uri71

November 13th, 2:20

Национализм vs интернационализм.

В одном из предыдущих постов мы рассматривали Украину как страну, стоящую на перепутье: она должна сделать выбор между двумя цивилизационными проектами — западным и восточным. И похоже уже сделала...
Вместе с тем, Украина реализует свой внутренний проект, и этот проект тоже очень интересен.
Государства в плане отношения к составляющим их народам можно условно поделить на две группы: национальные и интернациональные.

Национальные — это как правило небольшие мононациональные государства, в которых господствует националистическая идеология — в той или иной мере. Это происходит не по злобе какой-то особенной, а из чувства самосохранения. Например — Израиль. Да и в любой небольшой стране мы это найдем.

Страны же многонациональные, тем более претендующие на звание империи, всегда принципиально интернациональны. И это тоже — инстинкт самосохранения.
Социальная напряженность в многонациональном обществе до добра не доведет. Вспомним участие выходцев из еврейской среды в русских революциях — ограничения евреев в правах сыграло с империей злую шутку. Те, от кого она старательно дистанцировалась, стали в ряды ее могильщиков.

Советский Союз — был принципиально интернациональным государством, и этот интернационализм часто был за счет интересов русского народа. Впрочем, еще Ленин писал о необходимости в отношении малых народов политики, которая сейчас получила название позитивной дискриминации .

Конечно, интернационализм не идеален. Он требует чрезвычайно сбалансированной и грамотной внутренней государственной политики. Ослабление государства, его ошибки во внутренней политике, подрывная деятельность внутренних и внешних сил — все это чревато взрывообразным нарастанием внутренних межнациональных конфликтов — все это мы проходили во время крушения Союза. Однако альтернативы такому подходу нет.

Аналогично Советскому Союзу, США, большая часть стран Западной Европы да и любые другие многонациональные государства придерживаются подобной практики, часто, вслед за Союзом, перегибая палку в плане учета интересов малых народов. Все, кроме сегодняшней Украины.

Украинский национализм на перепутье
Для осуществления переворота и проведения антироссийской политики на Украине были взращены и выпущены на волю радикальные националистические силы, которые идеально для этого подходили: бескомпромиссная русофобия, готовность на акции любой степени жестокости, славные исторические традиции, целые области, для которых эта радикальная идеология стала чуть ли не элементом народной традиции.

Но то, что хорошо для осуществления переворота, не очень-то хорошо для строительства государства. Украина, как ни крути — многонациональное государство, и радикальный национализм плохо коррелирует с лозунгом «за єдину Україну».

Однако получившие волю герои революции, ощутившие себя гегемоном и источником власти в стране, никак не желают «войти в положение» горе-политиков, пытающихся хоть как-то стабилизировать положение в стране. Стремительно отваливающиеся от Украины области с преимущественно русским населением как бы намекают Киеву, что во внутренней политике надо что-то менять.

Добавляет ярких красок этой картине еще и бедоносная война на Востоке, которая показала, что наиболее стойкие и профессиональные воины — это, как правило, либо русские, либо русскоязычные. Щирі хлопці з полонин, которые славно майданили в Киеве, в условиях настоящей войны выглядели блекло . Не все и не всегда — но тенденция эта отмечалась многими, в том числе и их противниками — в частности Стрелковым.
Впрочем, еще ветераны ВОВ весьма неодобрительно отзывались о призывниках из западных регионов Украины. Кому охота поспорить с этим утверждением — предлагаю почитать воспоминания этих самых ветеранов на замечательном сайте Артема Драбкина.

Поэтому пытаться объяснить русскоязычным участниками АТО что они вдруг стали москалями и ватниками - занятие для настоящих экстремалов.

Кстати, поддержка переворота многими русскими и русскоязычными гражданами Украины — это очень интересный феномен Майдана, который использовался и до сих пор используется его сторонниками в апологетических целях.
Причин этому феномену немало — и массированная пропаганда, и искренняя поддержка, и элементарная человеческая трусость. Но главная, мне кажется, - это яростно отрицаемое теми же украинскими радикалами единство русского и украинского народов, грань между которым настолько зыбка, что часто отследить ее можно только по языку — и то, очень условно.

