Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 10 октября 2013 года
1993-10-10-2013


  • К визиту Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Бельгию
    14-15 октября состоится рабочий визит Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Королевство Бельгия. В программе – полномасштабные переговоры с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Бельгии Д.Рейндерсом, в ходе которых стороны обсудят весь спектр вопросов двусторонних отношений, а также обменяются мнениями по ключевым проблемам международной повестки дня. Эта уже вторая встреча руководителей внешнеполитических ведомств России и Бельгии в текущем году – 27-28 января состоялся первый рабочий визит главы бельгийского МИД в Москву.

    В ходе пребывания в Брюсселе С.В.Лавров также выступит с речью в Королевском институте международных отношений – одном из наиболее авторитетных в Западной Европе политологических центров.Предстоящий визит будет особым - в текущем году наши страны отмечают 160-летие установления дипломатических отношений. За это время российско-бельгийские связи вышли на уровень стратегического партнерства.
    Бельгия – надежный деловой партнер Российской Федерации. Двустороннее экономическое сотрудничество укрепляется, несмотря на то, что в 2012 г. под воздействием неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры объем российско-бельгийского товарооборота снизился на 2,7%, по сравнению с 2011 г., составив 11,3 млрд.долл. США. Вместе с тем за первые 6 месяцев 2013 г. этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 7,4% и составляет 5,9 млрд.долл. США. Российский экспорт вырос на 13,7% и достиг почти 4 млрд.долл. США.
    Развивается инвестиционное сотрудничество. Бельгийские фирмы, приходящие на российский рынок, создают высокотехнологичные предприятия, инвестируют значительные средства в производственные мощности. В целом в России успешно работают около 250 бельгийских компаний.
    Российские предприятия также продолжают осваивать бельгийский рынок, растет число крупных российских инвесторов. На основе Декларации о партнерстве в целях модернизации, подписанной в Брюсселе 8 декабря 2010 г., расширяется модернизационное сотрудничество. Развиваются связи между инновационными компаниями, а также научно-исследовательскими центрами Москвы, Обнинска, Димитровграда, Нижнего Новгорода и исследовательским центром Бельгии в области ядерных технологий.
    Недавно возобновились межпарламентские контакты, пауза в которых была связана с политическим кризисом в Бельгии. В конце сентября - начале октября нынешнего года в Брюсселе по приглашению бельгийского Парламента с визитом побывала депутатская группа Государственной Думы по взаимодействию с парламентами стран Бенилюкс.

    О визите Министра иностранных дел Республики Гондурас М.М.Агуэро де Корралес

    12-16 октября состоится первый в истории российско-гондурасских отношений официальный визит в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Республики Гондурас г-жи М.Агуэро де Корралес, в рамках которого 14 октября запланировано открытие Посольства Гондураса в России.В ходе предстоящих переговоров Министра иностранных дел России С.В.Лаврова c М.Агуэро де Корралес предполагается обсудить перспективы активизации российско-гондурасских связей на различных направлениях, прежде всего в торгово-экономической сфере, укрепления договорно-правовой базы. Стороны также обменяются мнениями по ряду актуальных проблем международной и региональной повестки дня.
    По итогам переговоров планируется подписание Совместного заявления министров иностранных дел России и Гондураса.
    В ходе пребывания в Москве М.Агуэро де Корралес проведет встречи в ТПП России и Национальном комитете содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки, в которых примут участие представители гондурасских и российских деловых кругов.
    С целью активизации связей по линии высших учебных заведений России и Гондураса г-жа М.Агуэро де Корралес планирует встретиться с руководством и выступить перед студентами и преподавателями Российского Университета дружбы народов.

    О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Высоким представителем Генсекретаря ООН по Альянсу цивилизаций

    17 - 22 октября в Москве будет находиться Высокий представитель Генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций (АЦ) Н.Насер. Планируется его прием Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. Состоится также встреча Н.Насера с заместителем Министра Г.М.Гатиловым.
    Будет обсужден широкий спектр вопросов, связанных с продвижением тематики межкультурного и межрелигиозного диалога на международной арене. Стороны проведут обстоятельный обмен мнениями по основным направлениям работы Альянса цивилизаций.
    Особое внимание будет уделено участию России, ее неправительственного сектора, научного сообщества в этой действующей под эгидой ООН международной структуре. В частности, речь пойдет о дальнейшем расширении сотрудничества нашей страны с АЦ в рамках положений Национального плана Российской Федерации по развитию отношений с Альянсом, одобренного Президентом России в 2009 г., а также реализации инициатив по активизации такого сотрудничества, выдвинутых рядом наших НПО.

