Начались проверки, куда и зачем вывезли антикварные машины из музея Рязанского автомобильного института. В числе машин, которые покинули стены ангара, уникальный экспонат — автомобиль, на котором Юрий Гагарин ехал на доклад в Кремль после исторического полета в космос. Эксперты оценивают стоимость коллекции в несколько миллионов евро. Музей военной автомобильной техники в Рязани сегодня представляет собой довольно грустное зрелище. Закрытые на замок ворота, которые редко открываются, ржавеющий автохлам на улице и пустынные ангары, в которых осталось совсем мало техники. Все то, что теперь представляет из себя экспозицию музея, раритетом, конечно, можно назвать. Это "рафики", старые "Жигули" и военные тягачи. А всего несколько лет назад в ангарах красовались настоящие жемчужины: -лимузин ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли на доклад в Кремль после полета в космос, -ЗИЛ-117, подаренный руководством СССР Фиделю Кастро, на котором кубинский лидер ездил во время визитов в Советский Союз, -а также ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Кроме этого, в экспозиции были представлены уникальные образцы машин, которые так и не попали в серийное производство — например, "Волга", больше похожая на детище японского автопрома, которая была выпущена лишь в трех экземплярах. Музей был открыт в 1995 году при Рязанском военном автомобильном институте и существовал благодаря фанатизму, с которым музейные работники собирали и реставрировали свою коллекцию. Приказ о расформировании музея, который находился в ведении Минобороны, был отдан в 2010 году тогдашним главой военного ведомства Анатолием Сердюковым. Музейщикам сообщили, что машины, представляющие историческую ценность, увезут. — Тогда это воспринималось как удар, — рассказал один из сотрудников музея. — Да и сейчас невероятное сожаление от утраты того, что мы собирали годами, не проходит. Нам не сказали, куда именно увезут машины, а автораритеты "исчезли" довольно оперативно. По некоторым данным, автомобили "перекочевали" в спецгараж министерства обороны в районе Рублево-Успенского шоссе в Московской области. Также, по информации, которой располагает "Правда.Ру", несколько экспонатов рязанского музея так и не доехали до спецгаража в Подмосковье. Какие именно это автомобили и куда они делись, собеседник "Правды.Ру" в Минобороны пояснить не смог. Однако, по другим данным СМИ, машины находятся на 147-й автобазе Минобороны в целости и сохранности. Судьбой автотехники и вообще всей "операцией" по ее изъятию из Рязани заинтересовалась ФСБ. Начальник музея Рудольф Ваднер подтвердил корреспонденту "Правды.Ру", что у него действительно были запрошены документы, которые касаются перевода автомобилей на столичную автобазу — приказы и другие бумаги. Сам Ваднер считает, что автомобили приглянулись лично бывшему министру обороны. — Я уверен, что наши машины забрали из-за того, что они очень понравились министру, но что дальше он с ними будет делать, я не знаю, — говорил экс-директор во время прощальной экскурсии по музею в 2010 году. По некоторым данным, стоимость экспонатов может оцениваться в миллионы евро, однако музейщики говорят, что дело тут совсем не в деньгах. — Глупо говорить о деньгах, когда речь идет о деле твоей жизни, — поделился с корреспондентом "Правды.Ру" бывший сотрудник музея. — Я слышал, что сейчас начали говорить о стоимости коллекции, что там миллионы. Мне не важно сколько все это стоит. Для нас — бесценно. Музей, который мы потеряли — бесценен, и прежде всего для тех, кто его делал и кто им жил. Расформирование музея проходило в рамках реформы министерства обороны и делалось на фоне большой "перетасовки" рязанских военных вузов. Так, Автомобильный институт был присоединен к Рязанскому высшему военному училищу ВДВ и стал называться автомобильной кафедрой, утратив свою самостоятельность. Та*же участь коснулась Рязанского училища связи, которое теперь называется факультетом связи училища ВДВ. В сам вуз "крылатой пехоты", который является единственным в мире! Учебным заведением подобного рода, был приостановлен набор курсантов. Вместо этого была сделана ставка на подготовку сержантского состава — из "кузницы ВДВ" несколько лет не выпускались офицеры. Проверка по "делу автораритетов" только начата и каких-либо подробностей чекисты не раскрывают. Сотрудники музея считают, что экспозицию вряд*ли удастся возродить при любом ее исходе. Антон Фролов 19.11.2012 Правда.Ру: Аналитика и новости