27.12.2015




Сегодня внимание мирового сообщество, несомненно, обращено к Сирии, где вот уже почти пять лет идет кровопролитная война. Правительственные войска вынуждены вести бескомпромиссную борьбу с различными террористическими группировками. С 30 сентября Россия по просьбе президента Сирии начала наносить точечные авиаудары по объектам этих группировок. Как сирийский народ воспринял российскую военную операцию против террористов, каковы перспективы политического урегулирования конфликта в Сирии? На эти и другие вопросы «Красной звезды» отвечает Чрезвычайный и Полномочный посол Сирийской Арабской Республики в России Рияд ХАДАД.


– Как в Сирии восприняли российскую военную операцию? Поддерживает ли её сирийский народ?


– Как уже известно, коалиция, возглавляемая США, показала свою неэффективность в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство». Кроме того, стало понятно, что США не намерены уничтожить ИГ, а надеются использовать эту группировку против неугодных для Вашингтона режимов на Ближнем Востоке. В связи с этим по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада Президентом России Владимиром Путиным была создана истинная коалиция, действующая против ИГ в рамках российской инициативы по борьбе с терроризмом. Результатом этого стало оказание помощи сирийской армии со стороны Военно-космических сил России для реального уничтожения позиций ИГ на территории Сирии.
Что же касается сути военной операции, то могу сказать, что это очень чёткая операция с использованием высокоточного оружия, которое достигает позиций именно вооружённых террористических группировок. Если говорить о психологическом аспекте участия России в уничтожении ИГ, то оно более чем позитивно и оказывает большое положительное влияние на сирийский народ. Участие России способствует поднятию боевого духа вооружённых сил Сирии, а также духа всего сирийского народа, который борется против террористов на протяжении уже более четырёх лет.
С началом военной операции ВКС России, многие наши граждане стали инициативно писать на стенах своих домов: «Да здравствует Россия!», «Да здравствует президент Путин!» Женщины в освобождённых сёлах снимают паранджу, которую на них надевали насильно боевики ИГ. Сирийцы выходят на улицы и выражают свою радость и благодарность России, российскому народу и президенту Владимиру Путину.

– Есть ли у вас информация, каковы успехи сирийской армии, поддерживаемой российскими ВКС, в борьбе с террористами?


– Сегодня наша армия успешно продвигается в районе второго по значимости города Халеба, освободила несколько селений, располагающихся недалеко от главной дороги, соединяющей Дамаск с Халебом. Кроме того, наша армия смогла освободить практически все сёла в провинции Хомс. В данный момент она успешно освобождает сёла в провинции Латакия. Считаю, что сейчас наступил некий переломный момент в военных действиях сирийской армии против террористов, а именно – переход от защиты к нападению. Хочу сказать, что успехи нашей армии соответствуют эффективной работе ВКС РФ в Сирии.

– Как руководство Сирии относится к идее Франсуа Олланда об объединении сирийской армии и части вооружённой оппозиции в борьбе с «Исламским государством»? Готова ли сирийская армия объединиться с силами оппозиции?


– Что касается Франции, то я знаю: французы хотят присоединиться к нам, чтобы воевать против ИГ. Но мы предупреждаем, что любые действия иностранцев даже против вооружённых террористических группировок должны координироваться с сирийской армией и правительством Сирии. И, соответственно, любое иностранное вмешательство без согласия нашего правительства считается агрессией, направленной против суверенитета нашей страны.
Теперь что касается оппозиции: то в нашем понимании не существует оппозиции, которая держит оружие в руках и воюет против законного правительства. Каждый, который держит оружие и воюет против официальной сирийской армии, считается террористом, и, соответственно, все вооружённые группировки считаются террористическими. Заявления некоторых западных лидеров, в том числе и президента США Барака Обамы, о том, что якобы существует умеренный и неумеренный терроризм, для нас абсолютно неприемлемы.
Чем отличается умеренный террор от неумеренного? Умеренный террорист, скажем так, режет голову справа налево, а неумеренный – слева на право? Разница ведь только в этом.
Что касается объединения оппозиции с сирийской армией, то у нас существует понятие национального примирения. Например, в некоторых районах провинции Хомс, а также в районах провинции Дамаск было принято решение о прекращении боевых действий. Вооружённые группировки в этих районах сдали оружие. По решению президента Сирии Башара Асада те, кто не хотел больше воевать, получали амнистию и были освобождены. Те же, кто хотел воевать против терроризма, официально вошли в состав сирийской армии. Вот то, что мы понимаем под объединением усилий некоторых вооружённых группировок с нашей армией.

– Что вы думаете о роли Турции в сирийском кризисе? Какое ваше мнение относительно намерений президента Турции по созданию так называемых зон безопасности в Сирии?


– Турция выбрала «грязную» роль по отношению к сирийскому кризису. Анкара практически полностью открыла нашу общую сирийско-турецкую границу протяжённостью около 900 километров для проникновения террористов из всех стран мира. И эту нечистоплотную роль она играет до сих пор. Конечно, много турецких интересов было нарушено после присоединения ВКС России к военным действиям на территории Сирии. Выражая недовольство российскими действиями против ИГ в Сирии, Турция сбила российский самолёт Су-24. Что касается создания зон безопасности, то им не удастся это осуществить, поскольку соответствующие планы уже провалились. Кроме того, Сирия никогда не признает легитимность подобных зон и будет бороться против их создания.

– Каковы, с вашей точки зрения, перспективы политического урегулирования конфликта в Сирии?


– С первого дня наше правительство рассчитывает на усиление политического трека урегулирования кризиса в САР. И наши друзья в России помогают нам в этом: они предложили множество инициатив и предоставили много возможностей для политического урегулирования. Мы полностью координируем свои действия с ними. Координация действий России и Сирии помогла в выявлении истиной картины происходящего на территории Сирии – это международный терроризм. Поддержка России была и остаётся одной из главных причин стойкости народа Сирии в борьбе с терроризмом.

Политическое урегулирование в САР должно опираться на несколько пунктов: во-первых, сохранение территориальной целостности и суверенитета страны. Нельзя ни в коем случае допустить расчленения Сирии. Целостность и суверенитет невозможно осуществить, если мы не покончим с террористами. Таким образом, первый этап – полностью ликвидировать терроризм. Во-вторых, сохранение государственности страны, её институтов, которые более четырёх лет боролись против терроризма. И третий пункт – не допустить никакого внешнего вмешательства при определении будущего нашей страны. Все должны знать, что только сирийский народ имеет право определить свою судьбу и выбирать своё руководство. Всё это можно осуществить путём межсирийского диалога. На перечисленные главные пункты и нужно опираться для осуществления политического урегулирования.

Правительство Сирии работает над этим. В результате происходит множество национальных примирений, о которых я уже говорил, эти примирения переходят из города в город и число их с каждым днём увеличивается. Создаётся благоприятная почва для межсирийского диалога.

В завершение хотел бы поблагодарить вас, вашу газету и в вашем лице весь российский народ и руководство России за неустанную помощь и поддержку Сирии не только в гуманитарной, но и в военной, экономической и политической сферах.


Автор
Анна ПОЛЯКОВА