    О визите в Москву Министра иностранных дел Словении К.Эрьявеца

    15-17 октября в Российской Федерации будет находиться заместитель Председателя Правительства, Министр иностранных дел Республики Словении К.Эрьявец для участия в качестве сопредседателя в 10-м заседании Межправительственной Российско-Словенской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
    16 октября планируется беседа с ним Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, на которой будут обсуждаться актуальные вопросы двусторонней повестки дня и международная проблематика.

    О роли ООН в работе по химразоружению Сирии

    7 октября Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в строгом соответствии с российско-американскими договоренностями в Женеве и резолюцией СБ 2118 представил Совету Безопасности ООН рекомендации в отношении роли Организации в программе инспектирования и уничтожения химического оружия в Сирии.
    Согласно предложениям Генсекретаря должна быть учреждена совместная миссия ОЗХО/ООН во главе со спецкоординатором (на уровне заместителя Генсекретаря ООН), который будет подотчетен Генсекретарю ООН и Гендиректору ОЗХО.
    В соответствии с мандатом всю профильную техническую работу будет выполнять ОЗХО. ООН, в свою очередь, отводится вспомогательная роль, предусматривающая, главным образом, оказание координационной поддержки деятельности ОЗХО, обеспечение безопасности, логистики, иформационного сопровождения и администрирования.
    Следует отметить, что требования резолюции СБ ООН 2118 о взаимодействии с международным присутствием обращены не только к правительству САР, но и к оппозиции, а также региональным странам, которые призваны не допустить попадания химоружия в руки негосударственных игроков.
    Москва поддерживаетпредложения Генсекретаря ООН, которые выдержаны в русле положений резолюции СБ 2118 и решения Исполнительного совета ОЗХО.
    Рассчитываем, что наряду с реализацией программы по уничтожению сирийского химического оружия, международные усилия будут активизированы и на политико-дипломатическом треке урегулирования кризиса в САР через созыв международной конференции по Сирии («Женева- 2») ориентировочно в середине ноября с.г., как было условлено на встрече мининдел государств «пятерки» постоянных членов СБ с Генсекретарем ООН 27 сентября в Нью-Йорке.
    В настоящее время создан хороший базис для работы инспекторов. Повторю, решение Исполсовета ОЗХО и резолюция СБ ООН 2118, которые были приняты 27 сентября, направлены на то, чтобы перевести кризисную ситуацию в Сирии в политико-дипломатическое русло. Напомню также, что эти решения по постановке под международный контроль сирийского химического оружия с его последующим уничтожением приняты во многом благодаря инициативным шагам России совместно с американскими коллегами.

    О ситуации по химразоружению Сирии

    Достигнутые в Женеве российско-американские договоренности о постановке под международный контроль сирийского химического оружия и его последующем уничтожении, которые были закреплены 27 сентября решением Исполсовета ОЗХО и резолюцией Совета Безопасности ООН 2118, позволили перевести кризисную ситуацию вокруг Сирии в политико- дипломатическое русло.
    Вместе с тем мы не питаем иллюзий, что процесс уничтожения сирийского химоружия будет проходить гладко, поскольку ряд объектов по его хранению может находиться в районах боевых действий. Многое будет зависеть от поддерживающих вооруженную оппозицию стран, их активной работы с ее представителями, направленной на прекращение огня на период инспекций ОЗХО в местах расположения объектов по хранению химоружия. Исходим из обязательности выполнения резолюции СБ ООН 2118 не только правительством Сирии, но и оппозиционными силами, в том числе, в отношении ответственности за обеспечение сохранности и физической безопасности химарсеналов.
    Убеждены, что только незамедлительные и конкретные шаги со стороны международного сообщества в поддержку совместных усилий Сирии и ОЗХО позволят успешно решить поставленную задачу - уничтожить сирийское химоружие в первой половине 2014 г. Позитивным шагом в этом направлении является то, что СБ ООН сегодня, 10 октября, должен согласовать основные параметры совместной миссии ОЗХО и ООН в Сирии. Это в свою очередь даст возможность странам, в том числе и России, более предметно оценить возможности их участия в процессе сирийской химдемилитаризации. Россия, со своей стороны, готова оказывать помощь и Техническому секретариату ОЗХО. Так, мы уже направили Гендиректору Организации, в компетенцию которого входит вопрос формирования инспекционных групп, список из 13 российских экспертов.


