Истинные цели турецкой операции в Сирии, задачи, заинтересованные стороны и малоизвестные детали

25.08.2016г.





Происходящие в Сирии события напоминают Гордиев узел за тем простым исключением, что ни у одной из конфликтующих сторон нет возможности разрубить его собственныммечом. Это обусловлено тем, что главный пул этого противостояния – представлен целым рядом Великих ядерных держав.

В такой ситуации, каждый серьезный шаг на геополитической доске Сирии, имеет огромное значение для всего мира, и не может пройти бесследно.

Различные предсказатели и пророки нашей планеты не зря в унисон свидетельствовали, что рано или поздно Сирия "падет" к чьим то ногам, и то, кто станет победителем в этом ключевом на данный момент регионе, определит облик будущего мироустройства земли.

Крайним событием сирийской гроссмейстерской партии, стал ввод военного контингента Турции на приграничную сирийскую территорию. Рассмотрим произошедшее на различных уровнях понимания, и выясним, в чем состоят реальные причины и последствия произошедшего.


ХОД КОНФЛИКТА

В 5:45 утра 24 августа, Анкара при поддержке ВВС США начала наземную военную операцию «по освобождению» приграничного города Джераблус в провинции Алеппо. В рамках операции «Щит Евфрата» было нанесено 224 удара из пушек и реактивных систем залпового огня по 63 целям на севере Сирии. В операции задействованы танки и отряды спецназа, а также, бойцы таких группировок умеренной сирийской оппозиции, как «Файлак аш-Шам», «Бригада ас-Султан Мурад», «Фронт Шама», «Бригада аль-Мутасим» и «Харакат Нур ад-Дин Занки».
К настоящему моменту террористы покинули Джераблус, который находился под их контролем в общей сложности более двух лет. В тоже время туда же вошли по меньшей мере девять турецких танков, увеличив общее количество бронетехники до двадцати единиц.

Формально происходящие события не являются традиционной наземной операцией. Цель действий турецких и коалиционных сил состоит лишь в том, чтобы проложить коридор для умеренной сирийской оппозиции, которая в свою очередь и будет зачищать Джараблус от террористов, а также в проецировании влияние Анкары в приграничных районах Сирии.

РОЛЬ ТУРЦИИ


ОФИЦИАЛЬНО

1. Зачистить Джараблус от террористической группировки "Исламское государство*".

НЕОФИЦИАЛЬНО

1. Любой ценой не допустить создания независимого, курдского государства на территории Сирии.

2.
Провести операцию по вытеснению бойцов курдских Отрядов народной самообороны, (которых Анкара считает союзниками Рабочей партии Курдистана) из приграничных с Турцией территорий. В частности из населенных пунктов Джералбус и Манбидж. Помешать сирийским курдам объединить два удерживаемых ими района в одно государство, под названием Роджава.


3. Сохранить лицо после ультимативной позиции о том, что Асад должен уйти, на фоне недавнего посещения высокопоставленными представителями турецкой разведки Дамаска, а также заявления Эрдогана о том, что сирийский лидер должен остаться как минимум на переходный период.
РОЛЬ США

Изначально американцы предполагали "избавиться" от Асада руками оппозиции. Однако после начала операции российских ВКС, стало очевидно, что при поддержке России Асад останется у власти. В виду обстоятельств, США решили разыграть другую карту.


Сорок миллионов курдов, разделённый народ, Сирия, Ирак, Иран и Турция как территории проживания, были очевидно лучшим выходом из сложившегося положения. Однако оплатой их услуг, стало бы создание на территории Сирии курдского государства – Курдистана. Что, естественно, не устраивало ни Анкару, ни сирийское правительство и в конечном итоге привело к сложившемуся на данный момент положению.


Воспользовавшись ухудшением американо – турецких отношений, Эрдоган озвучил ценой их стабилизации проведение в Сирии операции "Щит Евфрата". По условиям сделки, американская сторона оказывала влияние на курдские формирования, вынуждая их отойти за Евфрат, а приграничные территории Сирии которые контролировались "Исламским государством" переходили не проамериканскими курдам, а протурецкими боевикам. Что на данный момент и произошло.

