“Le Monde”, Франция - 29 января 2013 г.
"Ce "Qatargate" qui ébranle la FIFA"


Шейх Хамад бин Халифа Аль-Тани, его супруга Моза бинт Насер Аль-Миснед и Сепп Блаттер, президент ФИФА, 2 декабря в Цюрихе / AFP/Себастьян Дерунг
Расследование занимает шестнадцать страниц. В нём не приводится громких разоблачений, но подробно изобличается с приведением подкрепляющих фактов функционирование "органа, сгнившего изнутри за многие годы подтасовок". Этим органом является Международная федерация футбола (FIFA) и именно её критикует еженедельник France Football (выпуск от 29 января) в своём материале, посвящённом присуждению Катару права провести у себя Чемпионат мира в 2022 году. За этим выбором скрывается коррупция и договорённости, и это может стать последней каплей, которая заставит перелиться через край заболоченную чашу, в которую погружена ФИФА.

Чёрным по белому в еженедельнике изобличается "Катаргейт" и это присуждение права проведения ЧМ, "которое пахнет скандалом, заставляющим задаваться единственным вопросом, который имеет значение: не следует ли отменить это голосование?". Чтобы подкрепить свои доказательства, France Football сразу же приводит выдержки из внутренней электронной переписки ФИФА, в которой генеральный секретарь федерации Жером Вальке заявляет: "Они купили чемпионат мира 2022". Это сообщение отправитель затем объяснил как недоразумение и неверно истолкованную шутку. Еженедельник также приводит слова швейцарца Гидо Тоньони, исключенного из ФИФА в 2003 году, который считает, что "существуют большие подозрения в сделках с совестью" в отношении членов Федерации, которые проголосовали 2 декабря 2010 года за Катар, кандидатура которого поддерживалась колоссальным бюджетом в 33,75 миллионов евро.
Расследование распутывает нити многочисленных сетей влияния, которые лежат в основе этой международной организации с её многочисленными щупальцами, подтверждая, что её непрозрачность всегда являлась нормой. "Граница между совпадением интересов и коррупцией очень тонкая, почти невидимая", - объясняет France Football, тогда как Люк Даян, сегодняшний президент RC Lens (французский футбольный клуб "Ланс" - прим. перев.), близкий к катарским властям, напоминает, что "катарцы всего лишь использовали исторические в этой среде методы. Недостатками и противоречиями принципов управления спортом постоянно злоупотребляют".

Грондона, Тейшейра... и Саркози
Катар, таким образом, опирался на влиятельных людей, например, президента Азиатской федерации Мохаммеда Бин Хаммама, навсегда исключённого в декабре прошлого года, президента аргентинской федерации и вице-президента ФИФА Хулио Грондона, или вице-президента бразильской федерации (CBF) Рикардо Тейшейра, который подал в отставку в марте из комитета ФИФА и из бразильской федерации на основании обвинений в коррупции.

Еженедельник также упоминает "тайное совещание" в Елисейском дворце 23 ноября 2010 года, за десять дней до голосования ФИФА, между президентом Республики Николя Саркози, принцем Катара, Тамином бин Хамад аль-Тани, Мишелем Платини - президентом УЕФА, и Себастьяном Базеном, представителем компании Colony Capital, бывшей в то время владельцем футбольного клуба "Пари Сен-Жермен". "Во время этого совещания, - пишет журнал, - попеременно поднимался вопрос о покупке катарцами клуба "Пари Сен-Жермен" (что произошло в июне 2011 г.), об увеличении их доли акций в группе "Лагардер", о создании спортивного телеканала (будущий канал BeIn sport), чтобы конкурировать с каналом "Canal +" - который Саркози хотел ослабить, - и всё это в обмен на одно обещание: что Платини (президент УЕФА) отдаст свой голос не за Соединённые Штаты, как он планировал, а за Катар".
Мишель Платини выступил против такого изложения событий. "Считать, что мой выбор пал бы на Катар в 2022 году в обмен на договорённости между французским государством и Катаром, является чистым домыслом и за это ответственны только те, кто пишет подобную ложь", - заявил Платини в релизе для прессы, переданном во вторник агентству "Франс Пресс". "Я не исключаю, что могу подать иск против любого человека, который поставит под сомнение мою честность в этом голосовании". "Я сделал свой выбор совершенно самостоятельно, следуя простой логике (...) : открытие в отношении тех стран, которые никогда не организовывали крупных спортивных мероприятий. (...) С той же целью прозрачности именно я рассказал СМИ, что за несколько недель до голосования был приглашён (президентом) Николя Саркози на ужин", - уточняет также Платини после того, как он напомнил, что он сам с полной "прозрачностью" рассказал о своём выборе при голосовании.

"Высочайшие этические стандарты"
Организаторы ЧМ 2022 на вопрос France Football заявили: "Мы получили право на организацию Чемпионата мира 2022 года, соблюдая с самого начала и до конца высочайшие этические и нравственные стандарты, как они определены в правилах и типовых условиях". ФИФА отказывается, со своей стороны, от любых комментариев, предпочитая напомнить, что её комиссия по вопросам этики заявила в прошлый четверг, что она "намеревается провести тщательное расследование" в отношении "обвинений, касающихся событий, произошедших в рамках процедуры присуждения прав на проведение Чемпионатов мира 2018 года (Россия) и 2022 года".
Комиссия по этике может извлечь пользу из назначения её главой 12 июля 2012 г. американца Майкла Гарсиа, бывшего федерального прокурора и специалиста, среди прочего, по вопросам финансовой преступности и вице-президента "Интерпола" с 2003 по 2006 г. Присутствие Майкла Гарсиа является, согласно журналу France Football, "маленькой революцией, ставшей необходимой из-за непрерывных обвиняющих констатаций фактов". Стоит ли ожидать большую революцию?