    О текущей ситуации в Ливии

    Обстановка в Ливии остается сложной. События сегодняшнего дня, связанные с похищением премьер-министра Ливии А.Зейдана и его последующим освобождением, еще раз показывают, насколько небезопасна ситуация в этой стране и хрупка та стабильность, о которой нередко говорят наши западные партнеры. На этот счет у нас иллюзий нет. Как известно, в связи с эвакуацией персонала временно приостановлена деятельность российской дипмиссии в Триполи.
    Продолжает поступать тревожная информация о новых столкновениях между группировками, вооруженных нападениях на гражданские и военные объекты. Буквально сутки спустя после завершения выезда на Родину сотрудников российской дипмиссии в Триполи пришли известия о нападении боевиков на блокпост ливийской армии в районе Тархуны (100 км к югу от ливийской столицы), в результате которого 15 военнослужащих погибли.
    С учетом сохраняющейся нестабильности внутриполитической обстановки к вопросам возобновления деятельности нашей дипмиссии в Триполи будем подходить взвешенно и комплексно. Ливийские власти заверили нас, что необходимые меры для обеспечения безопасности Посольства России уже принимаются. Когда мы удостоверимся, что приемлемые условия для работы наших дипломатов в Ливии созданы, можно будет определить сроки их возвращения в страну. Кроме того, ожидаем от Правительства Ливии проведения тщательного расследования нападения на наше диппредставительство в Триполи. Его исполнители и организаторы должны быть наказаны.

    Что касается Е.Д.Устюжаниновой, которая обвиняется ливийскими правоохранительными органами в убийстве гражданина Ливии, то новыми деталями расследования мы пока не располагаем. Надеемся, что сможем получать информацию через группу дипломатов, которые на период приостановки работы российского Посольства в Триполи переведены в соседний Тунис.


    О приостановке вещания в Литве «Первого Балтийского канала»

    В Москве не остались незамеченными начатое в Литве расследование в отношении «Первого Балтийского канала» в связи с показом в передаче «Человек и закон» авторского репортажа о событиях 13 января 1991 г. и приостановка одной из литовских компаний вещания этого канала.
    Очевидно, такая неадекватная реакция на сюжет о событиях тех дней в Вильнюсе - тогдашней столице Литовской ССР - свидетельствует, что для властей этой республики не существует иной истории, кроме той, которую они придумывают сами. Активно насаждаемое ими мифотворчество, главным образом в вопросах, связанных с пребыванием Литвы в составе СССР, направлено на искоренение там любого инакомыслия.
    В этом контексте репрессивные меры, предпринимаемые в отношении «Первого Балтийского канала», наглядно демонстрируют, в какой степени в Литве готовы придерживаться универсальных правочеловеческих стандартов, в том числе в области свободы СМИ, а также истинный уровень развития демократии в стране, которая председательствует в настоящее время в ЕС и позиционирует себя «проводником» демократических преобразований на постсоветском пространстве.



