13.09.2015



Еврокомиссия согласилась оплатить поставки российского газа Украине на сумму $0,5 млрд. Такая договоренность была достигнута 11 сентября между РФ и ЕС по итогам двусторонних переговоров в Вене. Действующий контракт остается в силе, а размер скидки будет определяться решением правительства России. Если цена по формуле будет на уровне спотовых (биржевых) цен, то никаких уступок не будет, а «если цена будет выше спотовых цен, то вот эта дельта будет выровнена до цены Польши», объяснил министр энергетики РФ Александр Новак. Зафиксировать договоренности планируют в ближайшее время на трехсторонней встрече с участием представителей Украины. Киеву стоит поторопиться поставить подпись, «остался месяц, чтобы украинская сторона получила необходимый финансовый ресурс и обеспечила покупку газа в необходимом объеме». Иначе зимний транзит российского газа в ЕС может оказаться под угрозой.

Мечты и реальность
Всего два года назад Украина планировала учредить Восточноевропейский газовый хаб (место сосредоточения и дальнейшего перераспределения газовых потоков). Для начала Киев хотел за счет западных кредитов модернизировать свою газотранспортную систему, расширить свои подземные газовые хранилища (ПХГ) с 32 до 50-75 млрд. кубометров и привлечь туда газ из Европы. Бывший министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий рапортовал: все вопросы с европейцами согласованы, американский газ вот-вот должен пойти «от LNG-терминала через газотранспортные системы Венгрии к нашим газовым хранилищам». На базе нового хаба В. Янукович собирался создать биржевую спотовую площадку, где целые страны, крупные предприятия и даже малый бизнес на открытых торгах смогли бы покупать газ украинских ПХГ. Украина должна была превратиться в крупнейший газораспределительный центр в Европе!

Планы шли еще дальше. «К середине следующего десятилетия Украина может стать нетто-экспортером газа», – намекал Э. Ставицкий на разработку сланцевых проектов бельгийской Shell и американской Chevron.

После отказа В. Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС украинская пресса захлебывалась от возмущения. Мол, ускользнул реальный шанс разговаривать «на равных с европейскими и иными партнерами, с тем же Газпромом», утрачена «реальная возможность укрепить энергетическую безопасность страны, вместо того, чтобы клянчить у Путина подачки в виде снижения цены на газ». Все это было не так давно, почти два года назад.
Сегодняшняя реальность иная. Соглашение об ассоциации давно подписано, В. Янукович и Э. Ставицкий в бегах, но украинского газового хаба до сих пор нет.

Где взять газ?


Сейчас Киев озабочен совсем другими проблемами. Первоочередной задачей премьер-министр Арсений Яценюк считает наполнение отечественных газохранилищ до минимально необходимого уровня. «19 млрд. [кубометров] должны быть к началу отопительного сезона [закачаны в ПХГ]», - отрезал премьер на заседании правительства. Такую категоричность можно понять: по состоянию на 7 сентября в закромах Украины находилось всего 14,777 млрд. кубометров.

До последнего момента закачка газа в ПХГ шла с большим скрипом. Поскольку «Нафтогаз» не внес предоплату, с 1 июля поставки российского газа на Украину были прекращены. «Газпром» предлагал цену $247 за тысячу кубометров, что на $20-30 ниже, чем по реверсу из Европы, но Киев платить отказался. Причина была банальна – нет денег. Их поиск принял довольно причудливые формы. Сначала появилась информация, что Киев просит у россиян аванс за транзит газа в Европу, как это было в 2013 году, но позже представители «Нафтогаза» эту информацию опровергли. Затем украинские газовики выступили с инициативой продать 385,5 тыс. тонн технологической нефти «Укртранснафты» и заплатить этими деньгами за импортный газ. Наконец, министр финансов Наталья Яресько без обиняков обратилась к министрам финансов G7 с просьбой профинансировать Украине закупки газа на зиму.


