“Expressen”,
Ссылка на оригинал

13.02.13



Перевод со шведского







ТРИ ЧЕЛОВЕКА, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ



РУКОВОДИТЕЛЬ СТРАНЫ С 1999 ГОДА

Владимир Путин, 60 лет, стал российским президентом в третий раз с 1999 года. Пользуется поддержкой населения за то, что вернул России уважение на международной арене, однако подвергается критике за авторитарную манеру управления. Начинал карьеру еще в советской службе безопасности КГБ.


НОВЫЙ МИНИСТР ОБОРОНЫ

Сергей Шойгу, 57 лет. Министр обороны с ноября 2012 г. Прежде был генералом армии и министром по чрезвычайным ситуациям (1991-2012). Приобрел популярность во время устранения последствий наводнений, землетрясений и терактов. В прошлом году несколько месяцев был губернатором Московской области.


НАЧАЛЬНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

Валерий Герасимов, 57 лет. Начальник генерального штаба и заместитель министра обороны с ноября прошлого года. Прошел последовательно все должности сначала в советской, а потом - в российской армии. Отличился как командир во время войны с сепаратистами в Чечне.
-----------------------------------------------

Россия сообщила об инвестициях в закупку вооружений примерно на 5 000 миллиардов крон, в то время как Швеция сможет оборонять стратегически важный Готланд только силами ополчения.
На этом фоне снова разгорелась дискуссия на тему безопасности Швеции.
Государственные чиновники и эксперты по внешней политике обсуждают в условиях новой сложившейся ситуации, как вести себя с большим и сильным соседом, обладающим империалистическими амбициями и непривлекательным режимом.
Участники разговора пришли к единому мнению, что российские планы простираются на 10 лет вперед, и что какой-либо серьезной угрозы Швеции не существует, но, тем не менее, они отмечают, что положение может быстро измениться.

Россия в бешенном темпе наращивает свой военный потенциал. Владимир Путин в прошлом году пошел на выборы с обещаниями рекордных по объему инвестиций в оборону, прежде всего в постройку 2300 новых танков. Такие предвыборные обещания направлены на местный электорат, воспринимающий с одобрением стремление вытащить Россию из «унижения» после краха Советского Союза более чем двадцатилетней давности и теперь президент в полной мере готов выполнить их.

Военные эксперты настроены скептически, что русские действительно в состоянии выполнить свои амбициозные планы, однако подчеркивают - даже если будет достигнута малая толика на пути их реализации, то всё равно это будет означать серьезное укрепление военного потенциала.

По сравнению с прежним периодом российские вооруженные силы усилили свое присутствие в близлежащих районах. В прибалтийских странах, а также в Северной Норвегии, отмечается сильная активизация российской авиации. Тональность высказываний российских официальных лиц стала более безапелляционной. Когда прежний начальник генерального штаба Николай Макаров прошлой осенью прибыл с визитом в Хельсинки, он в резких выражениях предостерег Финляндию от сближения с НАТО, что вызвало сильное волнение в кругах финского руководства.

Председатель комитета по обороне в Риксдаге, депутат от социал-демократов Петер Хульквист заявил:
- Россия за три года увеличит свой военный бюджет с 2,9 до 3,9 процентов от ВВП. Они заказывают постройку новых кораблей и самолетов и перестраивают свою армию в современную организацию. Они к 2020-2050гг. усилят свой военный потенциал, даже если не выполнят своего плана. Мы должны занять свою позицию по отношению к сложившейся ситуации. Нам нужно балансировать. В то же время мы видим, что режим в России становиться всё более авторитарным. Высокий уровень национализма, отрицательное развитие общественных отношений и увеличение военного потенциала - мне кажется, всё это не очень хорошо.

Петер Хультквист подчеркивает, что Швеция должна не только усиливать свою оборону, но и развивать другие отношения с Россией. Как это делают в Норвегии, где «концентрируются и на военной составляющей и на развитии двухсторонних отношений».
- Нам нужно работать как с позиции твердой, так и мягкой внешней политики. Это две стороны одной монеты. Ведь дипломатия, торговля и культурные обмены – также чрезвычайно важны для обеспечения безопасности, - заявляет он.

Депутат Риксдага от Умеренной партии Матс Йоханссон этой весной выпускает книгу «Холодная война 2.0», где он, по его словам, описывает «как произойдет возрождение Холодной войны в новом варианте».

