• Apr. 15th, 2013 at 8:34 PM С.Филатов






Сегодня состоялась пресс-конференция министров иностранных дел Росси и Финляндии по итогам визита в Россию министра иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя.
Сергей Лавров ответил, в частности, на вопрос по теме громкого приезда в Москву помощника президента США.
Замечу, что сегодня же Эркки Туомиойя прочел очень интересную - практически сенсационную - лекцию в рамках проекта "Золотая коллекция" журнала "Международная жизнь".
Опубликую в блоге, как только будет материал - он сейчас расшифровывается.
Итак, на пресс-конференции прозвучало следующее:
"Вопрос: Каковы результаты сегодняшней Вашей встречи с помощником Президента США Т.Донилоном? Было ли передано послание российскому руководству? Как Вы можете охарактеризовать российско-американские отношения после публикации «списка С.Магнитского»?
С.В.Лавров: Сегодня утром я встречался с помощником Президента США по национальной безопасности Т.Донилоном. Скажу, что его непосредственный партнер – Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев.
Исходим из того, что послание, которое Т.Донилон привез от Президента США Б.Обамы Президенту России В.В.Путину, будет передано в ходе его бесед в Кремле.
Что касается состояния двусторонних отношений, то мы услышали как от Т.Донилона, так и от Дж.Керри, с которым я беседовал несколько дней назад в Лондоне, что они хорошо понимают негативное воздействие целого ряда факторов на российско-американский диалог.

Среди этих факторов – «список С.Магнитского», продолжающиеся проблемы с усыновленными в США российскими детьми (совсем недавно был вскрыт новый случай издевательства над приемной девочкой Л.Фильчук, который добавился к списку, не становящемуся короче), неприемлемое обращение с россиянами, которых похищают, нарушают их права, и многое другое.
Дж.Керри и Т.Донилон мне сказали, что Администрация Б.Обамы понимает, мягко говоря, «раздражающий эффект» таких проявлений на российско-американские отношения и будет предпринимать меры для снятия этих раздражителей.
Посмотрим. Будем судить по делам, а не по словам.
И еще насчет слов и дел.
Вчера смотрел новостные программы, в которых комментировалась ситуация вокруг «списка С.Магнитского» и нашего «списка Гуантанамо». Среди прочих свою оценку дал сенатор Дж.Макговерн – один из наиболее активных сторонников дальнейшего ужесточения «списка С.Магнитского» и нагнетания напряженности в наших отношениях в целом.
Когда корреспондент его спросил: не станет ли этот список «вечным» раздражителем, учитывая бессрочный характер соответствующего закона и необходимость ежегодно обновлять соответствующий перечень фамилий, он, ничтоже сумняшеся, ответил: «Ну почему же «вечный» раздражитель? Вот русские все выполнят, что мы от них требуем, и отменим этот закон».
Я тут же вспомнил, что произошло с предтечей «закона имени С.Магнитского» – поправкой Джексона-Вэника, которая, напомню, была введена, чтобы «наказать» Советский Союз за нежелание разрешать евреям эмигрировать из СССР.
Проблема была снята в 1992 г., и все, кто хотел, уехали, а многие стали уже возвращаться. Но поправка Джексона-Вэника, несмотря на то, что все необходимые для ее снятия условия были выполнены, действовала еще практически 20 лет.
Повторю, судить будем по делам, а не по словам.
Одновременно и Дж.Керри, и Т.Донилон подчеркивают желание не допустить, чтобы подобные раздражители заслоняли стратегический характер взаимодействия между Российской Федерацией и США и мешали продвигаться более быстрыми темпами в торгово-экономической и инвестиционной сферах, которые – как подчеркнули Б.Обама и В.В.Путин на своей встрече в июне 2012 г. в Лос-Кабосе – являются приоритетными.
Американские коллеги не хотят, чтобы данные факторы отрицательно повлияли на наше двустороннее сотрудничество в международных делах, включая борьбу с терроризмом, наркотрафиком, распространением ОМУ, содействие урегулированию кровопролитных конфликтов и другие темы.
Россия всегда открыта к сотрудничеству с США при понимании, что оно должно быть равноправным и опираться на взаимный учет интересов и невмешательство во внутренние дела.
При соблюдении этих даже не условий, а цивилизованных норм поведения, закрепленных в международном праве, мы будем готовы рассматривать любые вопросы.
И, конечно же, понимаем значение российско-американского взаимодействия для стратегической стабильности и вообще международных отношений.
Но снятие проблем, которые в последнее время множатся между двумя странами, является для нас задачей номер один, поскольку речь идет в большинстве случаев об отношении к нашим гражданам.
А по этому показателю мы будем судить об отношении к нашему государству и стране в целом".