15.01.2022г.

Жила-была компания Copenhagen Offshore Partners. Нет-нет, всё хорошо: она и ныне здравствует и кормится очень даже сытно, проедая длинные деньги пенсионных фондов будущих поколений стран-партнеров: датского, шведского, норвежского etc.
Как она это делает, станет понятно по ходу прочтения сего.
Вначале о том, какое нам, казалось бы, дело, - пусть себе кормится, пенсионеры, чай, не наши. О, нет. Нам тут, уж простите, большое дело.


Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669). Пейзаж с ветряной мельницей. 1650

Эти бодрые ребята уже и к нам на Курилы приперлись, желают остров Шумшу в концессию. В тех местах, дескать, ветра сильнейшие - чего зря дуют, пусть энергию дают. Хотят построить ветровую электростанцию, а генерируемую ею электроэнергию использовать для производства водорода из метана, на экспорт в Японию. Каким способом намерены транспортировать на остров метан, не сообщается. Сомневаюсь, что таких вопросов им не задают на переговорах, но вразумительного ответа у инвесторов, скорее всего, нет. Сильно подозреваю, что он им и не нужен, метан ваш. Эти деловые люди за десять лет существования компании много открытых всем ветрам мест на глобусе ветряками утыкали, но что-то не слышно, чтобы где-нибудь дело дошло до реального производства реального водорода. Деловые люди просто создают себе рыночные ниши для гарантированного сбыта ветрогенераторов, как и, по мере износа, лопастей от топовых производителей. См. сюда, там на первом месте как раз датские.

Также не очень понятно, каким транспортом они намерены водород к японским берегам доставлять - не тем ли единственным в мире танкером, который в Японии только спущен на воду, что не значит введен в эксплуатацию (в судостроении так: спускается на воду только скорлупка, всё остальное достраивается уже на воде). Да и тот под сделку с Австралией, - у них проект под производство водорода удивительно экологичный: чтобы получить три тонны водорода, надо сжечь 160 (сто шестьдесят) тонн угля, так сообщается. В любом случае, на этого перевозчика рассчитывать нельзя, - не может одно судно метаться между Австралией и Россией, чтобы обслужить Японию.


И потом. Хранить и перевозить этот самый водород в каком виде собираются - в сжатом, в сжиженном? А мощности для сжатия или сжижения на о. Шумшу тоже от ветряков запитываться будут? Питалки-то хватит ли? Проблема в том, что, как пишут от Toshiba, для сжижения H2 нужно охладить до -253 °C . Если представить, что для охлаждения используется часть самой поставки H2, то на сжижение уйдёт 25-35% её массы. Такая же операция над природным газом требует только 10% массы.


Ой, а еще пишут, что в перевозке и хранении водорода весьма эффективно будет использовать карбонизированные волокна куриных перьев. Ноу-хау американских ученых в 2009 году. Или, может, британских, черт их разберет, этих помешанных. Курей на них не напасешься.


На фоне всего сказанного странным выглядит выбор места. Если бы и впрямь намеревались производить так нужный Японии водород, то почему на нашем острове Шумшу? - в самой Японии островов, что ли, нет. Пусть бы выбрали самый обдуваемый ветрами и там, на месте потребления сего прекрасного зеленого продукта, просили концессию для установки своих ветряков. Нет, лезут к нам.


А с другой стороны - нам оно зачем? Свой водородный проект, куда более надежный и несравнимый по мощности, у нас на Пенжинской губе по плану, это рядом. И Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации Правительством уже утверждена.

И главное. ВЭС на о. Шумшу, буде сей проект таки воплотится в материальный объект, то какое отношение он может иметь к нашей инфраструктуре? Это будет японский (или датский, уж там они сами рзберутся) инфраструктурный объект, но никак не наш. Или скажите мне, какие такие наши объекты от него будут запитываться? Напоминаю: рядом мощнейшая в мире Пенжинская ПЭС. Строить на нашем о. Шумшу ВЭС для датских хозяев и японских потребителей? Для чего - зверей и птиц пугать?


Губернатор Сахалинской области, похоже, не против договора о концессии. И, судя из интервью РБК, даже опасается слегка, что "инвесторы" после исследования местности, передумают. По его словам, у датской компании есть готовый проект со своими технологиями, и они могут вложить в него от $2 млрд до $2,5 млрд. "Они хотят производить 1,5 ГВт, 120 тыс. т водорода". Какое счастье (хочется подпрыгнуть).

Даю 99,99% (а, пожалуй, и все 100), что никакого проекта они губернатору не показывали, за неимением такового.

Хотелось бы спросить: а куда будем девать 100 ГВт Пенжинской ПЭС? Или нам сильно будет не хватать этих несчстных 1,5 ГВт от датских ветряков? Ах, да, я забыла: это не наша инфраструктура. Японская. Объект японской инфраструктуры на нашем острове Шумшу. Лихо.


Почему я считаю, что проекта ВЭС для острова Шумшу не существует. Потому что не может быть готовым, разработанным проект ВЭС раньше, чем проведены геологические, геодезические и другие специальные исследования на местности и не представлены результаты с выводами о высокой вероятности его коммерческой успешности (термин такой, для выводов обязательный в подобного рода деловых расчетах). Здесь нелишне напомнить, что остров Шумшу, как и все Курилы - это территория высокой сейсмической активности.
Лишь по завершении исследований соответствующие выводы вносятся к одобрению советом директоров и другими заинтересованными участниками. И только потом приступают к разработке собственно проекта. Если заключение положительное, разумеется.