  • Из ответов на вопросы СМИ
    Вопрос: Ведутся ли переговоры между Москвой и Стокгольмом о заключении двустороннего договора об усыновлении? Вчера Министр иностранных дел Швеции выразил надежду, что для 13 российских детей, в отношении которых уже начат процесс усыновления, будет найдено решение. Делает ли российский МИД что-либо для этих детей?
    Ответ:Между Россией и Швецией пока не заключено двустороннее соглашение, регулирующее вопросы усыновления. По инициативе российской стороны возможность подписания такого документа обсуждалась со шведскими партнерами в ходе рабочей поездки Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахова в Стокгольм в октябре 2012 г. Официального ответа на наше предложение пока не поступало.
    Возникающие практические вопросы усыновления российских детей гражданами Швеции, равно как и гражданами других стран, решаются в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и относятся к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации и подведомственных ему структур, а также российских судебных органов.
    Насколько мне известно, на прошлой неделе коллеги из Посольства Швеции в России провели раунд консультаций в Минобрнауки, где им разъяснили порядок функционирования механизмов усыновления российских детей в иностранные семьи. Будем надеяться, что реакция из Стокгольма поступит в обозримом будущем. Проблему надо решать цивилизованным способом - путем закрепления договоренностей в двустороннем соглашении или протоколе о сотрудничестве в этой области. Россия подписала немало подобных документов с зарубежными странами – можно найти приемлемую модель, проконсультировавшись с нашим ведущим в этой сфере ведомством.
    Сегодня я вряд ли смогу проинформировать о состоянии дел по 13 ожидающим усыновления детям. Наши коллеги в Минобрнауки смогут, вероятно, прояснить эту ситуацию.
    Вопрос: Проводил ли МИД России контакты с внешнеполитическим ведомством Швеции по этой теме?
    Ответ: Я о таких контактах не слышал.
    Вопрос: Международная реакция на задержание активистов «Greenpeace» очень негативная. Голландия собирается судиться с Россией, «Greenpeace» подает жалобу в ЕСПЧ. Не говорит ли это о том, что действия России в этом деле чересчур строгие? Зачем Москве такой шум?
    Ответ: Шум, конечно, не нужен. По-нашему глубокому убеждению, действия судна «Арктик Санрайз», которое шло под флагом Нидерландов, угрожали безопасности платформы и шли в нарушение международных норм. Нам известно об инициативе голландской стороны провести арбитражное расследование и гипотетически готовились к такому варианту.
    4 октября Нидерланды подали запрос в Международный арбитраж. Голландские партнеры представили нам свои аргументы и документы, которые сейчас изучаются. Хочу сказать, что арбитражное рассмотрение подобных случаев предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
    Хотел бы обратить Ваше внимание на реакцию Президента Российской Федерации В.В.Путина по данному сюжету и высказывания Министра иностранных дел С.В.Лаврова в интервью телеканалу «Russia Today» от 8 октября.
    Вопрос:Какие на данный момент имеются препятствия для проведения конференции «Женева-2»? Если не получится объединить всю сирийскую оппозицию за столом переговоров в Женеве, насколько может быть эффективной такая конференция?
    Ответ: На наш взгляд, ситуация с составом участников конференции очень непростая, особенно в части сирийской оппозиции. Мы абсолютно уверены, что Правительство Сирии определило участников своей делегации, которая будет уполномочена вести переговоры с оппозицией. Что касается оппозиционного крыла, то здесь гораздо больше вопросов, чем ответов. По сути, это – главное препятствие. Пока неясен состав делегации от оппозиции на конференции в Женеве, поскольку некоторые страны пытаются сформировать эту делегацию только на основе «Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил Сирии», что, на наш взгляд, не будет отражать весь спектр оппозиционных сил, присутствующих не только в Сирии, но и за рубежом.
    В принятой недавно Советом Безопасности ООН резолюции (2118), касающейся не только химического разоружения, но и перспектив созыва женевской конференции по Сирии, четко сказано, что состав участников будущих переговоров должен отражать весь спектр политических сил сирийского общества. Представляется, что «Национальная коалиция» вряд ли может претендовать на такую роль. Убеждены, что есть целый ряд других крупных оппозиционных группировок, действующих в Сирии и выдвигающих достаточно трезвые лозунги о начале национального диалога. Я имею в виду Национальный координационный комитет, Высший совет курдов и целый ряд других. Рассчитываем, что оппозиционные делегации все-таки будут сформированы, будут готовы ехать в Женеву и вести диалог с правительством, и мы сможем конкретно договариваться об организационных условиях конференции.
