• Feb. 15th, 2013 at 1:17 AM С.Филатов






В МИД РФ состоялся брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича. В частности, были прокомментированы некоторые международные вопросы.
О развитии ситуации в Сирии
Внутренняя конфронтация в Сирии, к сожалению, не ослабевает. В последние дни незаконными вооруженными формированиями было предпринято очередное «решающее контрнаступление на Дамаск», на этот раз с северо-восточного направления с целью прорваться в центр города. Атака была отбита. Потерпев неудачу, боевики организовали серию террористических актов в столице, а также в провинциях Идлиб, Хама, Хомс. Они продолжали подрывы ТЭС, газопроводов, трансформаторных подстанций и линий электропередачи.
Зафиксированы столкновения между самими экстремистами – близкой к «Аль-Каиде» организации «Джабхат ан-Нусра» и салафитской группировкой «Лива Хатыб Мустафа» в г.Маадамия недалеко от Дамаска.
Непросто идет поиск путей преодоления сирийского кризиса. Исходим из необходимости использовать все возможности для прекращения любого насилия и кровопролития и запуска политпроцесса.
Важную роль по-прежнему отводим усилиям спецпредставителя ООН/ЛАГ Л.Брахими, которые мы неизменно поддерживаем.
Путь к надежному урегулированию в Сирии пролегает через налаживание широкого межсирийского диалога. Принципиальная готовность к нему, прозвучавшая в известных заявлениях главы «Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции» А.Хатыба получила заслуженно позитивные оценки.
Сейчас главное – предоставить сторонам шанс договориться, продвинуть участников конфликта к пониманию необходимости отказа от предварительных условий и движения вперед на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Его одобренная консенсусом формула всем хорошо известна и не содержит предварительных требований.

Считаем, что любые барьеры нужно оставить в стороне и как можно скорее начать контакты между правительством и оппозицией.
12 февраля Министр национального примирения А.Хейдар публично подтвердили готовность правительства Сирии к диалогу с оппозицией без предварительных условий.
Российская сторона продолжит интенсивную работу со всеми сторонами конфликта и «внешними игроками», всесторонне содействуя тому, чтобы не упустить открывающиеся шансы и поддержать настрой на поиск развязок.

Об итогах министерской встречи «Группы поддержки и наблюдения за ситуацией в Мали»
5 февраля в Брюсселе по инициативе ЕС и под председательством Афросоюза, ЭКОВАС и ООН состоялась третья министерская встреча международной «Группы поддержки и наблюдения за ситуацией в Мали». В центре внимания были вопросы имплементации «дорожной карты» по скорейшему восстановлению демократии и конституционного порядка в этой стране.
Дискуссия продемонстрировала близость подходов к обстановке в Мали, включая поддержку французской военной операции и необходимость скорейшей передачи основной ответственности за урегулирование малийского кризиса африканским силам в рамках операции АФИСМА.
По общему мнению, в случае эффективного завершения военной операции в Мали международному сообществу необходимо готовиться к непростому постконфликтному урегулированию, весьма длительному процессу стабилизации и национального примирения.
В ходе встречи в Брюсселе были изложены российские подходы. В частности, было указано, что с возникновения кризиса Россия последовательно высказывалась за его скорейшее разрешение, недопущение территориальной дезинтеграции Республики Мали. Приоритетная роль во внутрималийском урегулировании должна принадлежать самим малийцам.
Как постоянный член СБ ООН Россия поддержала резолюции 2071 и 2085, акцентировав, что преимущество должно отдаваться не военным, а политическим методам нормализации обстановки.
Россия поддержала предпринятую Францией военную операцию «Сервал», направленную на нейтрализацию и последующую ликвидацию радикальных исламистских группировок, деятельность которых была чревата формированием опасного очага международного терроризма в Сахаро-Сахельской зоне.
Российская сторона по-прежнему открыта для конструктивного международного взаимодействия по малийской проблематике.
На двусторонней основе предоставляем Республике Мали помощь в укреплении национальных вооруженных сил и правоохранительных органов. Оказываем гуманитарное содействие. Намерены делать это и впредь.
Очередное министерское мероприятие в рамках «Группы поддержки и наблюдения за ситуацией в Мали» планируется на март с.г. в Бамако.

