04.06.2017г.




Эйфория захлестнула украинскую власть и рябью истерических воплей разнообразных «порохоботов» растеклась по СМИ и социальным сетям. «Эвропэйська дэржава» празднует грандиозную, историческую «пэрэмогу». На этот раз над мерзким «Газпромом», который долгие десятилетия мучил украинских граждан поставками природного газа.

Один выдающийся украинский эксперт из Канады так и сказал: «Газпром будут добивать». И этим «добиванием», по его мнению, стало «полное удовлетворение» Стокгольмским арбитражем иска, который подал «Нафтогаз» против «Газпрома». Насколько удовлетворён иск, пока неясно, но СУГС-патриоты удовлетворены до приступов оргазма.




Как написала одна высокопоставленная украинская чиновница, отвечающая за бесплодность и бесконечность украинской евроинтеграции, «это однозначно «пэрэмога»». В том смысле, что данная «пэрэмога» это – «евроинтеграция в силе». Мол, единственной компанией, которая агрессивно выступала против поставок газа в Украину на европейских принципах – «Газпром», но её за это Стокгольмский арбитражный суд низверг в ад. И теперь Украине светил огнями «пэрэмоги» полный и окончательный СУГС!




А одна из «моторных» начальниц Верховной Рады высказалась ещё категоричнее. По её мнению Стокгольмский арбитраж разрушил «десятилетнюю энергетическую зависимость» Украины от России. «Мы соскочили с газовой иголки навсегда! Ура», – радостно сообщила СУГС-блондинка. Дальше у неё пошло бла-бла-бла про Соглашение об ассоциации, за которое они «заплатили кровью наилучших украинцев», но этот дежурный «порожняк» в данном случае не имеет значения. Сейчас важна лишь однозначная «пэрэмога» СУГС-патриотов в Стокгольмском арбитражном суде, коллективный вопль о которой, разрывая «пуканы» «свидомых украйинцив» ушёл в плотные слои атмосферы, вызвав там кратковременные флуктуации и завихрения.




Честно говоря, дружные, психоделические камлания по поводу какой-либо украинской «пэрэмоги», автоматически вызывают у меня настороженность, так как скопление публично эйфорирующих СУГС-особей является первым признаком того, что где-то рядом притаилась «зрада», похожая на известного пушистого зверька.

А так как дьявол кроется в деталях, то я, изучая очередную украинскую «пэрэмогу», позволил себе обратить внимание именно на них.

Да, действительно, Стокгольмский арбитраж вынес решение в споре «Нафтогаза» и «Газпрома». Но решение предварительное. То есть решение, отталкиваясь от которого арбитраж вынесет решение окончательное. А окончательное решение будет непосредственно касаться денежных компенсаций. Иначе говоря, суд выиграет та сторона, которая сможет получить большую компенсацию в свободно конвертируемой валюте. Только после того, как прозвучат официальные цифры обязательных выплат, кому-то можно будет себя вгонять в оргазм по поводу «пэрэмоги». Но не раньше.


Впрочем, и то, что в сейчас Киеве считают «пэрэмогой», выглядит, мягко говоря, забавно.

Изъятие из газового контракта принципа «бери или плати», на основании которого «Газпром» выкатил «Нафтогазу» «предъяву» в размере более сорока миллиардов долларов, на мой взгляд, похоже на официальное разрешение, выданное хроническому импотенту, не заниматься до конца жизни сексом. Какие женщины с таким здоровьем? Ведь не секрет, что «Нафтогаз» уже много лет находится в состоянии технического дефолта. Иначе говоря, эта компания по факту давно является банкротом, неспособным платить по своим долгам. А тут вдруг нарисовалась «предъява» в сорок два «ярда». Смешно.

Каковы на данный момент золотовалютные резервы Украины? Чуть больше 17 млрд. долл. При этом стоит отметить, что большая часть этой суммы принадлежит не украинскому государству, а финансовым донорам Украины, которые ей дали свои средства взаймы, дабы стабилизировать ту страшненькую финансовую ситуацию, в которой она оказалась в результате госпереворота. Это я к тому, что неустойку по газовому контракту Украина не сможет выплатить, даже если отдаст все деньги, которые у неё есть, включая чужие.

Поэтому, тот, кто поумнее, уже сообразил, что иск на такую астрономическую сумму Москва выдвигала не для того, чтобы Киев по нему заплатил, а с совершенно иной целью. Судебные тяжбы – дело тонкое. Нередко, чтобы добиться реального, приходится требовать нереальное.

