему к вопросу «диаспор» боятся подходить абсолютно все «развитые страны»? По причине невозможности их очертить в научном, как следствие — национальном правовом поле. Поскольку эпоха глобализации полностью разрушила классические представления о формировании устойчивых этнических сообществ, принципах их прежней саморегуляции.
Дело в потере национальной идентичности, в превращении этнических перемещённых общин в особые социальные группы, способные существовать вне конкретной территории пребывания. Благодаря современным средствам коммуникации, в первую очередь. И небывало быстрой адаптации в реалиях инокультурных или иноэтничные трудностей. По принципу «один зацепился — всех перетащил». Поскольку такие мигранты не решают комплексный вопрос ассимиляции или культурного сожительства с местными, а заточены на прикладные механизмы получения правового статуса.
В современной мире «гуманистической законности» позволяющие даже с паспортом или видом на жительство полностью игнорировать долгие процессы интеграции и сепарации с новой средой. Особенно, когда крепки связи с родиной, налажен переток финансов, новых мигрантов, есть возможность вернуться или перетянуть всю родню/клан. Так формируется особый социальный архетип, начинается строительство «малых Ташкентов, Душанбе, Бишкеков» и т.д.
Если старожильское население не противодействует на бытовом уровне таким анклавам, тем сильнее в них процветает национальная самоидентичность (дома бывшая крайне умеренной, к слову), сначала —внутренняя, следом — показная и агрессивная.
То есть, рассматривать вопрос диаспор без мощного трансграничного и транснационального фактора «сетевой структуры» — величайшая глупость. На которой обожглась Старушка-Европа, впустившая десятки миллионов мигрантов, но неспособная их интегрировать, создав своей толерантностью неприступные стены «уважения прав диаспор» в рамках межеумочного мультикультурализма.
По этим граблям напористо пляшет Россия, прыгает Америка, некоторые азиатские страны, не понимая, что раньше миграционные потоки несли с собой только обездоленных людей, готовых выживать.
А сегодня они построены по принципам «перемещения видов деятельности». Ремонт, стройка и работа по найму, розничная и уличная торговля, особые услуги, пополнение базы персонала предприятий успешных «уважаемых людей» своей национальности, криминальные и полукриминальные сферы деятельности... вот основа основ сегодняшних транснациональных диаспор. Существующих в особом типе социального мышления: где зацепился — там и должна существовать историческая родина. Ровно так же мыслит современное общество «без границ», давным-давно утратившее собственные национальные границы самосознания. Или почти утратившее.
Упрощенчество. Вот бич всего «цивилизованного мира», России — в частности. Мало кто (кроме отдельных учёных) понимает, что современные диаспоры давно утратили так называемую «ссылку на определённую локальность/страну исхода», охотнее учатся правилам и законам «свободного мира», нежели стремятся интегрироваться определённую историко-культурную среду места пребывания. Проскакивая сей обязательный элемент интеграции, начинают на зыбкой почве вседозволенности строить свои порой средневековые порядки. А страдающие от диаспор социумы понятия не имеют, кто к ним прибыл.
Чохом назначая чужаков то «мусульманами», то «азиатами», то «неграми». Не понимая, что ислам многогранен, выходец из Азии разный бывает, и вообще — прежде всего нужно смотреть не на ДНК, а политическую систему, породившую вынужденную или естественную миграцию. Как только подобное упрощенчество начинает преобладать в титульном народе — чужаки немедля перестают рассматривать себя гражданами новой родины, стремятся выпячивать собственную идентичность, агрессивно её отстаивать.
А способов для этого существует более чем достаточно, все они опираются на мобильность и способность самоорганизации в среде, назначенной «враждебной». Это «кристаллизация» вокруг бизнес-структур единоплеменников, либеральных политических течений титульного населения, криминальных трансграничных структур, коррумпированных экономических или государственных институтов страны пребывания.
Что делать?
Для начала проблему необходимо максимально точно сформулировать. Признать её незначительной, умеренной или угрозой национальной безопасности. Если выбор пал на последний пункт — действовать в логике военных действий. Или антитеррористической операции. Без стрельбы и спецназов, но столь же жёстко и комплексно. У любой «диаспоры» есть свой штаб, иерархия авторитетов (читай — командиров), ближний и глубокий тыл, союзники, агенты влияния внутри «оккупированной территории». Не стоит бояться называть вещи своими именами, на любые «боевые действия» (противозаконные выступления и проступки) следует отвечать максимально болезненно, дабы не возникало ложного чувства безнаказанности.
Нет плохих и «преступных» народов, есть отдельные плохие люди, обожающие сбиваться в плохие сообщества, быстро становящиеся преступными. И чем выше концентрация одной этнической (бесконтрольной) группы — тем выше вероятность наличия там мафиозных, националистических, радикальных и прочих «сетевых структур», существующих по давно известным принципам самоорганизации: защиты «своих», подавления «чужих», поиска «лазеек» в защитных правовых механизмах государства пребывания.
Когда единоплеменники или единоверцы помогают друг другу на бытовом и низшем социальном уровне — это один разговор, но когда «национальная диаспора» вертит муниципальными и региональными чиновниками, встроена в систему огромных отраслей экономики и «оказывает услуги» по откровенно преступным схемам — тогда добра не жди.