Однако боевые украинские патриоты, особенно те из них, которые из-за прогрессирующего плоскостопия не попали в зону АТО, недостаток подвигов на фронте компенсируют повышенной активностью в тылу. А в тылу, кроме агентов ГРУ и ФСБ, которые остается все меньше, остался один враг - русские и русскоязычные. Это враг привычный и не столь опасный для здоровья, как донецкие сепаратисты.

Тревожные звоночки звенят один за другим — гневным постом разразился Юрий Бирюков, советник президента, и активный сторонник майдана.
Слышны возмущенные крики сторонников майдана калибром поменьше — вот пост одесской сторонницы революции Ирины Медушевской

И это, похоже, еще цветочки. Когда АТО закончится, а оно все к этому идет революции понадобится новый враг — и вполне естественно, что таким врагом станет пятая колонна в Украине — русские и русскоязычные ее жители.
Новости о конфликтах местного населения с переселенцам из Донбасса встречаются с завидной регулярностью. Нарыв медленно зреет.

Однако подобный сюжет тревожит Киев. И вот в пожарном порядке начинает реанимироваться идеология и даже целое движение, ставящее своей целью купирование подобных проблем и канализацию радикальной энергии в другое русло. Это — т. н. РУН, организация Русскоязычных Украинских Националистов.

Основная идея этого движения — так сместить акценты в идеологии украинского национализма, чтобы настоящего украинца от «москаля» отделяла не кровь или язык, а политическая ориентация. Для этого вводится, наряду с понятием этнической нации, понятие нации политической, принадлежать к которой может гражданин Украины любой национальности. Главное - чтоб для него Украина была «понад усе».
За созданием этого движения, по некоторым данным, стоит Сергей Левочкин , человек, сыгравший роковую роль в недавних событиях и, как утверждают, тесно контактирующий с США.

Насколько создателям нового националистического проекта удастся воплотить его в жизнь?
Задуманная идея трансформации украинского национализма выглядит вполне красиво. На бумаге. Но насколько она жизнеспособна?
Национализм предполагает четкий маркер свой-чужой. Национальность плюс язык — это вполне четкий и уже ставший привычным критерий. Как привычным стал образ русского или русскоязычного — ватника, открытого или скрытого сторонника Москвы, человека второго сорта, потенциально опасного элемента. Стереотипы складываются долго, и еще дольше искореняются.

Удастся ли заставить украинских радикалов, чувствующих себя победителями и героями революции, в корне поменять свою идеологию, и вместо простого и понятного, освященного веками ( в их представлении) русофобского украинского национализма принять в качестве нового символа веры придуманного неизвестным Франкенштейном идеологического монстра? Сомнительно.

Новая идеология предполагает деление жителей Украины на три категории — сторонники, равнодушные, враги (враги националистов = враги Украины).
Кстати - вполне себе либеральная схема: идеология того же ОУН даже не предполагала возможности представителям другой нации, каким-нибудь евреям или русским, стать равными истинным украинцам:

“Меншинева політика.
16. Національні меншини поділяються на:
а) приязні нам, себто членів досі поневолених народів;
б) ворожі нам, москалі, поляки, жиди...»

Вказівки на перші дні організації державного життя з БД ОУН під час війни, травень 1941

А вот современные украинские радикалы такую возможность дали всем, не побрезговали. Европейцы.
Конечно, чтобы подсластить пилюлю, по тексту программных документов новой веры щедро рассыпаны привычные националистическому глазу фразы — про особую роль этнических украинцев и т. п.

Готовы ли принять новую идеологию «традиционные» украинские националисты? Не приведет ли попытка навязать им новые принципы к внутренним конфликтам в националистическом лагере?
Опыт показывает, что русские проявляют себя более активными и талантливыми, если не в проведении массовых акций и мусорных люстраций, то в организационных вопросах — точно. Старая гвардия легко может быть отодвинута от руководства, и вряд ли ей это понравится.
Таким образом, вместо ожидаемого усиления рядов радикалов мы можем ожидать междоусобную войну.

С другой стороны, не очень привлекательная и малопонятная идеология может не прижиться в радикальной среде, и если заказчик не приложит достаточных усилий — все сойдет на нет, движение РУН останется маргинальным явлением — что-то вроде ку-клус-клана с участием негров .
Но не стоит сбрасывать со счетов возможности заказчиков процесса. Если будет твердая политическая воля подавляющего большинства спонсоров нынешнего украинского проекта — а если за этой новой идеологией стоят американцы, они умеют быть убедительными — то процесс пойдет быстро и гладко, а в качестве смазки будет кровь особенно непонятливых патриотов.

