20.07.2015г.


Как мы все знаем, суровые экономические санкции европейских государств уже совсем скоро в клочья порвут экономику РФ и вынудят Влада Путина снова покупать эстонские шпроты. Санкции продлены ещё на полгода.



Совсем недавно меня спрашивали в комментариях, что на Украине позитивного, не может же быть, чтобы всё было плохо. А я, честно говоря, не мог вспомнить ничего, кроме проигрыша сборной РФ по хоккею в чемпионате мира. Зато теперь я знаю, что отвечать: Европа объявила экономическую войну России. И совсем не важно, что потери ЕС от этих самых санкций в ближайшей перспективе оцениваются в 100 млрд евро и 2 млн рабочих мест. Ведь весь мир в сплотился в едином порыве, общечеловеческие ценности и украинская демократия превыше всего. И шпроты. Стоп, не весь мир?

Так санкции или сотрудничество?

Собственно то, о чём пойдёт дальше речь, было очевидно и раньше. Но удачно навёл фокус относительно недавний ПМЭФ, а некоторые вещи мы услышали из первоисточника, а не из мнящих себя первоисточником либеральных СМИ. Экономические санкции, организатором которых в прошлом году выступили США, ими самими трактуются весьма вольно. Что в общем разумно: кто правила устанавливает, тот их затем и трактует. Но против кого же тогда санкции в действительности направлены — против РФ или против ЕС?
Как сообщает К. Комаров (замглавы компании «Росатом», сотрудничество в области атомной энергетики между США и РФ не прекращалось. Все контракты выполняются, прорабатывается возможности для заключения новых.
Слово Ч. Болдену, главе НАСА: «У НАСА отличное сотрудничество с Роскосмосом». Совместная работа на МКС продлена до 2024 года. Потому что РФ согласилась её продлить.
Даже представитель Белого дома Д. Эрнест говорит, что РФ и США могут «эффективно работать вместе, несмотря на имеющиеся разногласия». Одному из разногласий остаётся только обиженно сопеть в бесплодном ожидании «джавелинов».
Слово американскому бизнесу

Есть санкции, а есть стратегические экономические интересы — такова текущая повестка. Это особенно хорошо видно, если сравнить срезы новостей по запросу «США РФ» за декабрь-январь и за май-июнь. Всего за полгода риторика меняется кардинально. И не только по ту сторону океана. По словам главы Минприроды С. Донского, японские инвесторы рассматривают несколько проектов сотрудничества с РФ в газовой сфере. В частности — газопровод РФ-Япония.

Ну а упомянутый уже ПМЭФ стал не только площадкой, на которой было заключено контрактов почти на 300 млрд рублей, но и своего рода возможностью для представителей американского бизнеса высказаться начистоту:

«Мы соблюдаем закон в виде санкций, но всё, что за пределами, - наше: будем встречаться с кем и когда захотим… Хотите запретить встречаться с Путиным, введите против него санкции, если хватит смелости»
«У нас международный, а не американский бизнес»
«Они (власти США) говорят нам — это непатриотично, но это уже за гранью»

Ну и, разумеется, хит:

«Наша компания тут со времён Ленина — думаете, нас что-то испугает?» (все цитаты отсюда).
«...Мы крупная компания, вкладывающая в нефтегазовый сектор с отдачей на десятилетия вперед; на этом горизонте санкции всё-таки лишь дорожный полицейский», — говорит ещё один участник форума. Невольно показывая тем самым, что для европолитиков, заседающих в Брюсселе, понятие «горизонт планирования» отсутствует в принципе (да, речь об аресте российской собственности и счетов дипмиссий). Ну и правда, какой горизонт планирования может быть у менеджера по продажам общечеловеческих ценностей? Он если и есть, то планируемое задаётся менеджеру и-мейлами из канцелярии исполнительного директора корпорации, с пометками «Важно», «К исполнению» и пр. И если этим горизонтом предусматривается уменьшение зарплаты менеджера или вовсе его сокращение, значит руководству виднее.

Готовность Бельгии и Франции арестовывать счета и собственность объясняется просто: первая зависит от поставок российского газа на 2%, вторая — на 14%. Те же, что зависят сильнее, предпочитают на том же ПМЭФ договариваться о строительстве «Северного потока-2». Или заключать в Ле-Бурже контакты на поставку стационарных плазменных двигателей, производимых ОКБ «Факел». Демонстрируя тем самым, что и в Европе имеется международный бизнес, который не только встречается с кем захочет, но и улавливает смену повестки за истекшие полгода.


Для нас же ситуация ценна следующим выводом: ЕС и общая политика ЕС — понятия исключительно для внутриевропейского употребления. В остальных случаях есть стратегические экономические интересы. Которые априори не могут быть общими у промышленной Германии и в основном пасторальной Бельгии (да и есть ли они у неё?). Поэтому продление продлением, но практика применения санкций следующие полгода у тех же Германии и Бельгии будут сильно различаться. Американский бизнесмен и формулу обозначил: всё что за пределами санкций — наше.


Иван Зацарин