15.11.2012
Армине АКОПЯН
Нам становится смешно, когда мы видим все эти встречи, которые организуют США и Израиль.
Фейсал Микдад, заместитель министра иностранных дел Сирии

Сирийская оппозиция в очередной раз подверглась пластической корректировке: вместо Сирийского национального совета (СНС) отныне будет действовать Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС), инициаторы которой надеются в очередной раз не провалить процесс объединения оппозиционных сил Сирии. Встреча была организована в столице Катара Дохе. Как пишут СМИ, коалицию в качестве единого и единственного представителя сирийского народа уже признали Франция и Лига арабских государств, а США и некоторые европейские страны пока выказывают настороженность в отношении нового оппозиционного органа, хотя и приветствовали его формирование.
Из арабских стран Ливан предпочел сохранить нейтралитет, как он всегда поступал в сирийском вопросе, а Ирак и Алжир имеют вопросы к некоторым пунктам заключенного соглашения о формировании НКОРС. Официальный Дамаск назвал позицию Франции аморальной и расценил формирование НКОРС как объявление войны, так как в соглашении содержится пункт об отказе оппозиции от любых переговоров с официальным Дамаском.
Руководителем коалиции назначен сириец Моаз Аль Хатыб – мусульманский священник, а заодно и физик, географ, инженер, психолог и политолог. Несколько раз сидел в тюрьме с 2011 по 2012гг. из-за призывов свергнуть президента Сирии Башара Асада. Происходит из семьи священнослужителей. Имеет 4 детей. Здесь очень важно обратить внимание на то, служителем какой именно мечети является Моаз Аль Хатыб. Это известная мечеть Омейядов в Дамаске, где хранятся мощи святого Иоанна Крестителя, которого очень почитают как мусульмане, так и христиане. Избрание служителя такого храма в качестве главы оппозиции является ясным сигналом христианам Сирии: дескать, коалиция отныне ничего общего с фундаменталистами-фанатиками не имеет, и после свержения Асада христиан никто не будет преследовать. И даже к Асаду отношение уже не такое категоричное: Аль Хатыб дал понять, что он не против проведения прямых переговоров с Асадом (http://www.guardian.co.uk/world/2012/nov/12/moaz-al-khatib-syria-opposition).
Но в то же время он призывает антисирийскую коалицию поставлять оружие боевикам в Сирии, так как они в нем «остро нуждаются». Франция тут же поспешила напомнить, что она придерживается эмбарго, которое ЕС наложил на поставки оружия в Сирию. Однако факт, что боевикам оружие поставляют Катар и Саудовская Аравия: последняя совсем недавно в очередной раз заключила с Великобританией сделку по закупке оружия.
Слушая речь этого деятеля, которую он произнес на катарской встрече, нельзя не обратить внимание на активную жестикуляцию и гневную страстность, с которой он обрушивается на сирийский режим: интонация речи повышается по мере ее продолжения, и каждый раз последняя буква его слова особо подчеркивается (в такой манере говорят дикторы арабского телевидения, что делает речь очень отчетливой и запоминающейся, но в то же время искусственной, рассчитанной на внешний эффект), жилы на шее вздуты, кулак барабанит по столу, а оратор от избытка чувств начинает задыхаться. Сидящий рядом с разъяренным Аль Хатыбом председатель Сирийского национального совета (отбракованного со стороны США) Абдельбасит Сайда выглядит подавленным и усталым. Во время почти всех своих ранних выступлений в 2011г. на митингах оппозиции Аль Хатыб также красноречив и гневен. Правда, говорит он о единстве сирийской нации, призывает все конфессии и национальности к сплочению, курдов он называет «великим народом», однако сейчас, когда все сирийцы уже поняли, откуда этот человек получает деньги для реализации сирийских национальных идей и увидели, в чьем окружении он сидит на катарской встрече, вряд ли поверят ему и поспешат присоединиться к новоиспеченной коалиции. И не исключено, что он не найдет безоговорочной поддержки также внутри самой коалиции, неотделимой частью которой отныне стал Сирийский национальный совет. На катарской встрече 6 ноября его председатель предупредил, что все, кто пытается препятствовать работе совета, тем самым продлевают пребывание Асада у власти. По логике получается , что растворение совета в коалиции и есть препятствование его деятельности.
Еще до проведения катарской встречи, в Аммане состоялась предварительная встреча оппозиционных деятелей. На этой встрече высказал свои соображения генеральный секретарь сирийского крыла организации «братьев-мусульман», и они сводились к следующим пунктам: катарская встреча должна стать совещательной встречей с Сирийским национальным советом; никаких переговоров с Асадом; Сирийский национальный совет должен быть сохранен, формирование нового комитета исключено; в работе оппозиции должны быть задействованы больше исламистов, Курдский рабочий фронт, туркоманы и остальные национальные меньшинства, представители которых не значатся в списках оппозиции.
На встрече в Катаре СНС предложил расширить свой состав от 222 до 420 членов, среди которых должны быть представители Сирийской свободной армии (которые недавно распространили видеообращение, в котором пригрозили, что все военные сирийской армии находятся под их прицелом и призвали их перейти на сторону оппозиции). До этого на встрече в провинции Алеппо было предложено также формировать переходное правительство. Представитель совета заявил, что совет находится под огромным давлением со стороны некоторых сил, которые принуждают к диалогу с Асадом. Что за силы оказывают на совет давление, так никто и не узнал. А еще члены совета пожаловались, что среди них есть союзники Асада!
Все попытки сирийской оппозиции сгруппироваться и сплотиться вокруг одной цели опять идут вразрез с целями, в первую очередь, самих оппозиционеров, которые продолжают по-разному видеть дальнейшую судьбу своих советов, комитетов и прочих объединений. Отказываясь от переговоров с сирийской властью, они в то же время намекают, что могут поменять свое решение, просят вооружить бандформирования на территории Сирии и в то же время призывают народ следовать за ними и грозят уничтожить служащих сирийской армии, как-будто те какая-то отдельная категория людей, у которых нет родственников, друзей, знакомых среди того же сирийского народа! Одним словом, хаос продолжает оставаться единственной реальностью в жизни сирийской оппозиции. А США так надеялись, что создание новой коалиции поможет предотвратить распространение сирийского кризиса на соседние с Сирией страны. Но, наверное, сами не очень на это надеются, иначе почему так и не признали его официально? Значит ли это, что вероятность новых переделов и перераспределений обязанностей остается? Наверное – да. Арабская пресса считает, что новая коалиция – это та предельная черта, за которой начинается либо война, либо решение сирийского вопроса.
Ежедневная электронная газета «Национальная Идея»