    Вопрос:Как бы Вы прокомментировали недавние заявления Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема о том, что сирийские власти не признают «Нацкоалицию» и не будут вести с ней переговоры в Женеве? Не является ли это предварительным условием?
    Ответ:Я не слышал о таком заявлении. Скорее, это интерпретация СМИ. Наоборот, в заявлении г-на В.Муаллема в ходе его пребывания в Москве, неоднократно публично подтверждалась готовность сирийского правительства вести переговоры с любыми силами оппозиции, выступающими за национальный диалог, прекращение кровопролития и создание условий для перехода к формированию институтов будущей сирийской власти. Все мы должны оставаться на согласованной платформе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., которое четко поставило задачу запуска национального диалога между правительством и всеми силами оппозиции. Соглашения, которые должны достигаться при согласии всех сторон, призваны вести к формированию переходного управляющего органа, который будет наделен всеми исполнительными полномочиями на переходный период до общенациональных выборов.
    Такова логика, которая, на наш взгляд, уже никем не оспаривается. Самая главная задача сейчас – убедить умеренную оппозицию, которая готова к диалогу и не ставит, в отличие от радикалов и джихадистов, задачу продолжения вооруженной борьбы ради свержения нынешнего строя. С последними вряд ли будет установлен диалог, о чем в своем интервью телеканалу «Russia today» сказал Министр С.В.Лавров.
    Вопрос:Можно ли сказать, что, если вся оппозиция не соберется, конференция не состоится?
    Ответ:Не стоит заранее прогнозировать негативный сценарий. Сейчас перед всеми стоит более широкая задача. Вряд ли кто-то ставит под сомнение саму идею конференции. Но мы исходим из того, что у оппозиции есть обязательство создать дееспособную команду, которая будет в состоянии договариваться и решать сложные задачи будущего Сирии. Будем на это надеяться - иначе ситуация примет необратимый и разрушительный характер не только для Сирии, но и всего региона. Ради этой задачи уже сформировался достаточно устойчивый международный консенсус, в том числе через резолюцию СБ ООН 2118.
    Вопрос: Продолжат ли сотрудники Посольства России в Ливии, находящиеся сейчас в Тунисе, заниматься делами А.Шадрова и В.Долгова? Переданы ли эти дела в гражданский суд? Во время визита в Москву глава МИД Ливии говорил о намерении решить проблему задержанных россиян. Были ли продолжены контакты по этому вопросу?
    Ответ: Наши дипломаты занимаются и будут заниматься, несмотря на удаленность от ливийской территории.
    Сегодня хотел бы напомнить хронологию последних событий. В августе с.г. Высший военный трибунал Ливии отменил приговоры, вынесенные в отношении А.Ф.Шадрова и В.В.Долгова в связи с вступлением в силу нового закона, запрещающего военным судам рассматривать дела гражданских лиц. В сентябре досье россиян были направлены в генеральную прокуратуру для подготовки нового обвинительного заключения для гражданского суда. Дело будет рассматриваться апелляционным судом г.Триполи. По нашей информации, процесс еще не начался.
    Как мы уже ранее сообщали, в сентябре с.г. Триполи посетила российская межведомственная делегация, которая провела переговоры с представителями ливийских министерств и правоохранительных органов по поводу путей урегулирования данной проблемы. Эту тему 10 сентября в Москве обсуждал Министр иностранных дел России С.В.Лавров со своим ливийским коллегой М.Абдель-Азизом. Проговаривались возможные практические шаги на данном направлении. В их числе и планируемый визит в Москву межведомственной ливийской делегации. Судя по всему, этот визит пока откладывается, учитывая ситуацию в Ливии.
    Особо подчеркну, что дипломаты, которые остались в Тунисе после эвакуации Посольства России в Триполи для поддержания контактов с ливийскими властями, будут держать на строгом контроле развитие ситуации с арестованными в Ливии россиянами. Они уже связывались с представителями ливийских компетентных органов, а также администрацией г.Зинтан, где находятся А.Ф.Шадров и В.В.Долгов, и получили заверения, что наши соотечественники - в безопасности. Их можно будет посетить при первой возможности после возвращения в Ливию российских дипломатов.
