04.10.2014



Силы Донецкой народной республики сообщают о том, что им удалось взять под контроль большую часть донецкого аэропорта. Оставшиеся украинские защитники объекта спрятались в подземных коммуникациях, и сейчас ополченцы проводят зачистку.


Украинские войска обороняли воздушную гавань до последнего, а командование не давало им приказ на отход (по некоторым данным, этого приказа они ждали еще 2 октября). Возможно, упрямство Киева связано с тем, что, по словам же губернатора Донецкой области Сергея Таруты, аэропорт и район Д****ьцево должны были быть обменены на «большие территории, примыкающие к Донецку».


Официальный Киев, правда, такой вариант отрицал. «Территория, которую мы контролируем – она не может быть передана войскам России ни под каким видом. Там живут граждане Украины, и их защита – наша прямая обязанность»,- заявил спикер Верховной Рады Александр Турчинов. «С учетом того, что губернатор принимает участие в выборах, мы это расцениваем как один из элементов политической кампании, — заявил спикер Информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко. — Так же могу сказать, что фамилия “Тарута” среди руководства АТО отсутствует. А только руководство АТО уполномочено принимать решение об оставлении каких-то объектов и о передвижениях войск». Ополченцы также не были готовы соглашаться на такие условия, поскольку их задачей является максимальное отодвигание фронта от столицы ДНР. И тем более они не согласились бы на обмен Д****ьцево и аэропорта на Новоазовск (такие слухи тоже ходили). Потеря Новоазовска означала потерю выхода к морю, одного из КПП на границе с Россией а также исчезновение угрозы контролируемому украинскими войсками Мариуполю.


В свою очередь, оставлять Д****ьцево и аэропорт в руках украинской армии тоже было нельзя. Обе эти территории прекрасные плацдармы в случае возобновления наступления украинской армии. Кроме того, с аэропорта корректировали обстрелы украинской артиллерией жилых кварталов Донецка, которые приводят не только к гибели людей, но и к невозможности нормально заняться восстановлением инфраструктуры столицы ДНР и подготовкой города к зиме. А Д****ьцево является одним из важнейших транспортных узлов Донбасса. Поэтому ополченцы уже провели штурм воздушной гавани и занимаются прощупыванием позиций украинских войск в районе Д****ьцево.

Возобновление боев за аэропорт вызвало серьезную критику со стороны Евросоюза. Причем не ополченцев, а России. По некоторым данным Владимиру Путину был поставлен ультиматум: если войска Новороссии возьмут аэропорт или Мариуполь, то Евросоюз будет вводить дополнительные санкции в адрес России. В частности, в газовой сфере.

Неадекватность данной позиции не в том, что сейчас самое неудобное время для того, чтобы создавать проблемы в покупке российского газа — скорее их нужно решать, особенно те, которые связаны с украинским транзитом. Неадекватность в том, что Европа сама не осознает моральную и юридическую слабость своей позиции. Москва по крайней мере формально и демонстративно выполняла условия перемирия, а Брюссель, обещавший в этом случае начать процедуру снятия санкций, не выполнил своего обещания. Более того, по некоторым данным, свое обещание не выполнил и Петр Порошенко — возникает все больше и больше информации о том, что опубликованный ОБСЕ Минский меморандум содержал в себе отнюдь не все договоренности, достигнутые между Москвой и Киевом, и украинский президент эти договоренности к неудовольствию Владимира Путина нарушил. «Донецкий аэропорт согласно договоренностям должны были отдать. Однако для чего сегодня его удерживают и снова ставят людей под угрозу непонятно», — говорит комбат добровольческого батальона Донбасс Семен Семенченко. Хотя тут как раз все понятно — Порошенко решил, что сдавать аэропорт накануне выборов в парламент неверно с электоральной точки зрения. А ополченцы, видимо, решили, что верить Порошенко и «потерпеть» до конца выборов неверно с прагматической точки зрения. И пошли на штурм.


Между тем, очевидно, что аэропорт и Д****ьцево, штурм которого может начаться в ближайшее время, вряд ли станут последними местами ведения боевых действий (даже если в неформальной части минских соглашений была зафиксирована лишь их сдача). Да, для взятия Мариуполя сил пока недостаточно, однако весьма вероятно, например, что после зачистки аэропорта ополченцы начнут штурм Авдеевки, дабы окончательно отодвинуть линию фронта от столицы ДНР. Кроме того, возможно усиление боев в районе Северодонецка и Лисичанска, а также у Счастья в ЛНР. И не исключено, что бои продолжатся даже зимой. При этом у Москвы недостаточно ресурсов и иногда политической воли и простого желания для того, чтобы сдерживать ополченцев, поскольку украинское правительство демонстрирует не только откровенную русофобию, но и просто саботирует все достигнутые договоренности — например, по газу или Соглашению об Ассоциации. Между тем, продолжение «ползучего наступления» ополченцев будет автоматически означать формальный срыв минских соглашений и обострение российско-европейских противоречий.


В этой ситуации решение проблемы предложила Белоруссия. «Коль есть недоверие России к Западу и Запада к России, Америки к России и России к Америке, и есть недоверие воюющих сторон, то я готов был бы использовать и свои вооруженные силы для того, чтобы развести конфликтующие стороны», — заявил Александр Лукашенко.

Украина, впрочем, ответила белорусскому президенту вежливым отказом. «Мы считаем, никаких миротворческих войск в Украину вводить не нужно», — заявил директор департамента информационной политики МИД Евгений Перебийнос. Киев понять можно — ввод миротворцев будет означать частичное признание разделения страны на две части.

В свою очередь, ополченцы согласны на предложенный Лукашенко вариант — но только если он будет означать правильный вариант разделения. «Все зависит от того, где эти войска будут находиться: если они будут находиться на границе выше Донецкой области, то с удовольствием, пускай вводит», — заявил Александр Захарченко.


источник