2012-10-27 Станислав Тарасов, regnum.ru
Иракские источники сообщили о вероятной встрече в Москве президента России Владимира Путина с главой местной администрации иракского Курдистана Масудом Барзани. В этой связи иракская газета "Ад-Дастур" сообщает, что во время недавнего визита в Ирак замминистра иностранных дел России, представителя российского правительства на Ближнем Восток Михаила Богданова было передано приглашение главы России двум официальным лицам Ирака посетить Москву.

В Москве уже побывал с визитом глава правительства Ирака Нури аль-Малики. Правда, известный эксперт по курдской проблематике Юрий Набиев предполагает, что во время встречи с российским руководством аль-Малики предпринял попытку не только наладить военно-техническое сотрудничество между Ираком и Россией (был подписан контракт на поставку российского оружия на сумму свыше $4 млрд) но и "будет уговаривать Путина не приглашать в Москву лидера Курдистана Барзани и аннулировать контракт "Газпром нефти" в регионе". Кстати, то же самое аль-Малики делал с США, когда обращался к Обаме с просьбой не принимать Барзани и расторгнуть контракт ExxonMobil в Курдистане. Добавим к этому другое важное обстоятельство: Багдад поддерживает Сирию, считает, что кризис в этой стране должен решаться только политико-дипломатическими средствами, продолжает поставки нефти и нефтепродуктов в Сирию по ирако-сирийским нефтепроводам вопреки давлению со стороны Запада и Турции. Более того, иракский премьер аль-Малики заявил, что "Ирак стремится ускорить свой экономический рост", и "надеется на то, что "российские партнеры помогут нам строить новую экономику".

Это означает, что Ирак превращается из объекта в субъект мировой политики, пытается выстраивать в регионе устраивающий его баланс сил и оттесняет Турцию. Более того, Багдад, похоже, пытается использовать Москву в качестве некоего посредника в урегулировании спорных проблем между автономным Иракским Курдистаном и центральными властями Ирака. Речь, в первую очередь, идет о распределении нефтегазовых зарубежных инвестиций и доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов из Иракского Курдистана. В свою очередь Москве преподносится "курдская карта", которую, при желании, можно разыграть в целях укрепления ее позиций в регионе. Сейчас в конкретных условиях налаживающийся диалог между Россией и Ираком действительно открывает новые перспективы в урегулировании сирийского кризиса в сторону мирного сценария. Кстати, неслучайно и то, что после визита аль-Малики в Москву, в Багдаде было принято решение "немедленно перейти к решению существующих проблем "начать диалог с Эрбилем с целью разрешения существующих спорных вопросов". При таком ходе событий визит в Москву главы местной администрации иракского Курдистана Масуда Барзани становится объективной реальностью.

В то же время пока нюансы осуществляемой новой геополитической расстановки сил на Ближнем Востоке не совсем очевидны. "С этой точки зрения, происходящее в последнее время в регионе хорошо объясняется наличием определенных интересов, если пристально присмотреться к тому, кто посещает, осуществляет переговоры и о чем договаривается с США и Россией, - пишет в этой связи турецкая Milli gazete. - С одной стороны, приходит новость о договоренности между США и Ираном о посредничестве в ядерных разработках, с другой о совместных американо-израильских учениях. Или недавний визит иракской делегации в Москву с последующим заключением 4-х миллиардной оружейной сделки. И сейчас же Путин приглашает Барзани, лидера курдского Северного Ирака, посетить Россию. Складывается ощущение, что США и Россия договорились поделить между собой регион сообразно своим интересам. Может быть, разумным объяснением всему происходящему в регионе является тезис, что они решили "миссию" Турции выполненной, а теперь мирно между собой разрешают конфликт интересов в регионе?". Если предположение турецкой газеты хотя бы в некоторой степени соответствует действительности, то выстраивается и другой логический информационный ряд.

