13.03.2023г.

Исторические напёрстки




Честно говоря, прогнозировал такое событие на «после СВО России», но сенсация случилась позавчера. Хотя ничего не предвещало. В Пекине представители Ирана и Саудовской Аравии пожали друг другу руки (немыслимо!) и обязались начать движение от смертельной кровной вражды к миру и добрососедству, а самым главным залогом этого станет обмен послами и восстановление дипломатических отношений. Н-дя… удивил Китай, если честно, это прямой вызов «гегемону», который столь горькую пилюлю может и не проглотить без вреда здоровью.

Не затягивая до «выводов», можно смело говорить: Иран перестал быть изгоем, в рубище которого американцы его рядили с 1979-го, а вся архитектура раздора и противостояния, созданная Вашингтоном на Ближнем Востоке, дала трещину. Тектоническую, огромных размеров. И если на таком крутом вираже Тегеран или Эр-Рияд не сломают себе шею, поддавшись на неизбежные провокации Америки, Турции, Израиля или внутренних инсургентов, — судьба нынешней администрации Байдена предрешена, потерю Украины и всего «шиитского полумесяца» ей не простят такого калибра фигуры «теневого правительства», по сравнению с которыми скандалист Трамп — величина околонулевая.

Само соглашение, если станет реальностью, назовут Великим Пекинским Миром, и уж точно будут преподавать в школах и университетах всех мусульманских стран, а молодой наследный принц саудитов Мухаммед бен Салман обзаведётся цветистым средневековым «лакабом» (добавочное имя, прозвище или почётный титул, возвеличивающий эпитет или псевдоним) типа «Миротворец», «Спасший Веру». Поскольку противостояние с Ираном англосаксы с израильтянами давно искусно завели из обычного — в религиозное и цивилизационное, чего не было со времён первых наследников пророка Мухаммеда.



Теологическое отступление.


Чтобы понимать накал страстей между шиитами и суннитами, придётся вернуться в глубину веков, когда возникли первые теологические разногласия первых наследников Пророка. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Мухаммеда — Абу Бакра ас-Сиддика, который первым принял ислам и даже заменял Мухаммеда на коллективных намазах, когда тому не здоровилось.

Присягнувших Абу Бакру потом назвали суннитами. А шиитами стали те мусульмане, которые сочли: должен действовать «закон общего дома» в наследовании, и видели в качестве преемника Пророка — зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Мол, только выросший в доме Мухаммеда человек, родственник по законам бедуинов, имеет больше прав в наследовании. Одолели в религиозном споре сунниты, преемником выбрали Абу Бакра, ставшего первым в истории праведным халифом.

Так и повелось с тех времён, «приверженцы Али» (шииты) всегда составляли меньшинство в мире ислама, противостояли наследникам халифов. Между суннитами и шиитами лежит кровь, первые убили Али в 661-м году, как и его сыновей Хасана и Хусейна. Но тогда хватило у противников признать очевидное: теологические различия ничтожны, их следует преодолевать ради единства всех мусульман. Никто не посмел переиначить или оспорить завещание Пророка перед смертью:

«Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы!..».

Уже тогда непримиримые спорщики о наследниках Мухаммеда согласились в ключевых объединяющих моментах: Аллах — это единственный бог, Пророк — его посланник. Следует свято соблюдать основные постулаты веры: пост в месяц Рамадан, чтить единственную священную книгу Коран, совершать хадж (паломничество) в Мекку и Медину ради поклонения священному камню Каабе в Запретной мечети. Всё остальное можно обсудить в рамках богословских диспутов, а не на полях кровавых сражений. Хотя и без них не обошлось.




То есть, цивилизационного противостояния не получилось, объединяющая идея одного Бога и непогрешимость Пророка была для шиитов и суннитов цементирующей, а кто там наследовал — дело второе, если не третье. Последователи халифов создали Арабский Халифат, а поклонники имама Али нашли свою экологическую нишу в тени большинства мусульман, занявшись духовным совершенствованием. Закончилось оно дроблением «шиизма» на многочисленные секты (ахмадие, алавиты, алевиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и проч.), но промеж себя они научились уживаться.
Сегодня шиитов около 15-17% от всех исповедующих ислам, они составляют абсолютное большинство населения Ирана, две трети — Бахрейна, чуть больше половины — Ирака. Не поддается учёту сколько их в Саудовской Аравии, Сирии, Азербайджане, Ливане и Йемене. Если соединить места расселения шиитских общин неким условным географическим покрывалом — получается искомый Полумесяц наследников имама Али. Это является геополитической мечтой всех аятолл (религиозный титул, обозначающий «посланник Аллаха», что сунниты считают ересью), стоящих на позициях Исламской Революции.