С реверсом тоже не складывается. С 1 июля окончательно прекратились поставки газа из Венгрии, а планы их возобновить с 11 августа не увенчались успехом. Еще раньше газовый краник перекрыли поляки. Единственным поставщиком голубого топлива на Украину последнее время оставалась Словакия, закачавшая в августе в украинские ПХГ 1,032 млрд. кубометров, что считается рекордным показателем за последние три месяца. Но даже если такой высокий темп сохранить вплоть до самого начала отопительного сезона, до заветных 19 млрд. Киеву не хватит 3 млрд. кубометров газа. На покупку газа в ЕС нужны деньги, которых нет.

Видимо, по этой причине с начала сентября Украина сократила закачку газа из Словакии на 22%. Последняя венская договоренность позволит Киеву нарастить запасы в своих ПХГ примерно на 2 млрд. кубометров, но этого все равно на зиму не хватит.

Надежда трансформируется


Забавно, но надежда содать газовый хаб на Украине все еще жива. Сообразить на троих почти год назад предлагал президент Украины Петр Порошенко, приглашая поучаствовать в проекте Польшу и Словакию, а 9 сентября этого года подобную идею озвучил и А. Яценюк. По его версии, Украина «хочет стать частью большого газового энергетического хаба», а не формировать его на своей территории, как раньше. Можно констатировать, что с каждым днем аппетиты Киева становятся все скромнее.

Скорее всего, прагматичные европейцы дождутся, пока украинскими ПХГ будет владеть, как принято ныне говорить на Украине, эффективный собственник, а сам хаб будет сформирован на неподведомственной Киеву территории. В результате Украина будет покупать российский газ не у «Нафтогаза», а у европейских газовых компаний на открытых рыночных биржевых торгах. Естественно, по рыночным ценам.

Даже надежда превратить Украину в нетто-экспортера газа может стать реальностью. Для этого нужно ликвидировать промышленность и дождаться пока половина населения страны вымрет или выедет на ПМЖ за границу. Похоже, этим путем Украина и движется.

Статус будет, но без денег


Впрочем, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что «ничего не зависит от желания лично Яценюка», а «без согласия России это [создание Восточноевропейского газового хаба] – невозможно». Но у России, похоже, другие планы. Транзитный контракт с Украиной заканчивается в 2019 году. И продлевать его «Газпром» если и будет, то на своих условиях. Российская сторона нацелена на строительство альтернативных газопроводов, лишающих Киев любых рычагов давления на Москву. Такая перспектива уже всполошила украинские власти. Проект расширения газопровода «Северный поток» А. Яценюк назвал антиевропейским и антиукраинским и напомнил, что в случае его реализации бюджет Украины будет терять ежегодно $2 млрд. за транзит газа в Европу. Совместный проект европейских компаний и «Газпрома» по расширению «Севрного потока» вызвал у словацкого премьера довольно эмоциональную реакцию: «Я хотел бы воспользоваться какими-то нормальными выражениями, но хочу высказаться экспрессивно: они просто делают из нас идиотов».

Но вопрос вовсе не в идиотизме. Логика понятна. «”Турецкий поток” берет на себя часть Турции, потому что сейчас часть газа Турция получает через Украину, вторая нитка “Турецкого потока” берет на себя Грецию, Болгарию, Балканы. А две новые нитки “Северного потока” мы заводим в австрийский газовый хаб Баумгартен и тем самым переключаем на себя Австрию, Италию и Венгрию. Там есть газопровод Opal, который расширяется», – разъясняет планы «Газпрома» гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.


В качестве утешительного приза Киев сохранит за собой транзитный статус. Глава «Газпрома» А. Миллер не скрывает, что «определенные объемы транзита через территорию Украины будут и после 2019 года». Например, в Молдову. Но стабильный финансовый поток из Москвы и возможность влиять на российско-европейские газовые отношения исчезнут для Киева навсегда.

Lesya