20.12.2015г.




На размышления по теме меня натолкнула голливудская продукция. Точнее – существенная часть таковой, относящаяся к ужастикам и болкбастерам. Судя по ним – мифология американского общества настолько скупа, ввиду очевидной относительной молодости этого сообщества, что этот недостаток их социума, так или иначе, компенсируется внедрением в реальность соответствующих ментальных образов. С одной стороны – то, что они делают, нравится в той или иной степени большинству землян, с другой – ориентируется «Фабрика Грёз», всё же, в первую очередь – на собственную аудиторию. Это естественно для инструмента, созданного изначально, как пропагандистский. Примечательно, что в каждой из раскадровок, заставляющих сопереживать, присутствует три элемента: предчувствие неизбежности, ужас, облегчение. На этом принципе, собственно, базируется вся продукция такого пошиба. Иногда – доходя до высочайшей степени реалистичности событий. Глубоко идущих выводов, к примеру про видеоряд 9/11, делать не хочу. А отметить интересно вот что. Разницу в реакции на страх у них и нас. На примере – обычных вооружений.

Боец армии США. Страх остаться без страховки виден в том, что приходится одевать весь объём обмундирования. Иначе – нет страховки и досвидос. Страх потерять деньги. Иначе – ни как это назвать я не могу.




Боец ВДВ РФ. С одной стороны – это предел бесшабашности, безусловно, непонятный любому противнику. С другой стороны – уже ставшая классикой шутка, выраженная в том, что любой боец любой армии, видя такого русского – точно знает. Борьба будет происходить уже по ту сторону страха и ужаса. О деньгах отчего то не вспоминается вообще…




Танк Абрамс. В случае, если страшно – добавляем броню. Аппарат не тянет – добавляем мощность двигателю. В целом – мастодонт неповоротлив, но обеспечивает необходимое чувство защищенности и безопасности.




Наш танк. Знаменитый «Летающий». И снова принцип, аналогичный тельняшке. Скорость компенсирует уязвимость, манёвренность – помогает избежать опасности. С другой стороны, и броня полностью свои функции выполняет, но юркость, всё же – в этом случае фактор больший, нежели защищенность. Мастодонтом конструкцию назвать ни как нельзя.




Раптор. Изначально в планах была сверхманёвренность, потом – как то ушла на задний план, уступив место «малозаметности». Итогом стала машина, способная достаточно быстро двигаться, но, сравнительно с нашими – неповоротливая. Хотя – и красивая. Итогом этого можно вывести поведение пилота этого высокотехнологичного куска: достаточно прямолинейное движение на цель, в случае, если возникает опасность и засекли – не менее прямолинейное отступление.




Сушка. Изначально в параметрах – сверхманёвренность. Во вторую очередь – невидимость и в третью – средства РЭБ. Скорость и возможность недостижимого её сброса для зарубежных аналогов – определяет стиль поведения русских лётчиков. Быстро, смело, активно.



Итогом выходит странная штука. Страх американский и страх русский – различны. У них осознание страха должно быть компенсировано чувством защищенности или неуязвимости, в результате этого – наступает необходимое мозгу облегчение. А следствие – адекватность его деятельности. И это нашло своё воплощение в голливудской продукции, я имею ввиду реактивную последовательность раскадровки.

У нас страх не обязательно должен быть компенсирован некими комфортными ощущениями. Для нас такой комфортной зоной становится знание о собственной быстроте и манёвренности.

Таким образом, можно вывести максиму: американец компенсирует страх механическими средствами извне, русский – внутренним знанием собственных возможностей. Оттого и не орём, как сумасшедшие при просмотре боевиков и ужастиков. Для нас – это мультяшки, для них – глубокие внутренние переживания.


Мой блог в ЖЖ