18.05.2016

Согласно прогнозу Министерства экономразвития, спад российской экономики в годовом исчислении в первом квартале 2016-го года должен был составить 1,4%. Западные агентства сочли тогда это заявление чересчур оптимистичным и предсказывали глад, хлад, мор и падение на 2-4% в зависимости от степени пессимизма того или иного эксперта. Цифры по первому кварталу были опубликованы после майских праздников, и можно подводить определенные итоги. В первые три месяца 2016 года экономика оказалась лишь на 1,2% меньше, чем в аналогичный период 2015-го. То, что российские финансисты были ближе к истине, чем их заморские коллеги, в итоге вынуждено было признать и агентство Блумберг, предсказывавшее в свое время 2%-й спад.



Стабилизация российской экономики – факт, с которым трудно спорить. Западные хэдж-фонды, которые поверили российскому правительству, а не американским экспертам, и рискнули вложить деньги в Россию, сейчас считают прибыли. С начала 2015-го года они заработали в среднем 29% на своих инвестициях. Серьезно выросли и биржевые котировки: если в начале 2015-го индекс ММВБ составлял менее 1500 пунктов, то в декабре 2016-го уже 1750, а сейчас около 1900 – это лучший показатель с начала кризиса. РТС растет медленнее, но и этот индекс сейчас выше, чем год назад.


О снижении ставок по потребительским кредитам до 22,9% - 14,9% объявил и Сбербанк, тем самым демонстрируя, что крупнейший банк страны смотрит на будущую платежеспособность граждан с оптимизмом.

Российская экономика с честью выдержала как обрушение цен на нефть, так и санкционный удар и начинает восстанавливаться.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев еще в марте предсказал рост ВВП, начиная с третьего квартала этого года. В годовых цифрах, если средние цены на нефть будут около 40 долларов за бочку, то ВВП останется примерно на том же уровне, что и в 2015-м. При 50 долларах экономика покажет некоторый рост и, таким образом, можно будет говорить о полном преодолении кризиса. Смог выдохнуть и российский Минфин, текущий бюджет сверстан как раз из расчета среднегодовой цены в 50 долларов. Более того, ведомство смогло вернуться к 3-летнему планированию бюджета.


Не в последнюю очередь российской экономике помогла стабилизация нефтяного рынка. Стабильные, пускай и не очень высокие цены на нефть в районе 40-50 долларов гораздо выгоднее для российской экономики, чем эта аритмия. С одной стороны, такая цена не позволяет урезать расходы, с другой - не расслабляет "лишними" доходами.



Скачки цен на основной экспортный товар в принципе очень плохо влияют на любую экономику. Нефть активно растет – инвесторы бросаются скупать российские акции, «черное золото» начинает дешеветь и игроки моментально выводят свои деньги, оставляя нас разгребать проблемы от раздутого ими и лопнувшего пузыря. Как тот же Минфин может заниматься трехлетним планированием, если невозможно предсказать динамику нефтяных цен хотя бы на месяц вперед?


Кроме того, российское руководство сделало верные выводы из предыдущего кризиса 2008-го года и не повторило ошибок, допущенных тогда. Вспомните ситуацию в моногородах восемь лет назад, когда вся страна внезапно узнала о существовании города Пикалево в Ленинградской области. В 2015-м году, даже на пике кризиса, подобные истории не повторились. Да, сейчас почти все экономические агенты «упали», но при этом лоб себе никто не расшиб. А в ряде отраслей, напротив, заметен существенный рост. В своих прогнозах эксперты основывались именно на сравнениях с реакцией российской экономики на кризис 2008-го. Не учтя того, что российское руководство умеет учиться и не собирается дважды наступать на одни и те же грабли. Поэтому-то реальная ситуация оказалась более оптимистичной, чем прогнозировалось. Вот и рубль с начала года укрепился по отношению к доллару на 11% и демонстрирует лучший рост, чем другие валюты развивающихся стран.


На протяжении всех нулевых, за исключением периода активной фазы мирового финансового кризиса, нефть активно дорожала. Нефтяные и газовые компании реинвестировали полученные деньги в самих себя: строили газопроводы, НПЗ и новые буровые. Государство свою долю употребило на обновление различное инфраструктуры: новые мосты и дороги. Российский народ потихонечку богател, активно рос уровень потребления, особенно в крупных городах. При этом другие сферы экономики оказались несколько заброшены. Добывать и продавать дорогую нефть было проще и гораздо выгодней, чем развивать что-нибудь еще.

Нельзя сказать, что вообще ничего не делалось – у России в этот период появилось более-менее приличное автомобильное производство, пускай и под западными брэндами. Развивались космическая и авиационная сферы, фармацевтика и другие отрасли.

Но, тем не менее, основные силы были брошены именно на нефть и газ. Это даже нельзя назвать ошибкой. Если картошка стоит 100 долларов, а помидоры – 2 доллара, то, очевидно, что львиную долю вашего приусадебного участка займет именно первый продукт.



И разговоры о том, что когда-нибудь цены рухнут, вряд ли повлияют на вашу дачную политику – тем более, нужно тогда вырастить и продать как можно больше картофеля сейчас. А что дальше делать, думать будем потом. На этой нехитрой мысли, в принципе, строится вся современная либеральная модель, которой Россия, как и большая часть мира, продолжает придерживаться: страна должна производить то, что у нее лучше всего получается, а остальное можно и закупить на стороне. Всякое же импортозамещение и госрегулирование рынка, согласно правилам глобального рынка, — это забава и глупость, которая только отвлекает силы. Здравое зерно в этих рассуждениях, конечно, есть, но подобная модель поведения делает страну слишком зависимой от внешней конъюнктуры и чужих «мыльных пузырей», на чем за последние 10 лет мы «погорели» уже дважды – в 2008-м и в 2014-м. И вполне можем погореть и в третий раз, если цены на нефть вернутся к 120 долларам. Человек – существо неисправимое, а уже человек-капиталист тем более. Он всегда будет вкладывать свой труд и деньги в ту сферу, где они принесут максимальную отдачу.


Так что, повторю, в среднесрочной перспективе стабильные цены в 40-50 долларов без резких колебаний выгодны для страны. За последние два года у нас совершенно самостоятельно начали развиваться целые отрасли производства. Два года назад мы закупали «Сапсаны» и «Ласточки» у Германии, теперь сами продаем поезда для метро венграм. Два года назад мы импортировали множество продуктов, сейчас мы более-менее закрыли свои потребности и готовы начать импорт на другие рынки. Прекрасный рост еще на 6,7% еще в 2015-м году показала химическая промышленность. Производство сельхозтехники также было заметно увеличено. И таких примеров немало, а будет еще больше. Главное - не расслабляться и не ждать у моря погоды, то есть 120 долларов за баррель.


Россия, выдержав холодный душ от обрушения цен на нефть, получила отличный урок и шанс в относительно комфортных условиях преодолевать трудности и выстраивать относительно самостоятельную экономику, без отрыва от международного рынка и с опорой на богатые внутренние ресурсы. Надо только не ныть, а работать.


http://politrussia.com/e...