Затем Александру Лукашевичу были заданы вопросы, на которые он, в частности, ответил:
Вопрос: "На прошлом брифинге Вы анонсировали визиты четырех министров иностранных дел арабских государств и Генерального секретаря ЛАГ 20 февраля с.г. в рамках работы первой сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества.
В последние дни специальный представитель Президента России по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов сделал ряд заявлений относительно визитов сирийской оппозиции, в частности, лидера «Национальной коалиции» оппозиционных сил Сирии А.Хатыба, а также Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема.
Известны ли уже даты их визитов в Россию? Кого еще из представителей сирийской оппозиции ожидают в Москве? Может ли такое произойти, что сирийский вопрос будет обсуждаться не с каждым в отдельности, а со всеми заинтересованными сторонами вместе? Возможны ли встречи между В.Муаллемом и сирийской оппозицией? Можно ли предположить, что в Москве будет создана такая площадка?"
Ответ: "Готов подтвердить слова М.Л.Богданова. Было сказано, что если противоборствующим сирийским сторонам будет удобно встретиться в Москве, мы готовы этому способствовать. Об этом очень часто говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров, комментируя сирийские события. Приглашение А.Хатыбу, переданное им в Мюнхене, остается в силе. Посмотрим, как отреагирует лидер «Национальной коалиции».
Сирийская тема будет одной из основных в рамках Российско-Арабского Форума сотрудничества. Хотел бы еще раз напомнить, что первая сессия Форума пройдет 20 февраля в Москве, в Особняке МИД России. Планируется выход к прессе. Тема арабо-израильского урегулирования также будет одной из центральных.
Мы работаем над согласованием даты визита Министра иностранных дел Сирии в Россию. Пока точные сроки не определены, поэтому говорить об этом сегодня преждевременно. Надеюсь, визит состоится в ближайшее время.
Относительно гипотетических вариантов встречи на московской «площадке» лидеров сирийской оппозиции и представителей правительства Сирии могу сказать – нам хотелось бы, чтобы такой диалог начался как можно скорее. Но пока, как мы видим, не все просто. Г-н А.Хатыб по-прежнему увязывает начало контактов с целым рядом условий, что усложняет процесс выхода на оптимальные формы.
Женевское коммюнике определило главную задачу – начало межсирийского диалога между правительством и оппозицией без каких-либо предварительных условий. Это позволит определить формат и параметры «переходного управляющего органа», который будет наделен полномочиями для проведения выборов, подготовки конституции и формирования новых структур власти САР.
Сегодня я уже говорил о заявлении госминистра по делам национального примирения Сирии А.Хейдара, которое показывает готовность сирийских властей запустить переговорный процесс с оппозицией без предварительных условий. Кто будет представлять оппозицию, с какими подходами она согласится вести диалог, покажет ближайшее будущее. Мы предложили свои услуги, а сторонам выбирать место.
Самое главное – включить механизм, а где – это уже вторично".

Вопрос: "Сегодня Президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин заявил, что компания возобновляет переговоры с Ливией по старым проектам и, возможно, будет искать новые. Что известно МИД по поводу возобновления экономического взаимодействия между Россией в Ливией? Есть ли в МИД России информация о сумме «замороженных» контрактов в Ливии?"
Ответ: "Не буду комментировать заявление, сделанное руководством РЖД. Подтвержу лишь, что этот вопрос активно освещался нами в последнее время. Хочу привлечь внимание к ответу Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в одном из последних интервью на вопрос о том, как ливийская сторона относится к восстановлению экономического сотрудничества с Россией. Интерес, действительно, есть, в том числе в нефтегазовой сфере. Рассчитываем, что сотрудничество будет развиваться по восходящей".

Вопрос: "Вчера некоторые СМИ со ссылкой на руководство сирийской оппозиционной коалиции сообщили, что катарские власти передали представителям оппозиции здание посольства Сирии в Дохе. Заместитель Генерального секретаря ЛАГ раскритиковал это решение и сказал, что Лига не рассматривает возможность передачи посольств Сирии представителям оппозиции. Как Вы расцениваете такой шаг катарских властей с точки зрения Венской конвенции?"
Ответ: "Во-первых, мне необходимо посмотреть на первоисточник: не на интерпретацию СМИ, а на конкретные формулировки. Комментировать различные СМИ – худший способ правильно сформулировать позицию.
С точки зрения международных норм, есть субъект международного права, член ООН – Сирийская Арабская Республика. Поэтому зарубежное имущество не может передаваться каким-то непонятным «объединениям» и «коалициям»".

Вопрос: "Из различных источников периодически приходится слышать, что российские граждане, как сирийского происхождения (то есть постоянно проживающие в Сирии), так и выходцы из российских мусульманских регионов принимают участие в боевых действиях в Сирии. Располагает ли МИД России такой информацией? Отслеживается ли она, чтобы не допустить применения полученных там боевиками навыков на территории России?"
Ответ: "Было бы хорошо, если бы Вы дали хотя бы наводку, в каких СМИ появлялись такие сведения. Мне знакомы некоторые репортажи, в которых содержится общая посылка – кто-то что-то видел, слышал, говорил, но конкретных статистических выкладок нет. Будем признательны за «подпитку» фактурой".