“Al Monitor”, США - 19 февраля 2013 г.
"Russia-US Rapprochement on Syria"



Российский министр иностранных дел Сергей Лавров и вице-президент США Джо Байден (справа) во время двухсторонних переговоров на 49-й конференции по безопасности в Мюнхене, Германия, 2 февраля 2013 г. (фото - Рейтер/ Майкл Далдер)
Мохаммад Болаут
Перевод статьи издания As-Safir (Ливан)



Американо-российское сближение уже не является секретом. Оно продвинулось недавно до обсуждения принципов политического разрешения ситуации в Сирии. Это сближение подкреплено твёрдым убеждением обеих сторон, что продолжение конфликта сделает исламистов, и в особенности джихадистов, главной силой в Сирии в будущем.

После нескольких месяцев молчания американцев Пентагон призвал вчера [19 фев.] к "мирному решению" в Сирии. Госдепартамент США сделал заявление, сказав, что госсекретарь Джон Керри провёл получасовой телефонный разговор со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, в котором они обсудили ситуацию в Сирии. Согласно заявлению, оба они договорились провести свою первую совместную встречу в ближайшие недели, а их дискуссии по Сирии подчеркнули "необходимость для Соеднённых Штатов и России использовать их влияние на стороны [конфликта], чтобы поддержать успешный политический переходный процесс". В заявлении также сказано, что Керри подчеркнул "срочную необходимость положить конец кровопролитию, предотвратить дальнейшее разрушение государственности и защитить права всех сирийцев и помочь им бороться с экстремизмом и дальнейшим межконфессиональным конфликтом".
Со своей стороны, посланник ООН Лахдар Брахими объявил из Каира о продолжении диалога в ООН "с тем, чтобы выйти из тёмного туннеля". Он поддержал инициативу главы оппозиционной "Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил" Муаза аль-Хатиба, который призвал международных участников одобрить её. Брахими отправится завтра в Москву, которую также посетит сирийский министр иностранных дел Валид аль-Муаллем - а также Хатиб в конце февраля.

Согласно российским и арабским наблюдателям, вряд ли диалог будет завершён в течение нескольких месяцев, учитывая разногласия в самой оппозиционной коалиции, двойные стандарты Запада, которые колеблются в диапазоне между стремлением к "мирному" решению и "вооружением" оппозиции, и реалии на поле боя, где война достигла высшей точки, а число убийств и похищений увеличивается.
Никакого диалога между сирийским режимом и всеми оппозиционными группировками не будет в течение месяца. Визиты Муаллема и Хатиба в Россию не означают, что Москва организует первый политический прорыв в сирийском кризисе за столом переговоров под руководством России с представителями оппозиции и режима. Один эксперт по российским делам говорит, что в лучшем случае присутствие двух сирийских деятелей в Москве в один и тот же период может стать удобной возможностью для активизации дипломатии за закрытыми дверьми, проведения закрытых переговоров без организации встречи, и для обмена посланиями между двумя сторонами, чтобы подготовиться к процессу переговоров - который, как говорит один член сирийской оппозиции, остаётся далёкой перспективой.
Русские нарушили обещание, данное ими сирийской оппозиции, об организации первой прямой встречи между сирийским официальным представителем - министром национального примирения Али Хайдаром - и чиновниками из Национального координационного комитета (НКК), включая главу НКК Хайтама Манну и Абдул-Азиза аль-Хаира, отвечающего за переговоры и диалог. Встреча должна была пройти 25 февраля в Москве и должна была быть организована российским Министерством иностранных дел, но русские не смогли убедить сирийских официальных лиц отпустить Хаира, который был задержан без предъявления обвинений сирийской разведкой ВВС в сентябре месяце.

Один представитель сирийской оппозиции сказал, что русские и иранцы не смогли доказать свою способность использовать влияние, которое, как они утверждают, у них есть на сирийский режим. У них также нет ясного плана для обеспечения успеха переговоров. Россия могла бы играть более эффективную дипломатическую роль в продвижении инициативы Хатиба, который призвал подтолкнуть сирийский режим удовлетворить часть его требований - например, об освобождении заключённых - укрепив тем самым блок внутри коалиции, который расположен к переговорам, и склонив чашу весов в пользу политического урегулирования.

Представитель сирийской оппозиции сказал, что он попросил русских и иранцев всерьёз поддержать инициативу Хатиба и Женевскую инициативу, а не просто на словах. Они сказали оппозиции, что режим не согласится на навязывание ему условий. Сирийский оппозиционер сказал, что требования Хатиба об освобождении заключённых являются правами сирийцев, а не условиями.