Разработка проекта - это затраты, затраты времени и денег. Кто-то готов поверить, что серьезные инвесторы просто так этим ресурсом разбрасываются? Глупый вопрос, наверное.
Из чего я заключила, что исследования местности не проводились. Так ведь об этом сам губернатор сказал. Иначе про что это РБК пишут: "Сейчас Copenhagen Offshore Partners просит предоставить землю под изыскания. «Это не значит, что проект точно состоится, но идут серьезные переговоры, и я докладываю об этом руководству страны», — отметил Лимаренко". - Это из публикации от 4 декабря т.г. И одновременно, там же, сообщается, что "у инвесторов из Дании есть готовый проект".

Здесь непонятно, кто так безответственно относится к своим словам - губернатор Лимаренко или РБК. Хотя, в конце концов, какая разница, важно, что проекта готового при таких обстоятельствах быть не может - нет его в природе, 100%.

Ну, нет и нет, а переговоры-то о чем собственно? О деньгах, вестимо. Проекта нет, изыскания не проводились, о чем еще говорить?


Согласна, мы не можем знать, о чем конкретно толкуют переговаривающиеся стороны, зато совершенно понятно другое: раз переговоры продолжаются, значит, желание сторон достигнуть договоренности не пропало. Даже после слов полпреда Дальневосточного округа Трутнева: "...никакого разговора о сдаче каких-либо островов в аренду быть не может".


Переговоры, как мы понимаем, не прервались. Похоже, инвесторы дали понять, что их устроит и кусочек острова. Скромненько так заходят.
Внезапно. Дания сняла арест с судна "Академик Иоффе" - читаем свежее сообщение РИА Новости. Совпадение? Как по мне, так всё ещё мерзее: его и арестовали как раз в целях улучшения переговорной позиции компании COP с властями Сахалина. Не верю в такие совпадения, и всё тут. Датские власти шантажисты - первый сорт, знаем по истории строительства СП 2.


Теперь о компаниях, что знать нелишне.
COP это аббревиатура компании Copenhagen Offshore Partners. Переговоры ведутся от её имени.
CIP
это их партнер Copenhagen Infrastructure Partners, венчурная компания, т.е. компания рискованных инвестиций. Кому неясно что за зверь такой - венчурня компания, см. чубайсово Роснано, это оно.
Договор о концессии, если таковой будет заключен, подпишет компания COP, и это будет означать (см. её полное название), что на том участке острова, который компания получит в концессию, образуется офшор под датской юрисдикцией. В приграничной зоне, оцените.


Однако, надо заметить, этого датским "инвесторам" вряд ли удастся добиться - наша Конституция действует на всей территории Российской Федерации и никакие законы и иные правовые акты (иные - это международные договоры в т.ч.) не должны противоречить Конституции (см. ст.15). Так что никаких вам иностранных офшоров.
Тем часом переговоры с Сахалинской губернией продолжаются.


Обе компании, - COP и CIP, - созданы в 2012 году. CIP - управляющая деньгами пенсионных фондов (датским, шведским, норвежским и др.) венчурная компания. COP - прокладка, от имени которой заключаются договора концессии и которая учреждает юридическое лицо - ВЭС, организуя т.о. свои зеленые офшорчики по всему миру.
Хотелось бы спросить, по ходу. Общественный представитель учрежденной Правительством РФ Автономной НКО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", заседающий в региональном отделении АСИ в Сахалинской области по направлению «Предпринимательство и технологии», к переговорам с датской компанией допущен? Или, если он сам считает, что это не его компетенция, то что они вообще делают, чем заняты эти "талантливые, амбициозные и увлеченные своим делом люди"? На государственном довольствии будучи.
Прошу прощения, вырвалось.


По имеющимся сведениям, Copenhagen Offshore Partners (СОР), Copenhagen Infrastructure Partners (CIP), PensionDenmark (Датский пенсионный фонд), PFA (крупнейший частный пенсионный фонд Дании), Andel (датская энергетическая компания, основанная в 2005 году в результате слияния SEAS и NVE), Nykredit (ипотечный банк Дании) - все эти компании объединены в консорциум.
И это только один пример, т.к. направлений инвестирования у них имеется несколько, и под каждое - свой консорциум.

Ядро при этом неизменное, оно в любом случае состоит из CIP как компании управляющей активами пенсионных фондов и PensionDenmark, который эти активы ей предоставляет в управление, т. е. для вложений с целью заработать будущим пенсионерам денег. Ну, и компаниям-участникам консорциумов попутно. С той лишь разницей, что компании-участники все профиты от вложений получают уже сегодня, а получат ли обещанные им бенефиты те персонально застрахованные лица в своём прекрасном далёко, когда войдут в возраст дожития - не факт.

Что значит консорциум. А то значит, что они закрытый клуб, и все профиты от проектов распределяются в рамках создаваемых ими консорциумов. И если наши сахалинские переговорщики надеются уговорить СОР допустить к данному пирогу кого-то из наших отечественных производителей, то надежды их напрасны.
Все подряды EPC (Engineering, procurement and construction - проектирование, закупки, строительство) должны доставаться компаниям-участникам консорциума, и, соответственно, доходы не должны утекать за рамки консорциума, это императив.

Вторая причина - санкции. Ну не позволит мировой [пока еще] гегемон, чтобы русские были допущены в круг мировых бенефициаров "зелёного проекта". Разве, в качестве закуски на стол. А так - нет.

Не к пользе русских этот ветреный проект создавался, а совершенно наоборот - за счет России разбогатеть.
Надо заметить, строгость правил вполне объяснима. Эти ребята тратят (да, да, вкладывают) деньги своих (своих отечественных) пенсионных фондов, с целью принести им прибыль. Что из этого получится, другой вопрос. Но в любом случае, мы-то здесь причем? Ах, да - остров наш! Вот и не отдавайте! Гоните в шею этих "инвесторов", они нам без надобности.

http://glavbushka