    Вопрос (от корреспондента телеканала НТВ):Не могли бы Вы еще раз прокомментировать ситуацию с инцидентом вокруг российского дипломата Д.А.Бородина? Удовлетворен ли МИД России извинениями нидерландской стороны?
    Ответ:Пользуясь случаем, хотел бы сначала поздравить телекомпанию НТВ с 20-летием со дня основания. Знаю, что вас уже поздравил Президент России В.В.Путин. На сайте МИД России опубликовано приветствие Министра иностранных дел С.В.Лаврова. Желаю успехов и новых удач.
    Этот инцидент возмутителен по своей сути. Как Вы знаете, мы заявили решительный протест голландским властям в связи с нарушением дипломатической неприкосновенности советника-посланника Посольства России и его жилища, а также совершенно нетерпимыми действиями сотрудников полиции. Потребованы извинения и объяснения случившегося, а также наказание всех, кто допустил этот проступок.
    Вопрос об этом инциденте прозвучал в ходе пресс-конференции Президента В.В.Путина в Индонезии, на который был дан понятный и прямолинейный ответ - российская сторона ждет объяснений и извинений. Вчера извинения поступили - имело место признание определенной части вины голландских властей. Это было сделано Министром иностранных дел Нидерландов в форме извинения Послу России от лица руководства государства.
    Теперь мы ждем от голландских коллег обстоятельных объяснений случившегося, которые, как нам было сказано, могут поступить в самое ближайшее время в виде официальной ответной ноты с изложением версии голландской стороны произошедшего. Очень хотелось бы рассчитывать, что это произойдет до конца текущей недели, после чего мы будем анализировать представленную версию, вступать в контакт с голландскими партнерами и решать эту проблему.
    Никто не ставит вопрос о каком-то особом давлении на Гаагу. Однако то, что произошло, переходит грань любого дипломатического этикета: нарушены все права человека, а самое главное – положения Венской конвенции о дипломатических сношениях, что, с точки зрения международного общения, совершенно недопустимо вещь. Прискорбно, что все это происходит на фоне завершающего этапа «перекрестных Годов» России и Нидерландов, а также ряда других связанных с этим мероприятий. Будем рассчитывать, что голландское руководство правильно проанализирует возможные последствия своих неправовых действий, и мы найдем выход, который не будет отягощать наши дальнейшие взаимоотношения с этим крупным европейским партнером.
    Вопрос: Как бы Вы оценили результаты выборов в Азербайджане и состояние двусторонних отношений? Останутся ли они в прежнем русле после очередного избрания И.Г.Алиева на третий президентский срок?
    Ответ: Президент России В.В.Путин уже поздравил с переизбранием И.Г.Алиевателеграммой, в которой все сказано. Думаю, никаких кардинальных изменений в наших отношениях не произойдет - будут только улучшения. Азербайджанский лидер победил на выборах с колоссальным перевесом, и это является подтверждением его политического авторитета и огромного влияния в обществе. Между Россией и Азербайджаном налажено многогранное взаимодействие во всех областях. Новый президентский срок И.Г.Алиева поможет нам выйти на качественно новый уровень стратегического партнерства.
    Вопрос: В конце июля с.г. из-за действий российских пограничников погибли 4 украинских рыбака. На каком этапе находится расследование этого уголовного дела? Когда виновные будут привлечены к ответственности? Пятый рыбак остался жив и сейчас его пытаются судить за браконьерство. Объясните, на каком основании это делается, исходя из того, что Азовское море – это море общего пользования, и оно не является российской территорией?.
    Ответ:Эта тема неоднократно обсуждалась по линии внешнеполитических ведомств России и Украины. Проводились консультации между консульскими службами наших стран. На прошлой неделе вопрос затрагивался на уровне статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина и первого заместителя Министра иностранных дел Украины Р.М.Демченко. Сейчас проблемой занимаются прокуратуры двух государств.
    К сожалению, инцидент с такими тяжелыми последствиями очень политизирован на Украине, и я вполне понимаю тональность Вашего вопроса. Мы надеемся, что через контакты и диалог нам удастся решить проблему, но не в ущерб братским отношениям с Украиной.