Внутри коалиции и среди оппозиционных сил в целом существует, по-видимому, раскол между теми, кто стремится развить инициативу Хатиба и превратить её в ясный политический подход, и теми, кто делает ставку на окончательное военное решение любой ценой.
Эти два направления со-существуют внутри коалиции из-за отсутствия координации среди тех в сирийской оппозиции, кто поддерживает политическое решение, и из-за разногласий между крылом Хатиба-Саифа в коалиции и НКК, Сирийским демократическим форумом и движением "За создание сирийского государства". Судя по всему, блок, который поддерживает инициативу Хатиба и политическое урегулирование, игнорирует соглашения и демарши, из которых возникла коалиция, и даже игнорирует правила режима, оппозицию и молчаливых действующих лиц. Между тем члены этого блока обсуждают теперь политическое решение и диалог без кристаллизации их в концепцию, которая бы отражала их стремление изменить сирийский режим, не рискуя потерять то, что осталось от сирийского ландшафта и общества.

Судя по всему, большая часть оппозиции за границей, особенно та, что была сформирована под руководством Турции и Катара, стремится помешать этим разногласиям с тем, чтобы не дать коалиции потерять прикрытие в виде блока "Братьев-мусульман" и либеральных ястребов, чтобы работать и дальше. С другой стороны, согласно одному представителю оппозиции, оппозиционная коалиция всё ещё пытается исключить Саифа и Хатиба из коалиции. "Братья-мусульмане" выступают против любого процесса переговоров, "так как они будут иметь влияние в пост-асадовской Сирии только в результате военного решения".

Источник в сирийской оппозиционной коалиции заявил, что на встрече в прошлую пятницу в Каире произошла острая стычка между "ястребами" и "голубями" коалиции. В заключительное заявление по итогам встречи были включены новые условия, придающие определённую форму инициативе Хатиба и призыву к исключению Асада и руководителей военного ведомства и ведомства безопасности из любого политического процесса, что может осложнить любые переговоры. В заявлении урегулирование было увязано с гарантиями США и России и обязательным для исполнения решением Совета безопасности ООН. В нём также установлен передельный срок для проведения переговоров и обещания не исключать членов партии "Баас" и тех, кто не участвовал в преступлениях, совершённых режимом против сирийского народа.
У ястребов имеется большинство - 41 голос в коалиции из 70 членов - в то время как у "голубей" и Хатиба всё ещё есть поддержка Саифа, ключевой фигуры в коалиции, а также со стороны блока независимых деятелей и группы представителей революционного движения.
Согласно источнику в коалиции, за ястребами, которыми руководит бизнесмен Мустафа аль-Саббаг, стоят поддерживаемые Катаром и Турцией блоки. Саббаг возглавляет группу представителей местных советов, у которой 15 голосов в коалиции. Член коалиции сказал, что ястребы, представленные блоком Национального совета и "Братьев-мусульман", включая их религиозных или независимых видных деятелей, имеют 26 голосов.

Источник в сирийской оппозиции говорит, что будущее Сирийской коалиции зависит от позиции США. После встречи с американскими официальными лицами он утверждает, что американцы движутся к пересмотру своей позиции по всем формациям сирийской оппозиции в зависимости от их позиции в отношении политического урегулирования, над разработкой которого Вашингтон работает вместе с Москвой, и их взаимодействия с джихадистскими течениями в Сирии.

Не секрет, что американо-российское сближение движется в сторону принципов политического решения в Сирии. Согласно оппозиционному источнику, сближение основано на убеждении обеих сторон, что продолжение конфликта сделает исламистов - и особенно джихадистов - влиятельной группой в пост-асадовской Сирии. Обе стороны поддерживают идеальный сценарий на основе изгнания Асада и сохранения сирийского государственного аппарата и армии, чтобы предотвратить распространение хаоса, сдержать джихадистов и обезопасить переходный этап.
Таким образом, согласно оппозиционному представителю, сторонам конфликта придётся подождать результатов происходящих изменений внутри американской администрации, чтобы узнать, кто будет отвечать за сирийское направление, особенно в связи с тем, что Роберт Форд, скорее всего, покинет свой сегодняшний связанный с Сирией пост и получит другое назначение.
Один сирийский диссидент говорит о заверениях российских дипломатов, что на встречах с американцами есть прогресс - но недостаточный, чтобы достигнуть чёткого представления, которое можно было бы выдвинуть перед саммитом Обамы и Путина в следующем месяце.
Русские говорят, что хотя американцы согласились, чтобы Асад остался на первые месяцы переходного периода, но они не оказывают достаточного давления на своих союзников Катар и Турцию, чтобы те прекратили поддерживать повстанцев военным образом. Американцы по-прежнему против возвращения в Женеву вместе с международной рабочей группой, чтобы доработать соглашение, которое было подписано 30 июня.