«Дядя Турал порешает» становится моделью поведения, продуцируя презрение к коренному рыхлому населению, вовлекая в такие неприемлемые формы социального общежития многих действительно хороших людей. Запугиванием, давлением на близких, вовлечением в коррупционные и преступные «схематозы».
Пока не будет дано научное и правовое обозначение «национальных диаспор», не будут проведены чёткие границы между их гуманитарной жизнедеятельностью и попытками создать квазигосударственные институты местной или трансграничной власти — болтать будем годами напролёт. Бояться до мокрых рейтуз обвинений в «притеснении по национальному признаку», шовинистическом нежелании осознать «традиционные, религиозные, этно-культурные особенности» несчастных мигрантских деток, живущих в состоянии перманентной психологической травмы среди чуждой им цивилизации.
Выводы.
Многим покажутся наивными аналогии кирзового аналитика о восприятии диаспор, как некого системного противника для русского многонационального общества. Воля ваша, но когда неизбежно растущая напряжённость прорвётся очень неприятными ответными и реактивными «инцидентами» — минеральные воды тифлисского разлива будет пить поздно.
Есть у добрых русских людей одна черта, отличающая нас от всех прочих «людей мира», — невосприимчивость к угрозе неких мифологических сил, якобы стоящих за агрессивным поведением захватчика. Хоть «двунадесять языцех» Наполеона, хоть вся Европа нацистов, хоть шайка НАТО из пятидесяти государств... вообще безразлично. Если допекут — костей вороны не соберут. Мы врачи... по историческому призванию. Чаще терапевты, но бываем и хирургами без знаний основ анестезиологии.
Очень не хочется, чтобы народ разбирался со столь простой и одновременно деликатной проблемой диаспор, свернувших с тысячелетних принципов бытового и гуманитарного вспомоществования сородичам на кривые тропки культивирования права сильного или более приспособленного к жизни «дядей Туралом», скупившим на корню урядника, приказного, полицмейстера и городничего. Эпизод с хлопкоробом Баратовым показал, что безнаказанность породила отвратительные формы русофобии, нарушение Конституции и целого ряда законов. Таких как он, ещё десять лет назад необходимо было демонстративно и показательно в Мордовию этапом отправлять, дабы не звучали призывы «строить второй Узбекистан», «свято хранить свою идентичность, не смешиваясь с россиянским имперским народом».
За этими неоднократно звучащими призывами всегда скрывалось одно: неподсудность той или иной этнической группы, правовое преобладание их прав над правами титульного населения России. И база была солидная создана для подобных заявлений, насквозь коррумпированная система выдачи гражданства, видов на жительство, трудовых контрактов. Без всякого правового и полицейского контроля за передвижением и социальной жизнедеятельностью «ценных специалистов». Для которых работа изначально является полукриминальным или преступным промыслом, организованным их так называемыми диаспорами. Переплетёнными коррупцией с властью.
Сравнение уважаемого вице-спикера расплодившихся на территорией России диаспор с «сицилийской мафией»... некорректно, тут готов согласиться с азербайджанским вице-президентом этнического землячества. Итальянцы не коррумпировали американских чиновников, а банально их запугивали, потом создавая в «серых зонах» безвластия собственную систему управления. Тем самым давая понять мигрантам-итальянцам, что лишь один Закон действует — правящих кланов, а все прочие казённые люди — чужаки.
У нас беда куда бедовее, поскольку коррумпированные диаспорами структуры бизнеса и власти начинают ставить их права выше прав титульного населения. С военной точки зрения... занимаясь государственной изменой и прочими сопутствующими ей деяниями «пособничества». Не призываю к подобной юридической оценке, но что «пора заканчивать с межнациональным либерализмом», как сказал Пётр Толстой — двумя руками «за». Это правильный путь, конструктивный. Когда нужно пересмотреть преступность и ошибочность прежней политики, начать вырабатывать принципы новой.
Желательно на научной основе, далёкой от термоядерных истошных воплей. Кои послушать — хочется перелистать материалы Нюрнбергского Трибунала, настолько риторика знакомая. За которую вздёрнули Юлиуса Штрейхера, главного редактора нацистской информационной помойки ««Der Stürmer» (Штурмовик). Если начинать с основ миграционной политики, следует подходить рационально: сколько, какой квалификации, куда именно...
С обязательным изучением/знанием языка, контролируемыми перемещениями, жесточайшей системой лишения любых прав в случае преступлений. А начинать нужно со «штабов». Не выдуманных и юридически не существующих общественных организаций «культурно-этнических сообществ» типа «Ватандош» Усмана Баратова», а финансово-промышленных корпораций.
Где в акционерах завсегда найдётся не менее 90% фамилий с характерными окончаниями, прямо указывающими на этническую принадлежность бизнеса. С зиц-председателем титульной нации и всеми его замами, часто по-русски ни бельмеса не соображающими дальше бытового общения. Тайна что ль великая, как именно любая «диаспора» работает?
От любого рыночного ИП — до могущественных строительных и логистических концернов. Детский сад, честное слово. С показательным балаганом задержания сотни-другой нелегалов под видеокамеры. Так болезнь не лечат.
https://telegra.ph/O-bednyh-diaspora...te-slovo-01-20