    Ваш вопрос должен быть адресован прокуратуре, которая занимается обстоятельствами случившегося.
    Вопрос: На прошедшей неделе завершился саммит АТЭС. Как прошли российско-японские встречи в ходе этого мероприятия на высшем уровне и по линии глав внешнеполитических ведомств? Каковы перспективы дальнейшего наращивания и углубления двустороннего диалога?
    Ответ:Я бы порекомендовал посмотреть оценки Президента России В.В.Путина перед его встречей с Премьер-министром Японии С.Абэ.
    В ближайшее время мы все увидим активную фазу двустороннего диалога. Забегая вперед, скажу, что в формате «2+2» в Токио планируется очень важная встреча. Кроме того, ведется широкий диалог между ведомствами, по линии парламентов наших стран. То, что лидеры в этом году встречаются часто, – хороший показатель. У нас большие перспективы не только в области экономического сотрудничества и инвестиционного взаимодействия, но и духовного сближения народов. Президент России В.В.Путин во вступительном слове на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС говорил о проектах, которые сейчас реализуются, и дал понять, что это далеко не предел нашего экономического сотрудничества с таким крупным соседом, как Япония.
    Предлагаю Вам поставить этот вопрос «в режим ожидания». В ближайшее время у нас будет повод суммировать происходящее в наших двусторонних отношениях.
    Вопрос: Складывается такая картина, что по мере приближения саммита «Восточного партнерства» появляются новые точки напряжения между Россией и Евросоюзом. Сегодня прошла информация о том, что Еврокомиссия начала процедуру против России в отношении пошлин на ввоз автомобилей европейского производства. Недавно было заявлено о возможном наложении штрафа на «Газпром» в размере 15 млрд. долл. США. Европарламент и Еврокомиссия осудили Россию за давление на Украину, Молдову и Литву путем введения различных экономических санкций. Насколько саммит «Восточного партнерства», предстоящее подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС и парафирование аналогичного соглашения с Молдовой могут повлиять на отношения России и Евросоюза в целом?
    Ответ: А у меня будет к Вам вопрос: почему Вы суммируете негатив и подводите под свою логику факты негативного свойства? Вы пытаетесь сделать вывод, что в нашем диалоге с Евросоюзом есть какие-то необратимые процессы, которые могут привести к совсем иному результату, осложнить наши отношения. Есть ведь и другая картина, которая имеет более глубокую стратегическую перспективу, что закреплено во многих совместных документах. Я не скрываю, что накопление сложных проблем продолжается. После вступления нашей страны в ВТО между Россией и Евросоюзом возникают проблемы, которые требуют решения. Это нормальный процесс. Главное, чтобы он принимал не политизированный характер, а выражался в профессиональных и экспертных формах. Тогда найдутся и решения. ВТО и ее тарифная политика созданы для того, чтобы вести дело к унификации форм торговли не только в масштабах Европы, но и в глобальном измерении.
    Что касается «Восточного партнерства», Президент России и Министр иностранных дел не раз говорили, что цель наших действий не в том, чтобы оказывать давление на эти страны, а в том, чтобы защитить собственный рынок после присоединения к механизмам ассоциации с Европейским союзом. В результате этого могут пострадать многие совместные проекты. Мы просто предупреждаем о возможных мерах, которые будем вынуждены предпринять после подписания этими странами соглашений об ассоциации.
    Данную тему журналисты постоянно пытаются обострять, а политикам приходится все ставить на свои места и говорить о том, что, несмотря на проблемы, есть много областей сотрудничества, позволяющих говорить о развитии стратегических отношений с нашими европейскими коллегами. И этого никто не отрицает. Политизированность многих тем наступает во многом благодаря журналистским усилиям. Россия – часть Европы, и в экономической сфере у нас колоссальные возможности. Ведется широкий политический диалог. Мы идем на предстоящий саммит (с ЕС) с пониманием того, что это позволит еще больше диверсифицировать наше сотрудничество по самым разным направлением.
    Необходимо видеть не только проблемы, но и преимущества, которые получают страны-члены ЕС и Россия, тесно взаимодействуя и решая крупные экономические и политические проблемы.
