14.09.2015



На днях прошли очередные переговоры министров иностранных дел стран-участниц Нормандского формата. По сути стороны признали, что согласия по политическим вопросам между ними нет.


На сегодняшний день существует два переговорных формата, в рамках которых обсуждается вопрос решения украинского гражданского конфликта. Ни для кого уже не секрет, что первый из них - Минский формат - существует лишь формально, стороны, по сути, занимаются имитацией деятельности. «Сейчас в рамках подгруппы по вопросам безопасности контактной группы, которая работает в Минске, обсуждается проект соглашения об отводе вооружений калибром менее 100 мм, - пояснил министр иностранных дел России Сергей Лавров. - Мы заслушали руководителя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, который подтвердил, что проект соглашения на 90 процентов готов, остается досогласовать некоторые детали, но как всегда в этих деталях дьявол». В переводе на русский язык это означает, что по политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений. При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.


В свою очередь, проходящий параллельно с Минским форматом Нормандский является несколько более эффективным и полезным. Если в рамках Минского стороны обсуждают варианты мирного завершения украинского гражданского конфликта (которых нет и не будет до тех пор, пока Киев хотя бы не признает наличие этого конфликта), то в рамках Нормандского идет дискуссия о том, как ЕС и России нормализовать отношения и, возможно, стабилизировать ситуацию на Украине.


Да, обсуждение политических статей буксует и тут. «Мы констатировали чрезвычайные разногласия в измерении конституционных изменений: российская сторона продолжает настаивать на том, что они не являются отображением того, каким образом должен осуществляться процесс деэскалации и стабилизации», - жалуется глава украинского МИД Павел Климкин. Москва четко опирается на пункты Минских соглашений, и ее позиция настолько железобетонна, что ее разделяют даже представители украинских добровольческих батальонов, которые открыто оппонируют министру иностранных дел Украины. «Там черным по белому написано (если простым языком) - сначала выборы, амнистия, финансирование от Украины, русский язык, трансграничное сотрудничество с РФ, народная милиция, очевидно переделанная из " бригад ДНР", а уж потом контроль над границей. Может быть. Это пункты 9-11», - поясняет народный депутат Семен Семенченко. По его словам, власти не могут по-честному имплементировать эти пункты Минских соглашений, поскольку им это не позволит украинский народ.


Между тем, очевидно, что Петру Порошенко очень непросто будет провести через второе чтение даже тот вариант конституционных поправок, которые он внес в Раду. Напомним, что первое чтение закончилось потасовками, скандальным спасением законопроекта за счет голосов Оппозиционного блока, метанием гранаты в ряды правоохранителей и выходом из правящей коалиции Радикальной Партии Олега Ляшко. Эксперты опасаются, что второго чтения (когда нужно будет набрать две трети голосов) законопроект не переживет, и, по их мнению, президент может попытаться под благовидным предлогом отказаться от этих поправок. Сам Порошенко уже дает понять, что такой вариант возможен. «У нас будет 300 голосов, если будет мир, имплементация Минских соглашений, если все будет хорошо. У меня нет никаких сомнений», - говорит он, прекрасно отдавая себе отчет в том, что хорошо не будет. Учитывая подход официального Киева к вопросу конституционных изменений и местных выборов, ЛНР и ДНР скорее всего не будут выполнять свою часть обязательств по Минским соглашениям - в частности, отдавать под контроль Киева свой участок границы с Россией.


В итоге получается, что Евросоюз не готов оказывать серьезное давление на киевские власти и принуждать их соблюдать политические статьи Минских соглашений, а Россия (по крайней мере, на данный момент) не готова оказывать серьезное давление на ополченцев и вынуждать их отменять собственные местные выборы. Как минимум до тех пор, пока Петр Порошенко не будет исполнять то, о чем договорились в Минске. Поэтому наиболее полезными темами для обсуждения сейчас станут проблемы замороженного конфликта. Причем в буквальном смысле. «Приближается зима и население восточной Украины не должно второй раз пережить такую же зиму, как в прошлый раз. Поэтому все согласились в том, что мы должны призвать контактную группу поскорее прояснить гуманитарные вопросы», - заявил Франк Вальтер Штайнмаейр. 2 октября должен состояться саммит глав-государств России, Германии, Франции и Украины, поэтому к этому времени стороны должны достичь каких-то компромиссов, чтобы Владимиру Путину, Ангеле Меркель, Франсуа Олланду и Петру Порошенко было что подписывать.


Источник