РОЛЬ КУРДОВ

Курдские силы – это более 75 различных племен, каждое из которых, во многом преследует различные цели. Тем не менее все они, на сегодняшний день стали заложниками международных договоренностей. Этот вопрос включает в себя договоренности русских, американцев, турок и иранцев. И хотя курдские вооруженные формирования — серьезная сила в борьбе с терроризмом, они не в состоянии противодействовать политике крупных держав.
Ранее, находящийся с визитом в Анкаре американский вице-президент Джозеф Байден отметил, что США лишат курдов поддержки, если они не подчинятся требованию турецких властей, а сегодня, госсекретарь США Джон Керри сообщил главе МИД Турции об отступлении сил самообороны сирийских курдов на восток от реки Евфрат.


При этом, важно понимать, что отступление курдов за Евфрат, означает не только сдачу Джераблуса, но и сдачу Манбиджа, захваченного курдами у "Исламского государства" при поддержке США еще 12 августа. И первый и второй участок будучи занятый курдами мог помочь им создать единую курдскую страну.

В настоящее время отношение к курдам в целом тоже меняется, поскольку боевики отрядов народной самообороны теперь захватывают не только территории, где в основном проживают курды, но и территории с преимущественно арабским населением. Такая опрометчивость со стороны руководителей курдских племен привела к тому, что Сирийская армия, которая прежде относилась к курдам, как к нейтральной силе и в некотором смысле как к союзникам, недавно нанесла бомбовые удары по их позициям. Обстрел был вызван попыткой сил самообороны Курдистана захватить один из сирийских городов.

РОЛЬ РОССИИ

В настоящий момент, Турция уяснила, что существуют гораздо более серьезные задачи, чем отстранение Асада от власти, тем более что противодействие такой политике со стороны России, перекрывает любые возможные выгоды, если не сказать больше. Именно это осознание позволило Анкаре улучшить отношения с нашей страной. Это также означает, что Турция не стала бы начинать операцию "Щит Евфрата", без зеленого света со стороны России, поскольку совершенно очевидно, что ни один военный самолет Турции не покинул бы свой аэродром не будучи взятым на сопровождение российскими ПВО.

Турция много лет призывала к созданию буферной зоны вдоль своей границы с Сирией, чтобы помешать сирийским курдам объединить два удерживаемых ими района. Но убедить Вашингтон в необходимости помочь ему с созданием этой зоны Эрдогану не удалось. Действовать в одиночку, он также не мог, поскольку в этом случае столкнулся бы с сопротивлением со стороны России и Ирана. Однако теперь на фоне недружественных действий сирийских курдов по отношению к армии Асада, и в обмен на сговорчивость Анкары в вопросе политического соглашения с Асадом, Россия согласилась не препятствовать ограниченной военной операции Турции на Сирийской территории.


ОБОБЩЕНИЕ

Позиции ДАЕШ на севере Сирии, которые ранее выступали для Турции буфером между курдами на своей территории и сирийскими курдами, сильно ослабли. Смысл в их поддержке для Эрдогана стал ощутимо ослабевать. А страшный кошмар, когда курды будут контролировать всю турецко - сирийскую границу, напротив, начал воплощаться в жизнь.
Это, а также налаживание российско – турецких отношений и ухудшение турецко – американских, привело Эрдогана к отказу в поддержке ДАЕШ и решению положиться на силы сирийской свободной армии, или проще говоря, протурецких боевиков.


Объективно, «Исламское государство» — слабеющий игрок, и им нечем ответить Турции на отказ в поддержке, кроме как терактами на ее территории. Что мы и наблюдаем в последнее время весьма регулярно, но бесперспективно.

Именно этими обстоятельствами, и руководствовался Эрдоган когда на фоне извинений за сбитый российский самолет, заявил о готовности создать коалицию по борьбе с ИГИЛ вместе с Ираном и Россией. ИГИЛ - Турции больше не нужен.


В итоге, поставив крест на способности ДАЕШ удержать буфер в приграничных с Турцией районах, от курдских атак, Эрдоган заручившись поддержкой России и выторговав содействие у США нанес удар по Джераблусу. Цель которого состояла в том, чтобы не позволить отрядам курдской самообороны первыми нанести удары по террористам, и занять приграничную территорию.


Восток – не Россия. И оценивать происходящие там события нашими мерками, было бы ошибочно. В частности, не смотря на то, что официально, большинство стран Ближнего Востока не поддерживает операцию Турции, осуждает и критикует, на деле, никто из них, ни Иран, ни Ирак, ни Турция, ни Сирия не заинтересованы в создании курдского государства и с плохо скрываемым одобрением смотрят на происходящее.


Таким образом, на отношениях с Россией данный турецкий инцидент никак не скажется.

Геополитическая партия, продолжается...


RoSsi BaRBeRa