- Русские создают виртуальную угрозу. Они предостерегают страны типа Швеции и Финляндии от вступления в НАТО. Это предварительная дипломатическая война, Россия достаточно однозначно дает понять, что в её планы не входит расширение НАТО, - считает депутат, - они поменяли коммунизм на империализм. Поставили на повестку дня возрождение империи, защиту своей метрополии путем территориальной экспансии. Никто не верил, что Россия в 2008 г. сможет напасть на Грузию. Им довольно безнаказанно удалось провести войну посреди Европы, отделить две автономные республики и посодействовать победе своих кандидатов на выборах в Грузии и на Украине.Матс Йоханссон отмечает, что и Финляндия, и Прибалтика, по российской военной доктрине, относятся к зоне влияния России. Он утверждает, что одной из целей российской стратегии является раскол прибалтийских республик, в первую очередь – Латвии, в которой самое большое число представителей русского меньшинства.
Бу Хюгемарк, полковник в отставке и автор публикаций по вопросам внешней политики, согласен с тем, что российская активность в первую очередь направлена против Латвии и других прибалтийских государств.
Он говорит, что нападение на Швецию «маловероятно», однако Швеция, согласно так называемой декларации солидарности от 2009г., поможет и странам ЕС и приграничным государствам, если те подвергнутся агрессии и получит от них помощь, в случае, если нападению подвергнется сама Швеция.
- Нам необходимо сделать декларацию солидарности реально действующим инструментом политики, только тогда мы в состоянии оказать помощь. Мы находимся в ситуации, которая может в любой момент стать опасной. Не для Швеции, а для Прибалтики, - заявил Бу Хюгемарк, - а на месте командующего российских войск, начинающих операцию по вторжению в Прибалтику, я бы сначала высадился на Готланде. С Готланда удобно будет противодействовать доставке подкрепления в Прибалтику. Ведь на сегодняшний момент мы не сможем защитить Готланд. Там у нас только ополчение.
Также Бу Хюгемарк предостерегает от «усилившейся в военном отношении России с реваншистскими тенденциями и авторитарным правлением»:
- Это может произойти быстро. Никто не верил в начале лета 2008 г, что Россия нападет на Грузию.
Фредрик Вестерлунд, внешнеполитический аналитик НИИ Общей обороны (FOI), видит множество препятствий на пути роста российского военного потенциала.
- Громадные затраты, распространение коррупции и серьезные внутренние проблемы – факторы, которые могут стать помехой задуманному.
Есть все основания для такого развития событий. Российский военный потенциал, скорее всего, увеличится в последующие годы, даже если мала вероятность того, что русские добьются своих целей, - считает он, - у меня очень большие сомнения касательно финансирования задуманного плана и касательно специалистов, которые будут работать над его воплощением. Я скептически оцениваю возможности ВПК справиться с поставками вооружения в войска. Нет однозначного предположения, во что выльется реформирование вооруженных сил. Возможно даже, что отсутствует политическая воля для этого. Тогда перевооружение прекратится. Вопрос заключается в том, продолжат ли они его или будут довольствоваться тем, что есть. У России множество проблем, но начавшаяся реформа Минобороны закладывает основу для увеличения военного потенциала на перспективу.

Фредрик Вестерлунд заявляет, что российский ВПК стал пробуксовывать. Он говорит, что запланированный переход на частично контрактную службу в войсках будет сложно воплотить в жизнь, в первую очередь по экономическим причинам и что добиться цели довести количество военных до 1 миллиона – будет сложно, если не продлить срок службы, что не будет пользоваться популярностью.
Он утверждает, что коррупция заключается не только в том, что исчезают деньги, но в том, что политические решения не выполняются.

Мария Энгстрём из Университета Упсалы изучает неоконсерватизм в России. Именно подобные идеологические течения в сочетании с повышением обороноспособности заставляют многих наблюдателей говорить о новой русской угрозе.

- В России присутствует дух реваншизма. То, что сначала все видели лежащим в руинах после распада СССР, теперь может снова стать империей, - полагает она, - существуют два основных консервативных течения. Представители первого хотят создать Евразию, союз России с бывшими советскими республиками, намерены сотрудничать с Францией и Германией против США. Сторонники другого придерживаются позиции более чистого русского национализма, без примесей интернационализма. Идет противостояние великорусского империализма с русским национализмом. Обе доктрины обладают агрессивной риторикой и снова стремятся сделать Россию великой державой.