Ещё смешнее выглядит украинская «пэрэмога» в виде отмены запрета на реэкспорт газа. Когда подписывался газовый договор, цена на газ для Украины была существенно ниже того, что за данный энергоноситель платили Москве европейские страны. А так как десятилетиями украинская правящая элита финансово жирела как раз на перепродаже российского газа, «Газпром» это украинское счастье одним махом прекратил, запретив реэкспортировать свой продукт в Европу.








Но дело в том, что времена, когда Украина напрямую, по дешёвке (благодаря особым скидкам) покупала у России газ, а потом его продавала европейцам, давно и безвозвратно прошли. Теперь, в результате «мудрого» правления Порошенко и Кº, Европа продаёт Украине российский газ со своей наценкой. Глупо не зарабатывать на лохах. Иначе говоря, постмайданная власть закупает для страны российский энергоресурс по самой высокой в Европе цене, что естественно не позволяет ей на нём зарабатывать путём реэкспорта, как это было раньше.

Именно поэтому для России в запрете реэкспорта теперь нет никакого смысла. Перепродать купленный в Европе газ и заработать на этом украинская верхушка уже не сможет. И здесь будет уместно громко три раза крикнуть СУГС!

Заставляет улыбнуться и украинская «пэрэмога» в виде изменения формулы цены на газ. Если раньше, во времена тёмного прошлого, стоимость газа для «Нафтогаза» была привязана к цене на нефтепродукты, то теперь стоимость газа формируется и будет формироваться на европейском спотовом рынке, т.е. зависеть от того, насколько много сжиженного природного газа завезено в Европу, насколько велика в нём потребность, и какова, в зависимости от этого, его цена. Т.е. теперь Украина всецело зависит от европейской газовой конъюнктуры.


Чтобы было понятно, к чему привело желание украинского руководства покупать газ в Европе, обратимся к цифрам.

В прошлом году Европа платила за российский газ в среднем 167 долларов за тысячу кубометров. Спотовые цены на природный газ на европейских биржевых площадках колебались на уровне 160–166 долл. за тыс. кубометров. В феврале этого года расчётная цена реализации газпромовского газа за пределы стран СНГ составляла 204 дол. за тысячу кубометров. В это же время цены на газ на европейских спотовых площадках были на уровне 200 долларов за тыс. кубометров.

Из всего этого несложно понять, что на европейском газовом рынке сжиженный газ и трубопроводный продаются примерно на одном и том же ценовом уровне. Для европейцев это прекрасно. Но то, что прекрасно для европейцев, как правило, ужасно для украинцев.

Дело в том, что, покупая газ на спотовом рынке Европы, Украина вынуждена добавлять к его цене ещё и стоимость доставки. А это значит, что при транспортировке газа на украинскую территорию из самого ближайшего европейского хаба (к примеру с австрийской площадки CEGH) он будет стоить Украине дороже на 20 долларов за каждую тысячу кубов. К этим двадцати долларам необходимо добавить ещё налоги.

И что Украина имеет в результате своего «снятия с газовой иглы» «страны-агрессора»?

Как заявил эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский (экс-начальник Управления по связям с общественностью НАК «Нафтогаз»), стоимость природного газа для Украины летом этого года составит около 230 долларов за тысячу кубометров.


«Сегодня существуют предпосылки к снижению цен на газ на европейских хабах. Это сезонный фактор, да и стоимость нефти будет оставаться примерно на том же уровне. Поэтому есть основания полагать, что конечная стоимость газа для Украины на момент закачки его в ПГХ, составит около 230 долларов за тысячу кубических метров. То есть, на хабах это около 180 долларов за тысячу кубометров, плюс транспортировка и налоги. На выходе получаем около 230 долларов за тысячу кубометров», – пояснил он.

Такая вот получилась газовая «пэрэмога». Даже не «пэрэмога», а «пэрэможыще»!
При этом необходимо учитывать, что в итоге этой «пэрэмоги» внутренняя стоимость одной тысячи кубометров газа составит 6,5–7 тысяч гривен. Любопытно, кто на Украине будет в связи с этим эйфорично скакать?
Но это ещё не всё.

Украина просила Стокгольмский арбитраж пересмотреть формулу с привязкой цены к нефти, начиная с 2011 года. Но суд сдвинул дату изменения формулы на 2014 год. Специфика этой «пэрэмоги» в том, что фактически арбитраж не удовлетворил основную финансовую претензию «Нафтогаза». Ведь Киев хотел возврат переплаты за газ с мая 2011 года до октября 2014 года. Теперь же пересмотр платежей коснется лишь периода весны-осени 2014 года, а до этого момента сохраняется прежняя схема ценовой привязки к корзине нефтепродуктов.