Шиитский полумесяц



Политическое отступление.

Но вот наступили новые времена, аятоллы свергли проамериканский шахский режим в Иране, немедленно получив… религиозную войну. Именно так обозначил противостояние на Ближнем Востоке советник президента Картера Збигнев Бжезинский, ему принадлежит идея сделать борьбу с Тегераном суннитско-шиитским конфликтов в рамках огромного мусульманского региона. Тем самым снять с Америки обвинения в дестабилизации, иметь возможность вмешиваться на правах «миротворца», якобы ратующего против резни на основе религиозных разногласий. Все последующие президенты США так и действовали.

А на деле получилось вот что: янки влезли в каждую, даже самую маленькую страну Ближнего Востока, жёстко установили двойные стандарты по отношению к шиитским радикалам (неправильным) и суннитским (правильным). Начали поощрять в среде реакционных монархических режимов экстремистов и террористов-ваххабитов, распространять эти «прелести» за пределы региона. Так началась «сомализация», практика управляемого хаоса на почве религиозной нетерпимости, заразившая буквально за два десятилетия Африку.

А назначив Иран (читай — шиитов) изгоем, внешние игроки начали несуществующий веками узел суннитско-шиитского противостояния затягивать, используя впоследствии Израиль и коалицию суннитских государств во главе с Саудовской Аравией. Так банальная борьба с режимом аятолл постепенно стала небывало острой. Хотя на деле… афера была обычным переделом рынков Ближнего Востока, милитаризацией региона, его радикализация с контролем над нефтяными богатствами.

Вся мировая публика уверовала: идёт религиозная война, хотя против шиитов Ирана выступали не сунниты, а всего лишь политические режимы нескольких государств, полностью попавших под влияние США, запродавших суверенитет в обмен на интеграцию с Западом по десяткам экономических, политических, военных, финансовых преференций для себя лично. И получивших клятвенные обещания, что шиитская резня никогда не будет осуждена «мировым сообществом».

Спокойно распространялись мифы о «шиитском фанатизме» и «кровавом режиме мракобесов-аятолл», иранской ядерной угрозе, а следом под удар стали попадать страны, которые старательно поддерживали межрелигиозный мирный баланс суннитов и шиитов. Были разорваны международными радикальными группировками в клочья Афганистан, Ирак, Йемен, Сирия, а США иже с ними получили идеологическую базу для любых вторжений, переворотов, ползучих интервенций и тотального военно-экономического присутствия на Ближнем и Среднем Востоке



Минус Афганистан, само собой Началась новая «охота на ведьм», последовательно уничтожались или ослаблялись страны и группировки «Шиитского Полумесяца» Ирака и Сирии, почти удалось избавиться от «Хезбаллы» в Ливане, погрузить во мрак Средневековья Йемен. Итогом стала блестящая изоляция Ирана, несмотря на постоянные призывы Тегерана прекратить мракобесие по методичкам американских посольств ещё со времён Бжезинского:

«Вражда между суннитами и шиитами — это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого, — тот не суннит и не шиит…». (Аятолла Хомейни)

В шабаш религиозной войны оказались вовлечены (под прямым давлением саудитов и янки) Катар, упирающийся Бахрейн, Кувейт, ОАЭ. Единственным осторожным игроком, явно с прицелом на роль миротворца, остался Оман, где хитромудрый султан Кабус сразу же жёстко пресёк межрелигиозные распри, ваххабитов из страны вышвырнул в течение 24-х часов. И первым произнёс слова, что дело нечисто, Персидский Залив и Ближний Восток стараются разодрать по принципу «разделяй и властвуй». Не решившись назвать главного актора, списав дестабилизацию на террористические сетевые структуры.



Перед катастрофой.


