29.09.2014

Поскольку конфликт на Украине уже давно перешел всякие рамки, Москва пытается урегулировать ряд насущных вопросов с Киевом через посредничество Евросоюза. Однако украинские власти ведут себя крайне недальновидно — всячески срывая и изменяя достигнутые соглашения, официальный Киев не только ставит Москву в неловкое положение, но и дискредитирует Брюссель. Что в свою очередь может иметь для Украины неприятные последствия







Речь идет прежде всего о срыве украинской стороной посредничества Брюсселя по двум направлениям — газовому вопросу и имплементации подписанного соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. И если в первом случае Европа относительно спокойно отреагировала на украинские метания, то во втором жестко поставила точку.


Ситуация с поставками газа на Украину уже дошла до критической отметки. Понятно, что Киев просто из принципа намеревался стоять до конца, морозить своих граждан и подвергать экономику колоссальному стрессу, но не уступать Москве ни доллара в цене. Между тем, компенсировать поставки российского газа не удалось ни за счет реверса (на днях подачу газа по реверсной схеме на Украину прекратила Венгрия), ни за счет альтернативных источников, в частности угля. Абсолютное большинство шахт Донбасса оказалась в руках ополченцев, и в августе 2014 года добыча угля на Украине сократилась в два раза по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 3,5 млн. тонн. Попытки компенсировать недостачу за счет покупок угля из-за рубежа вряд ли станут решением проблемы — украинские ТЭЦ рассчитаны именно на украинский уголь с его температурой горения. В итоге дошло до того, что 23 сентября министр энергетики Украины Юрий Продан говорил о намерении «сэкономить» 1,5 миллиарда кубометров газа за счет прекращения его поставки на предприятия химической промышленности.


Однако такая принципиальность украинских властей раздражала не только Россию, но и Европу. Евросоюз не собирался из-за украинского упрямства мерзнуть зимой. Поэтому еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер усадил Юрия Продана и его российского визави Александра Новака за стол переговоров в Берлине и стороны выработали компромиссное решение. Оно, по словам Эттингера, состояло из следующих пунктов: Украина платит России безусловную часть долга двумя траншами (2 миллиарда долларов сразу и 1,1 миллиарда до конца года), Москва соглашается подождать с выплатой остальных двух с лишним миллиардов до оглашения итогов Стокгольмского арбитража, а также поставляет в отопительный период Украине 5 миллиардов кубов газа по цене 385 долларов по принципу предоплаты.

Фактически это те самые условия, которые Газпром предлагал украинцам этой весной, так что даже самые горячие сторонники Украины должны признать, что Киеву пришлось пойти на серьезные уступки. Однако с такой постановкой уже после встречи не согласился министр энергетики Украины Юрий Продан. У него была своя версия относительно итоговых соглашений — якобы никакого долга Украина не платит, а те 3,1 миллиарда долларов и есть фактически предоплата за 5 миллиардов кубов российского газа. Украинский министр своим выступлением поставил еврокомиссара как посредника в крайне неудобное положение — получается, что либо Эттингер обманул, либо у Юрия Продана были крайне непрофессиональные переводчики, либо украинская сторона просто решила подставить Эттингера ради того, чтобы не признавать хотя бы какое-то время факт полной сдачи своих позиций Газпрому. Возможно, они рассчитывают на изменения позиции Еврокомиссии. «Еврокомисар в газовом споре стал на сторону России и заявил о том, что Украина должна выплатить долг … и только после этого уже вела переговоры относительно последующих шагов, — пишет украинский политолог Кость Бондаренко. — Теперь, соответственно, Украина ждет, пока поменяется переговорщик с европейской стороны, который, возможно, скажет, что Украина действительно права». Однако сроки поджимают — ЕС нужно готовиться к зимнему периоду, и российско-украинские соглашения должны быть финализированы уже к концу недели.