Но и это ещё не вся суть «пэрэмоги».

Раз сохраняется нефтяная схема ценообразования, то сохраняется и долг, который за этот период выставил «Нафтогазу» «Газпром». В данном случае речь идет о сумме в 2,2 млрд. долларов. Этот долг перед «Газпромом» сформировался в конце 2013 года. С процентами за этот период сумма, которую Украина все равно должна будет вернуть Москве, составит порядка 2,9 миллиардов долларов.

Несложно заметить, что т.н. украинская газовая «пэрэмога», о которой неутомимо трубят «порохоботы» всех мастей, при внимательном рассмотрении удивительным образом превращается в «зраду».

Впрочем, на мой взгляд, самое важное в судебной битве за старый газовый российско-украинский контракт не то, каким он окажется в результате этой битвы, а то, что будет после окончания срока действия данного контракта. Заканчивается он в 2019 году. В этом же году Москва планирует прекратить транзит своего газа через украинскую территорию. Именно это является самым главным в газовых отношениях между Украиной и Россией.

В Киеве знают о том, что после 2019 года вероятнее всего транзит газа остановится. Об этом говорится в проекте «Энергетической стратегии Украины до 2035 года» подготовленном Министерством энергетики и угольной промышленности Украины. Там чёрным по белому написано: «Существует большая вероятность, что до 2019 года включительно объём транзита российского газа сохранится в диапазоне 50–80 млрд. кубометров. Вместе с тем, на данный момент нет документальных подтверждений относительно продолжения транзита российского газа через территорию Украины после 2019 года».


Авторы данного документа напоминают, что Россия постепенно реализует проекты альтернативных маршрутов транспортировки газа в Европу («Северный поток – 2», «Турецкий поток», расширение доступа к мощностям OPAL).

«Обновленный Меморандум между Украиной и ЕС о взаимопонимании при сотрудничестве в энергетической отрасли от 24 ноября 2016 года закрепляет стратегическую роль Украины как страны-транзитера, однако в целом стратегия ЕС уже не ориентирована на потенциал Украины как наиболее важного энергокоммуникационного звена на востоке, поскольку интересы отдельных, более влиятельных стран-членов берут верх над совместно определенными приоритетами», – говорится в проекте украинской Энергостратегии.
При этом нынешнее руководство Украины ведёт себя с Россией так, как будто в незалежной обнаружили колоссальные месторождения газа или создали уникальную технологическую альтернативу данному энергоносителю. Создаётся впечатление, что нынешнему политическому режиму в Киеве глубоко наплевать на то, что через несколько лет Украина окажется без газа, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вероятнее всего порошенковская клика просто не связывает своё ближайшее будущее с Украиной. Поэтому и рулит страной вразнос, публично харкая на страшные последствия своих действий и методично превращая Украину в руины.

Ну а Россия, наблюдая за подобными манёврами «эвропэйськойи дэржавы», стремительно уходящей в небытие, последовательно отстёгивает её от себя. Ещё в феврале 2016 года глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что проект «Северный поток – 2» будет реализован до конца 2019 года.

В этом кто-то ещё сомневается? Ну и напрасно. В мае этого года Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall совместно предоставили компании Nord Stream 2 AG бридж-кредит в размере 6,65 млрд. евро. Общие расходы данного проекта составляют 9,5 млрд. евро. Таким образом, этот кредит покрывает до 70% общих расходов на строительство. Срок действия данного кредитного соглашения – до конца 2019 года. Таким образом, оказалось, что Европа и Россия – едины.


А где же в этом единстве «эвропэйська» Украина, гордящаяся ассоциацией и безвизом? А нет её. Вообще нет. Именно поэтому ещё в июне 2016 года на экономическом форуме в Петербурге Миллер сообщил, что уже с 2020 года транзит российского газа через Украину не будет превышать 15 млрд. кубометров. Но то, что он не будет превышать, не означает, что он будет достигать этих обещанных европейским партнёрам, а не Украине, объёмов. Впрочем, даже при 15 млрд. кубометров, украинская ГТС не сможет сохранить свою рентабельность. А это означает, что страна победившего «свидомизма» останется не только без газа, но и без «трубы».


Такова «зрадная» «пэрэмога» постмайданной Украины. И тут никакой Стокгольмский арбитражный суд не поможет. Поэтому здесь надо сделать пятикратное СУГС!


Андрей Ваджра