Итак, на 2016-й год американцы (даже после вмешательства России) вполне на законных основаниях могли праздновать победу, их главный союзник Эр-Рияд с дряхлым и больным королём Салманом железной хваткой держал соседей-союзников, готовясь ринуться в последний и решительный бой, даже объявить «священную войну» против шиитов, настолько пропаганда глубоко пустила метастазы в ткань толерантного мусульманского мира. Все хором повторяли мантры о «растущем влиянии Ирана в исламском мире», что являлось чистой правдой вообще-то.

В Ираке после ужасов интервенции и гражданской войны к власти пришёл откровенно шиитский режим, благодаря России устоял алавитский в Сирии, при всех значительных потерях шиитская «Хезболла» в Ливане не просто выстояла, но и приросла десятками тысяч новых сторонников, бывших суннитов, стала обосновываться (как политическая партия) в ряде государств Магриба. Социологи отмечали: чем агрессивнее давление на Иран и шиитов, тем больше их идеи «справедливого равенства простых мусульман без султанов и королей» набирают популярность.

В том виноваты сами монархи Персидского залива, которые после «арабских вёсен» начали закручивать гайки у себя в государствах, всякую активность шиитов назначали антигосударственной, «изымали» из оборота популярных проповедников и даже убивали их. А любые волнения как на востоке Саудовской Аравии или Бахрейне, где компактно проживают шииты, давили войсками.




Бахрейн-2011


Запутавшиеся в липкой западной паутине дряхлые и насквозь коррумпированные короли, султаны, эмиры, шейхи постарались продлить своё владычество, опираясь только на штыки. Но случился интересный казус: приговорённые шииты Сирии, Ливана и Ирака справились со всеми ваххабитскими группировками, а хуситы Йемена выстояли перед военной коалицией арабских государств. Образовался классический цугцванг.

С приходом во власть старого и непоследовательного Байдена в Эр-Рияде задумались, взявший в руки всю полноту власти молодой наследный принц Мухаммед бен Салман понял, что США начали процесс полной дестабилизации в регионе, перешли от прежних натянутых, но союзнических отношений — к прямому диктату, шантажу и безобразному давлению.

Вплоть до прямых оскорблений королевских особ и требований дешёвой нефти в ущерб кошелям саудитов.
А когда евреи выдвинули в 2020-м году Соглашения Авраама, горячо поддержанные Трампом и полностью разрушенные нынешней Администрацией, в королевстве поняли: миром в своём регионе нужно заниматься самостоятельно, а не зависеть от капризов заокеанского дядюшки.

Мухаммед бен Салман начал челночную дипломатию, стараясь обуздать противоречия на Ближнем Востоке, активно привлекая Россию, Турцию, Катар. А потом включив в орбиту нормализации и Китай, имеющий рычаги давления на Иран по экономическим каналам.

Причин такой спешки несколько. Первая и самая насущная — пора прекращать неудачную и позорящую королевский имидж войну в Йемене, где самые современные армии Персидского Залива гоняют в хвост и гриву босые бедуины-хуситы, вооружённые чем попало, но сегодня осваивающие (благодаря персам) новые методы повстанческой борьбы. Уже понятно, что Йемен сожрал несчётно денег, а победы не одержать, поэтому неудавшийся гешефт пора прикрывать, пока хуситы не взбаламутили шиитский восток Саудовской Аравии, являющийся ключевым нефтеносным регионом для монархии.


ХуситыВторое.


Последние сообщения МАГАТЭ, что Тегеран достиг в обогащении урана отметку 84%, — более чем тревожный звонок всему Ближнему Востоку. Как и заявления, что с 2023-го года с Москвой персы переходят на «небывалый уровень военно-стратегического партнёрства». Самые передовые средства ПВО, новейшие истребители, уже имеющиеся у Ирана средства доставки ядерных боезарядов — прекрасный повод остановиться в «религиозной войне», разобрать дестабилизирующий фактор США с Израилем, самим определить архитектуру безопасности в мире ислама.

Или же саудитам придётся самим запускать ядерную программу, такое станет непредсказуемым дипломатическим риском, против ещё одного члена Клуба обязательно выступят как США, так и Китай с Россией. Да, Пекин помогает Эр-Рияду в создании баллистических ракет на заводе в Давадми, вызывая ярость Белого дома, но не от хорошей жизни такое сотрудничество — наличие израильских ядерных боеприпасов заставляет нервничать всех в регионе, тут нужно выступать единым фронтом.

