Сегодня, 14:01 "Сирийская оппозиция не поедет в Женеву, пока не получит оружия"

Салим Идрис Фото: EPA


Руководители вооруженного крыла сирийской оппозиции до сих пор не давали согласия на участие в конференции "Женева-2". При каких условиях они пойдут на переговоры с правительством Сирии, сообщил в эксклюзивном интервью "Голосу России" главнокомандующий Свободной сирийской армией бригадный генерал Салим Идрис


В Женеве проходят трехсторонние встречи между представителями России, США и ООН по подготовке к мирным переговорам между воюющими сторонами в Сирии. Эта совместная российско-американская инициатива получила название "Женева-2" по аналогии с мирной конференцией, прошедшей в Женеве летом 2012 года.
- Россия, США и ООН готовят конференцию по Сирии
Однако созыв конференции затягивается. Она не состоялась в июне, как планировалось, и, судя по всему, уже вряд ли пройдет в июле. Одна из проблем в том, что до сих пор вооруженное крыло сирийской оппозиции не выражало своего согласия на переговоры.
Только сейчас главнокомандующий Свободной сирийской армией бригадный генерал Салим Идрис сделал это в эксклюзивном интервью обозревателю "Голоса России". Однако генерал выставил при этом такие условия, что становится ясно: оппозиционеры возлагают надежду не столько на мирную конференцию, сколько на поставки оружия. Начать вооружать оппозицию пообещали на днях поддерживающие ее западные и арабские государства, а также Турция.
- Сирийское правительство вновь объявило о своем согласии принять участие в мирных переговорах в Женеве, а оппозиция тянет с ответом. А уж возглавляемая вами армия, то есть боевое крыло оппозиции, и вовсе до сих пор не прояснила свою позицию. Может, вы сделаете это сейчас? Вы готовы к переговорам в Женеве?
- Прежде всего, оппозиция ничего не затягивает. Мы готовы прояснить нашу позицию. Она такова: мы поедем на переговоры в Женеву только при ряде условий.
Главное условие – чтобы подал в отставку и покинул страну президент Башар Асад. Мы считаем его преступником. Затем, чтобы были преданы суду те руководители армии и спецслужб, которые отдавали приказы убивать людей. Наконец, чтобы было создано переходное правительство, в котором преимущество имела бы оппозиция.
От имени Свободной сирийской армии говорю вам: на таких условиях мы готовы немедленно прекратить огонь в Сирии и отправиться на переговоры в Женеву.
- Вы понимаете, господин генерал, что эти условия практически невыполнимы? Россия вместе с США выдвинули инициативу по созыву мирной конференции Женева-2. Почему вы просто не согласитесь на переговоры, чтобы там обсудить все спорные вопросы?
- За последние годы в Сирии погибли почти 200 тысяч человек. Около 7 миллионов стали беженцами. Инфраструктура разрушена на 70 %. И после всего этого Башар Асад утверждает, что его поддерживает народ! Это ложь. Он обманывает и вашего президента, и вашего министра иностранных дел.
Да если после всей этой пролившейся крови кто-то скажет, что готов вести переговоры с Асадом от имени революционеров, то такой человек тем сам себе смертный приговор подпишет! Асад должен оставить власть и покинуть страну. Мы готовы ехать в Женеву, мы готовы к мирным переговорам, но это условие обязательно.
- А кто, по-вашему, должен возглавить делегацию от оппозиции в Женеве? Ведь среди оппозиционеров есть разные группы.
- Если мирные переговоры все же состоятся, то оппозиция должна идти на них единой делегаций, во главе которой должен быть кто-то один. А кто конкретно – так это пусть политики решают. Мы люди военные и в эти дела не вмешиваемся.
- И все же перечисленные вами предварительные условия, господин генерал, сильно уменьшают шанс созыва конференции. Почему вы упускаете этот шанс?
- Ну, какой шанс может предоставить нам Асад! Он получает указания из Ирана, он, по-нашему мнению, не может принимать самостоятельных решений.
- Вы на днях заявили, что получили крупную партию оружия. Но какое и откуда, не уточнили. Могли бы сделать это сейчас?
- Нет, извините, не могу, я же военный человек, как я могу такие вещи рассказывать, это закрытая информация. Но уверяю вас, что нам стало поступать оружие, причем из разных источников. И это изменит ситуацию.
Еще месяц назад мы побеждали на всех фронтах. Режим спасло только вмешательство действующих по приказу из Ирана ливанских боевиков "Хезболлы". С самим режимом мы бы уже давно справились.
На стороне правительства в Сирии есть и офицеры из Ирана, и шиитские боевики из Ирака, и российские специалисты, между прочим, тоже есть. Я вот несколько часов назад был в Алеппо. Там в аэропорту на стороне правительства до сих пор работают и российские специалисты. И еще на заводе № 419, где ремонтируют авиатехнику, тоже в Алеппо, работают россияне. Я сам их, можно сказать, видел.
- Как это можно сказать, что вы их видели, если аэропорт контролируется правительством? В бинокль, что ли?
- Не в бинокль, конечно, у нас есть там "глаза и уши". Там есть сирийские офицеры, которые находятся на связи с нами. Они сообщают нам.
- Расскажите, пожалуйста, об иностранцах, которые сражаются на стороне оппозиции. Ведь у вас есть иностранцы из арабских стран, из Европы. В том числе экстремисты, например, из "Джабхат ан-Нусра" и даже боевики "Аль-Каиды". Как быть с этим?
- Я не могу отрицать присутствия иностранцев. Это так. Но они составляют всего 3 % от общего числа воюющих оппозиционеров. Все остальные – это сирийцы.
- А сколько всего у вас бойцов?
- От 80 тысяч до 100 тысяч, это я могу сказать. Это не секрет.
- И все же, как быть с экстремистами? Это же серьезная проблема.
- Уверяю вас, чем быстрее мы получим необходимое оружие и боеприпасы, тем быстрее закончим войну, тем быстрее эти иностранцы вернутся к себе домой. Сирийцы, вы же знаете, не склонны к экстремизму. Люди хотят вернуться к нормальной жизни.
- Тем не менее после разговора с вами в связи с перечисленными вами условиями у меня складывается впечатление, что мирная конференция в Женеве состоится нескоро. А вы как думаете?
- Мы во всяком случае не доставим президенту Путину и аятолле Хаменеи удовольствие просто продиктовать нам свои условия в Женеве. Пока мы не получим нужных вооружений и боеприпасов, чтобы восстановить баланс сил на поле боя, мы не поедем на переговоры в Женеву. Иначе получается, что это будет Женева под диктовку Путина и Хаменеи. Такая Женева к результатам не приведет.
- Вы что, надеетесь вернуть при помощи этого оружия потерянный вами город Кусейр?
- Мы, конечно, предпримем попытки вернуть и Кусейр, что возле границы с Ливаном, и другие населенные пункты.
- Когда же вы рассчитываете получить это оружие?
- Пока трудно сказать, мы рассчитывали, что получим его еще вчера. Может, это случится завтра, может, позже, я пока еще не знаю, когда.

Елена Супонина
Читать полностью:
http://rus.ruvr.ru/2013_06_25/Sirijs...oruzhija-1739/