На днях директор израильского МИД, экс-посол Израиля в Анкаре Пинхас Авив заявил, что "развитие событий в Сирии повлияет как на Израиль, так и на Турцию", и поэтому две страны "должны отложить проблемы в сторону и вместе взглянуть на будущее". Большинство турецких СМИ оценили этот ход Тель-Авива как попытку "организовать переговоры с Турцией с целью восстановления отношений между двумя странами". Кстати, ранее Израиль по неофициальным каналам уже направлял Турции предложения об урегулировании конфликта. Но они отвергались Анкарой. Поэтому возникает вопрос: "Почему именно сейчас Израиль стал проявлять желание сесть за стол переговоров с Турцией для поиска решений проблем без предварительных условий и требований друг к другу?". Израиль не делает секрета из того, что его политика в отношении Сирии основывается на так называемом разведывательном мониторинге. Поэтому есть основания предполагать, что предложение Турции о переговорах является следствием, прежде всего, выявленной устойчивости режима Башара Асада. Но теперь, как сообщает издание Asia Times, налицо возникновение реальной угрозы вовлечения в сирийский кризис Ливана, где шиитское движение "Хезболла" обладает заметной силой, в том числе военной. В этой связи США и Израиль могут приступить к реализации нового оперативного плана с целью нейтрализации в Ливане шиитского движения "Хезболла" и роли Сирии в качестве посредника между "Хезболлой" и Ираном. Сирию могут вывести из этой "игры". Не стоит забывать, что в начале прошлого года - в самом начале развития сирийского кризиса - США уже выступали с предложением Сирии о возобновлении переговоров с Израилем. Такое предложение может быть возобновлено. Но для того, чтобы выполнить намеченную операцию, Израилю необходимо увлечь Турцию новой комбинацией: заставить выступить ее в роли блокирующей системы в отношении возможностей Тегерана, минуя Дамаск, влиять на события в Ливане. Более того, Тель-Авив, видимо, полагает, что это позволит ему предложить Анкаре компенсирующий акт, связанный с инцидентом морского конвоя "Флотилия свободы", чтобы вывести ее из сирийского кризиса с "достойным лицом".

Напомним, что отношения между Турцией и Израилем испортились зимой 2008-2009 годов после израильской операции в Секторе Газа и зашли в тупик после перехвата в мае 2010 года международного морского конвоя "Флотилия свободы", в который входило турецкое судно "Мави Мармара". В ходе операции израильского спецназа погибли граждане Турции. Анкара потребовала от Тель-Авива принесения публичного извинения за этот инцидент, чего до сих пор не последовало. Поэтому израильская инициатива была отвергнута Анкарой. Пресс-секретарь турецкого МИДа Сельджук Унал повторил известные предварительные турецкие условия, после выполнения которых нормализация отношений станет возможной: извинения за рейд израильских коммандос на корабле "Мави Мармара", компенсации семьям погибших, и "снятие блокады сектора Газа". Но это только пока, поскольку в Турции есть политики, которые уверены, что Турции, разругавшейся со всеми, с кем только можно, необходимо готовиться к самым неожиданным геополитическим сюрпризам в регионе. Что же касается курдской автономии в Ираке, то, как пишет турецкая газета Yeni Safak, Турция недооценила способности Масуда Барзани "вести игру", создать ситуацию, которая оказывает влияние на весь ход событий в регионе. Сначала он выстраивал союз с Турцией, теперь считает необходимым действовать совместно с Башаром Асадом. Вывод, который вытекает из всего сказанного: если Барзани прибудет с визитом в Москву, то у него состоится не только интересный разговор с лидерами России, но и произойдет упрочение легитимности курдской проблемы. А Турции, как пишет член профессорско-преподавательского состава Отделения международных отношений Университета Гиресун, доктор Гектюрк Тюйсюзоглу, следует задуматься о том, какие действия предпринять, чтобы сохранить свое заметно пошатнувшееся региональное влияние.

Подробнее: Kurdistan.Ru [статьи] Зачем Путину Барзани?