Без Ирана не получится, особенно если он будет настроен враждебно. Вот и думает Мухаммед бен Салман грустную думку, прикидывает — кто его разбогатевшим изнеженным бедуинам ближе. Полностью покорные воле Вашингтона агрессивные евреи или братья по вере. Вот и начались самостоятельные попытки строительства дипломатических мостов, призванных уменьшить градус напряжённости в регионе, подогретый США на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке.

Начавшаяся истерика Израиля, обеспокоенного иранской ядерной программой, провокации и обстрелы территории Исламской Республики, попытки устроить революции указывают, что Тегеран будут ломать через колено, вплоть до военного вторжения или установления полной блокады.

Мало никому не покажется, на Саудовскую Аравию янки повесят снабжение и финансирование той «священной войны». А если встречную объявят шииты (что случится обязательно)? Вот что понимает и больше всего опасается молодой наследный принц, поэтому в глубокой тайне начал переговоры по миру через посредников-китайцев.



Выводы.



Иран и Саудовская Аравия разделены географически Персидским Заливом, любое острое столкновение здесь обернётся катастрофой для экономик, серьёзно завязанных на экспорт нефти. Если пойти на радикальные израильские предложения в отношении Тегерана, в этом бардаке выиграют турки, у которых с арабами при Эрдогане начались всамделишные (а не придуманные Бжезинским) религиозные трения, выяснение отношений, кто главный в мусульманском мире.

Заключение перемирия с абсолютно не претендующими на доминирование шиитами, щелчок по носу Израилю и США, установление ещё более дружеских отношений с Китаем и Россией — ход саудовской дипломатии гениальный, достойный аплодисментов.

Первая ласточка такого сценария чиркнула крылом на горизонте, когда шла необъявленная «танкерная война» в Персидском заливе, арабские СМИ уверены: крупномасштабного джихада между суннитами и шиитами удалось избежать благодаря русским, которые по линии спецслужб усадили за стол переговоров саудитов, Стражей Исламской Революции, Башара Асада и «Хезболлу». Итогом стал отказ Саудовской Аравии поддерживать террористов в Сирии, Иракском Курдистане.

То есть, вместо прямолинейной проамериканской политики молодой наследный принц начал проявлять гибкую самостоятельность. Не забывая мудрости, что деньги любят покой, мир, тишину и взаимное уважение сторон. С янки в такую игру не сыграть, как и с израильтянами, там идеология агрессивного мессианства в полный рост с присказкой «после нас хоть Потоп». Как видим, собственного политического веса Мухаммеду бен Салману не хватило, пришлось обращаться в Пекин для поддержки.

Неплохо начал Кормчий Си первые дни своего абсолютного правления на третьем сроке, впечатлил его главный советник по дипломатии Ван И. Ни словом, ни намёком не раскрывший намерение Пекина стать главным миротворцем на Ближнем Востоке, спецоперация точно тянула бы в прежние времена на «Нобелевку мира». А появление китайцев в американском дворе, коим считался Ближний Восток, — прямая угроза гегемону, первая выбитая подпорка мирового проекта Pax Americana.





Одним изящным движением перед ошарашенными янки могут возле Ирана появиться сразу ещё два их смертельных врага — Китай и Россия, а выход из-под полного контроля главного союзника НАТО в регионе в лице Саудовской Аравии сделает невозможным дальнейшую беззаботную жизнь американцев. Гребущих миллиарды долларов в той кровавой мутно-нефтяной водице, взбаламученной за последние сорок лет.

Устроив «священный поход» против персов, крестоносцы-янки собственными руками сколотили коалицию стран, прозревших: анти-иранская коалиция десятилетиями отравляла регион войнами, нестабильностью, терроризмом и остановилась у пропасти, на дне которой просматривается страшная религиозная война, нарушение завещания Пророка.

Посмотрим, насколько яростно Соглашение будет торпедировано, как у молодого наследного принца Мухаммеда бен Салмана с крепостью характера. Бить его будут по-настоящему теперь, гегемон такого унижения не простит.


https://telegra.ph/Neozhidanno-Kitaj...-Vostoka-03-13