Будет ли этот монстр столь же живуч сколь и его предшественник?
Сомнительно — уж слишком неубедительная для простого украинского (а тем более русского) уха идеология предлагается. Как только проект перестанут подпитывать, он быстро сойдет на нет.
Нельзя сбрасывать со счетов и влияние российской стороны. Стрелков уже выразил желание пообщаться с Бирюковым , а Мозговой — тот вообще проводил видеоконференции с офицерами ВСУ , и, как говорят, небезуспешно. Социальные лозунги сторонников Новороссии встречают отклик, как ни странно, у их заклятых врагов.
Правда, отстранение от власти Стрелкова и неизбежная отставка Мозгового, наиболее думающих командиров ополчения, может свидетельствовать о том, что курирующие Новороссию политические силы в Москве не особо дальновидны, и в борьбе на украинском идеологическом поле участвовать не хотят . Ранее такое самоустранение привело к потере контроля за ситуацией на Украине и перевороту. К чему это приведет сейчас?

Выводы
Если эти наши догадки верны, то можно сделать некоторые выводы:
- украинское общество стоит на пороге серьезного внутреннего кризиса, связанного с активизацией деструктивной деятельности украинских радикалов;
- Штаты пытаются этот кризис купировать, при этом сохранив и даже усилив радикализм украинского общества за счет новых «адептов» - русских украинцев;
- украинский радикально-русофобский проект должен плавно перетечь в радикально-антироссийский, более стабильный и более мощный.
Таким образом, мы, возможно, в скором времени будем наблюдать новый виток радикализации украиского общества.

Это может означать, что заказчик (Штаты) рассчитывает пользовать Украину в своих антироссийских целях еще довольно продолжительное время, до полной выработки ресурса всего украинского общества - или достижения Америкой своих целей по дестабилизации России.

Итак, в ближайшее время мы можем стать очевидцами серьезных перемен на украинском политическом ландшафте, и каким он станет в результате — предсказать очень непросто. Насколько наши предположения верны — покажет время.

uri71 - Кризис украинского национализма


Полагаю, догадки уважаемого Ури71 верны.

Ситуация ушла в пике, выйти из которого уже, видимо, невозможно, как невозможно и обеспечить хоть какой-то порядок. Это осознали, - а осознав, резкозасуетились европейские магнаты, обеспокоенные перспективой потери вложений. И вот: напуганный Петька (устами известного Данилюка, штатного агента МИ6, ныне крупной шишки в Министерстве обороны)начинает проталкивать идею введения военного положения на всей территории 404.

Пока еще вслух тему обсуждать опасаются, - подсознательно опасаясь накликать? - но опасливые (и угрожающие) намеки звучат ежедневно, - и всем понятно, что основной угрозой группа презика считает не "террористов-сепаратистов", но "истинных патриотов", "лучших людей" и "киборгов", считающих, что в итоге "национальной революции" у кормушки оказались не те, кто более всех достоин, а значит, революцию нужно продолжать.

Совершенно очевидно, - тут уважаемый Ури71 опять прав и убедительно это доказывает, - что развитие событий в этом направлении более чем устраивает Штаты, однако (добавлю от себя) категорически не устраивает Европу, опасающуюся в итоге получить много неприятностей, вплоть до оживления своих ультраправых. И еще больше не устраивает олигархов Руины, сознающих, что могут лишиться всего, и никакой Мулат не поможет, ибо ему по фиг, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей, а черная кошка будет их ловить лучше серой.

При таком раскладе, объективно вынуждающем Евросоюзе, как бы ни дрыгались меркели, уходить в отказ, саботируя инициативы США, а олигархов Руины искать помощи и спасения где угодно, в том числе (жить-то хоцца) и у "северного географического соседа", сюжет перестает казаться вовсе уж беспросветным и, как отмечает уважаемый Юра из Сум, "общие контуры очертить можно".

И есть, к слову сказать, смутные ощущения, что последние дни ноября многое разъяснят.

Дорога без конца