    Вопрос: Выражает ли МИД России беспокойство по поводу бюджетного кризиса в США? Когда могут пройти переговоры В.В.Путина и Б.Обамы, несостоявшиеся в Индонезии. Есть ли какие-то перспективы проведения российско-американских встреч? В чем могут состоять негативные последствия кризиса в США для России?
    Ответ: На этот вопрос очень целостно ответил Президент России в ходе своей пресс-конференции по итогам саммита АТЭС в Индонезии. Конечно, нас и все мировое сообщество волнуют экономические и финансовые трудности США. Повторю тезис Президента: - нам не нужны встречи ради встреч. У нас с американскими коллегами идет очень интенсивная работа по различным направлениям».
    Мы подтвердили приглашение Президенту США Б.Обаме посетить Россию с визитом. У нас вызвала непонимание и разочарование информация о том, что его планировавшийся на начало сентября визит в Москву был отложен. К этой встрече лидеров России и США готовился большой пакет документов: двусторонние соглашения, президентское заявление о стратегической перспективе развития двусторонних отношений, ряд сегментных договоренностей. Работа по их подготовке велась очень активно. Будем рассчитывать, что усилия потрачены не зря и процесс завершится успешно.
    Вопрос: Не могли бы Вы уточнить, каковы особенности процесса уничтожения химического оружия Сирии? Будет ли оно вывозиться? Многие эксперты считают, что процесс уничтожения зависит от того, находится ли химарсенал в Сирии в виде компонентов или в форме оружия. Если в виде компонентов, то его уничтожение возможно вплоть до середины 2014 г.
    Ответ: Мы таких выводов не делали. На похожий вопрос отвечал Президент России на пресс-конференции на о. Бали – советую ознакомиться с его оценками.
    Технологически, конечно, это очень трудная задача, поскольку не вся территория Сирии контролируется правительством, которое добровольно и в ускоренном режиме присоединилось к Конвенции (о запрещении химоружия) и приняло на себя все обязательства. В настоящее время ни у кого нет претензий по темпам и качеству процессов, происходящих в рамках реализации обязательств Сирии по КЗХО.
    В качестве примера могу подробнее рассказать об этапах. Относительно технологии затрудняюсь ответить – этот вопрос нужно адресовать специалистам, которые работают в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), находятся в Сирии и приступили к реализации задач, вытекающих из решения Исполнительного совета ОЗХО. По темпам проведения работ к Дамаску никаких вопросов нет. Как и планировалось схемой поездок, на 1 октября на место прибыли первые группы специалистов, в составе 19 сотрудников Технического секретариата ОЗХО и 16 представителей Секретариата ООН. На повестке дня - последовательный запуск следующих фаз по выполнению решений ОЗХО. А именно - ознакомление с «химической» инфраструктурой Сирии. Международные инспектора уже начали работу на объектах хранения химического оружия. Запущен процесс вывода из строя мощностей, использовавшихся в производстве химического оружия - он должен завершиться к 1 ноября.
    Как уже ранее говорилось, уровень сотрудничества Дамаска с международными структурами высокий и не вызывает вопросов ни у экспертов, ни у штаб-квартир ОЗХО и ООН. К примеру, в Дамаске образован и начал функционировать национальный орган по исполнению положений КЗХО.
    Следует отметить, что рассматриваемая ситуации совершенно нестандартна. Во-первых, применяется Конвенция, которая еще не вступила в силу, а во-вторых, это происходит на территории, которая больше напоминает крупный очаг напряженности и поле боевых действий.
    Если говорить о дальнейших практических шагах, то все будет зависеть от результатов работы инспекционных групп, которые будут действовать по трем направлениям: проверка информации, переданная властями Сирии в Технический секретариат ОЗХО, безопасность инспекционных команд и наблюдение за действиями сирийцев по реализации плана уничтожения химического оружия.
    Сегодня наиболее актуальной задачей является приведение в нерабочее состояние с последующим уничтожением к 1 ноября с.г. объявленного Сирией оборудования для производства химического оружия, а также установок для смешения его компонентов. Приоритет здесь - обеспечение безопасности, т.к., по предварительной информации, объекты находятся в районах контролируемых оппозицией.
    Подчеркну, что точность исполнения решений, принятых СБ ООН и Исполнительным советом ОЗХО, будет зависеть и от позиции оппозиционных группировок, поддерживающих контроль над отдельными территориями.

    МИД России | 10/10/2013 | Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 10 октября 2013 года