Между тем, даже несмотря на достигнутое соглашение Москва предупреждает Европу о возможных перебоях в поставках зимой. Дело в том, что в отопительный период газ в Европу идет не столько из России сколько из подземных хранилищ на территории Украины, куда он специально для этого закачивается летом и весной. И сейчас, по словам главы Газпрома Алексея Миллера, «Украина в полном объеме не закачала газ в подземные хранилища. Для бесперебойного транзита через Украину предстоящей зимой необходимо на начало отопительного сезона иметь 18 млрд. кубометров активного газа. Этого газа в подземках нет». Речь, по словам Миллера, идет примерно о 7,5 миллиардов недостающих кубометров. Украинские эксперты подтверждают факт нехватки газа, однако приводят иные цифры. «Миллер несколько завысил объемы, которые должны быть накоплены в ПХГ. Сейчас там 16,5 млрд. Достаточными я считаю запасы около 20 млрд. куб. м. на средину октября. То есть помимо минимально необходимых 5 миллиардов газа Украине было бы неплохо получить еще около 3,5 миллиардов кубометров для безопасного транзита», — говорит «Эксперт Online» сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.


Но и здесь Украина занимает ультимативную позицию, утверждая, что для «гарантированного» обогрева Европы зимой Москва, Брюссель и Киев должны заключить новое трехстороннее соглашение. «Мы срочно нуждаемся в новом транзитном договоре, в противном случае нельзя будет гарантировать бесперебойный полноценный транзит газа через Украину… Новые транзитные соглашения, которые будут базироваться на прозрачном европейском праве, должны быть заключены между компанией „Укртрансгаз“, российским „Газпромом“ и европейским оператором газотранспортной системы Eustream. Пока не существует прямого договора между „Укртрансгазом“ и Eustream, „Газпром“ может прибегать к манипуляциям и обвинять нас в краже газа»,- отметил чиновник. Однако, очевидно, что Москва на требования Киева не пойдет. «Андрей Коболев хочет применить требования 3-го энергопакета к транзиту российского газа в ЕС через Украину, что, в частности, даст возможность европейским компаниям покупать газ на восточной границе Украины и увеличить доходы от украинской ГТС. Однако РФ не является членом 3-го пакета, и, соответственно, не намерена переподписывать соглашение о транзите», — говорит Дмитрий Марунич.


Вторым вопросом, где Москва и Брюссель попытались убедить Киев действовать рационально, стало соглашение об ассоциации между Россией и ЕС1. Как известно, Владимир Путин предупреждал, что после вступления этого соглашения в силу Россия автоматически переводит Украину из преференциального в стандартного торгового партнера, то есть поднимет таможенные пошлины. Аналитики предупреждали, что это станет катастрофой для и без того ослабленной украинской промышленности. Поскольку Киев, по-видимому, судьба украинской экономики сейчас не очень волнует, в дело вступили евробюрократы, которые не хотят резкого обострения экономического кризиса на Украине. Москва и Брюссель договорились, что соглашение об ассоциации вступит в силу лишь через год. Однако подобное соглашение вызвало резкую реакцию со стороны Киева — ряд украинских политиков, в том числе и премьер-министр Арсений Яценюк, говорили о том, что документ должен вступить в силу «немедленно». В итоге от греха подальше «Совет ЕС внес поправку в расписание временного применения частей соглашения об ассоциации ЕС — Украина. Сегодняшнее решение откладывает до 1 января 2016 года предварительное применение части соглашения о торговле и связанных с ней вопросов, включая создание зоны свободной торговли», — заявили в пресс-службе организации.


Попытки украинских властей фрондировать в отношении решений Евросоюза и открыто ставить еврокомиссаров в двусмысленное положение могут иметь для Киева весьма неприятные последствия. Европа и без того недовольна сложившейся на Украине ситуацией — поскольку сами власти этой страны находятся под влиянием Вашингтона, а все экономические потери от конфликта Запада с Россией ложатся именно на плечи европейских экономик, то получается, что в украинской игре ЕС однозначно пока проигрывает. И если Киев продолжит не просто не подчиняться Брюсселю, но и играть против его интересов (как в газовом вопросе), то не исключено, что ряд европейских политиков может выступить за то, чтобы перезагрузить отношения с Россией. Причем за счет Украины.


Геворг Мирзаян