13.03.2016

Украина растерялась — мрачные новости идут одна за другой. Не успела страна придти в себя от заявления Жан-Клода Юнкера, не оставившего нэньке шансов на полноценную евроинтеграцию, как из-за океана прилетел окончательный приговор: Барак Обама объявил, что США никогда не планировали воевать за незалэжную державу.

Жесткая посадка вместо плавного взлета.




Западные лидеры никогда не воспринимали Украину всерьез, для них она всегда оставалась лишь инструментом давления на Россию.


Должен признаться: я всегда считал, что украинцы адекватны, говорят и пишут не то, что думают на самом деле. Мне казалось, они осознают, что занимают скромное место в этом жестоком мире, где нет друзей, а есть только временные союзники, объединенные на короткое время общими задачами. И планы поучаствовать в разделе России — «оказаться в цепи охотников, которые готовятся освежевать самую большую тушу в мире», как однажды выразился украинский политолог Юрий Романенко — не более чем троллинг.

Но оказалось, все было всерьез. Они убедили себя, что мир будет мстить России за обиженную Украину. И не остановится, пока Крым и Донбасс не вернутся в ее состав. Даже если для этого придется начать третью мировую войну.

Ради такого благородного дела мир, конечно, готов к суициду.

«Факт заключается в том, что Украина — страна, которая не входит в НАТО, всегда будет уязвима для военного доминирования со стороны России, вне зависимости от того, что делаем мы», — сказал Барак Обама в нашумевшем интервью журналу The Atlantic. И пояснил: Украина для России входит в число главных интересов, а для США — нет.

«Если хоть кто-то рассматривает возможность, что мы пойдем воевать против России за Крым и Восточную Украину, он должен очень четко и понятно высказаться. Идея, что жесткие разговоры или вмешательство в определенные военные действия в том регионе как-то повлияют на решения России или Китая, противоречат всем доказательствам, которые мы наблюдали на протяжении последних 50 лет», — не оставил надежд собственным ястребам американский президент. Не подозревая, что вызвал на Украине всеобщий сдавленный стон разочарования.

После этих признаний, мне кажется, даже самые доверчивые и упрямые свидомые громадяне должны были понять то, о чем россияне знали всегда: мир к суициду не готов. Уж тем более, ради нэньки — далекой страны, которая находится где-то на периферии западного мира, в зоне влияния Кремля. Страны «золотого миллиарда», преследуя собственные, а вовсе не украинские цели, попытались обойтись малой кровью — втянуть Россию в войну с Украиной. Не получилось. И они отступили.

Подумаешь, беда — в следующий раз, глядишь, получится. Не на Украине, так в Белоруссии, в Средней Азии или на Кавказе. Мало ли горячих точек вокруг геополитического конкурента, которые можно «подогреть». В конце концов, на нэньке свет клином не сошелся.

Именно осознание этого печального факта окончательно испортило настроение победителям «революции гидности».

Весьма осведомленный первый замглавного редактора «Зеркала недели» Сергей Рахманин на днях буквально взорвал украинское инфополе своими рассказами о том, как на самом деле проходят переговоры нормандской четверки. По его словам, публичные отчеты трехсторонней контактной группы отличаются от реальных, ведущихся тайно, — Петру Порошенко приходится маневрировать между воинственно настроенным украинским обществом и миролюбивым Западом.

Берлин и Париж, которым надоели бесконечные отговорки, обозначили Киеву дедлайн проведения выборов на Донбассе: июнь. За оставшееся время Верховная рада должна принять Закон о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. В противном случае санкции в отношении России будут отменены — или ближайшим летом, или зимой.

Странно, что на Украине никому не приходит в голову, что с этого момента — с проведения выборов в ЛНР и ДНР начнется реализация минских соглашений. Что и является условием для снятия санкций.

То есть, опять тупик. Неслучайно лидер ДНР Александр Захарченко назвал Минск-2 дипломатическим Дебальцево.

Нормандский формат Украине явно не нравится, она пытается доверительно торговаться с Германией и Францией, чтобы те помогли ей обойти неудобные положения Комплекса мер по реализации минских соглашений. Но без России с Украиной никто не хочет иметь дела.

«Киев убежден, что Москва не посвящена в его планы, однако, по нашим данным, Берлин и Париж (не ставя об этом в известность украинскую сторону) не просто делятся с Кремлем всей необходимой информацией, но и консультируются с представителями России по поводу отдельных положений будущего закона», — открыл читателям страшную правду Сергей Рахманин.

Ему, впрочем, не удалось остаться на позициях бесстрастного эксперта. Рассказав, почему Петр Порошенко не должен выполнять минские соглашения (после выборов в ЛДНР эти территории по-прежнему не будут подконтрольными Киеву де-факто, но станут таковыми де-юре), в конце статьи журналист практически в открытую призвал Украину к войне — то ли за Донбасс, то ли с Россией. «Сильные уважают сильных», — справедливо заметил Сергей Рахманин.

В нэньке наконец поняли, что Запад не составит ей компанию в военном походе на восток. Свои проблемы ей предстоит решать в одиночку.

Вопрос в том, решится ли Петр Порошенко на очередную авантюру — уже без поддержки Европы и США? Логика подсказывает, что нет. Однако украинская логика прогнозу не поддается.

В пятницу, выступая перед выпускниками Киево-Могилянской академии, посол Джеффри Пайетт фактически призвал Украину не выполнять минские соглашения. «Для США понятно, что первым важным шагом в осуществлении минских соглашений является установление безопасности. Никто не ожидает выборов на Донбассе или прогресса в Раде по имплементации обязательств, которые взяла на себя Украина, пока украинские солдаты будут гибнуть и получать ранения ежедневно», — сказал дипломат.

Его слова вовсе не означают, что он озвучил позицию Вашингтона — официальную позицию США изложил Барак Обама в своем интервью. Я уже не первый раз замечаю, что Джеффри Пайетт, возможно, слишком глубоко погрузился в украинские проблемы и иногда высказывается вразрез с политикой, которую определяет его босс из Госдепа.

Но вполне может дезориентировать наивных победителей Майдана, которые пытаются уловить чуткими ушами любые знаки внимания и поддержки. Нет ни поддержки, ни внимания, Запад лишь пытается сохранить лицо, уговорить Петра Порошенко капитулировать перед Владимиром Путиным. Всем надоела эта возня вокруг так мало значимой для геополитических игроков провинциальной незалэжной державы с непомерными амбициями и претензиями.

«Сможет ли Порошенко вновь привлечь внимание Запада?» — задается животрепещущим вопросом директор Центра восточно-европейских перспектив в Вашингтоне Николай Воробьев. По его мнению, черная полоса, которая наступила после Минска-2, еще может оказаться взлетной. Однако признает, что «карту «российской агрессии» разыграть становится все сложнее, поскольку на радарах у Запада также любое перемещение каждого российского солдата, наемника либо сепаратиста на Донбассе».

Никуда эта несчастная держава уже не взлетит — ее бросили все, и Россия, и Запад.

Украинцы не должны позволить себе в который раз обмануться: американский посол высказал всего лишь частное мнение, в чем сам и признался. Дивизий у него нет. Денег тоже.

Как, впрочем, и у самой Украины.


Павел Шипилин