28.05.2015



Если бы в 2012 году кто-то сказал лидеру египетского Майдана и любимчику Госдепа США Мухаммеду Мурси, что его ждет не триумфальный президентский срок, а переворот, суд и смертный приговор, он бы не поверил. Жизнь оказалась сложней. Если бы американским и российским аналитикам в 2012 году сказали, что через три года после египетского Майдана глава Египта прилетит на парад 9 мая в Москве и будет искать у Кремля внешнеполитической защиты, аналитики и эксперты покрутили бы пальцем у виска. А зря. Русские всегда возвращаются. И не только за деньгами, как писал Отто фон Бисмарк.

Впрочем, без денег не обошлось. После недолгого, но яркого царствования майданных орд и окологосдеповских кураторов египетская экономика, которая и так не блистала перспективами, оказалась в состоянии полной недееспособности. И тут выяснялось интересное: желающих и способных поучаствовать в работе над подъемом египетской экономики, без попыток превратить Египет в колонию, не так уж много. Фактически у маршала Абдул-Фаттаха Саида Хусейна Халила Ас-Сиси был выбор между двумя "противовесами" влиянию Вашингтона. Он мог выбрать Москву или выбрать Пекин. Как умный военный, маршал Ас-Сиси решил сотрудничать и с Китаем, и с Россией, но приоритет все-таки отдал стране, которая может предоставить Египту серьезный аргумент против попыток внешнего вмешательства — высокотехнологичное, эффективное и дешевое оружие. Вот потому и случился знаковый визит Ас-Сиси в Москву, который ввел ближневосточный отдел Госдепа в продолжительную депрессию, совмещенную с длительным запоем.

В феврале этого года Путин нанес ответный визит в Египет, и этот визит был воспринят западными СМИ, например, британской Guardian, как "недвусмысленный сигнал Западу". Интересно, каково было сотрудникам Госдепа смотреть на Путина и Ас-Сиси, стоящих на площади Тахрир, с протестов на которой и начиналась египетская "оранжевая революция"?

Февральский визит Путина имел одно очень конкретное последствие: Путин и Ас-Сиси договорились о создании в Египте российской промышленной зоны, и эта договоренность стала очень важным элементом внешнеполитической стратегии Москвы. Россия снова начинает расширять свои рынки сбыта, и теперь этим вопросом целенаправленно занимается государство, а не единичные частные компании. Мы учимся у наших друзей и конкурентов, перенимая лучшие практики Пекина и Вашингтона.

На этой неделе в Каире высадился целый десант топовых российских чиновников под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, который привез с собой и несколько российских губернаторов, и очень представительную делегацию бизнесменов.

Результаты визита уже впечатляют:

1. Россия и Египет перейдут на взаиморасчеты в национальных валютах. Текущий оборот между странами 5,5 миллиардов долларов, но зато теперь он растет и в рублях, и египетских фунтах. Любое расширение рублевой зоны — благо для нашей страны. Расширение рублевой циркуляции за счет сжимания долларовой циркуляции — благо вдвойне. - Мантуров: Россия и Египет перейдут на расчёты в национальных валютах - Экономика - МК

2. Египет направил заявку о зоне свободной торговли с ЕАЭС - Мантуров: Египет направил заявку о зоне свободной торговли с ЕАЭС | РИА Новости

Чем дальше, тем активнее развиваются российские интеграционные проекты. Совсем недавно подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, сейчас на очереди Египет. Без печенек на Майдане, без "Восточного партнерства", без фейерверков и громких заявлений Россия втягивает в свою интеграционную орбиту все новые и новые страны.

3. Достигнута предварительная договоренность по возможности поставок 12 самолетов Sukhoi Superjet 100 с опционом на продажу еще 12 машин, поставки первых самолетов могут начаться в конце 2016 года.

Очень вероятно, что лизинг самолетов будет финансировать специальный русско-китайский фонд: "Сейчас этот вопрос прорабатываем, речь идет о возможности поставок 12 самолетов плюс с опционом еще на 12 самолетов. Недавно в рамках визита главы КНР Cи Цзиньпина в Москву подписали соглашение о создании спецфонда на 3 миллиарда долларов, который будет обеспечивать с РФПИ и китайскими партнерами поставку SSJ100 в количестве 100 единиц", — пояснил Мантуров.

4. Значительный пакет заказов в области поставки оружия. В официальных комментариях упоминаются самолеты, вертолеты, сухопутная техника и зенитно-ракетные комплексы. К сожалению, деталей пока нет, так как участники переговоров ссылаются на "деликатность темы".

С учетом развития сотрудничества в области атомной энергетики, работы российских нефтяных компаний в Египте и значительного роста поставок зерна из России в Египет, можно сказать, что Египет прочно связывается с экономикой России и ЕАЭС. Это очень важно, потому что после падения СССР и уничтожения СЭВ российский рынок, даже с учетом ЕАЭС, не может обеспечить нужную емкость, необходимую для саморазвития. Нам нужно дотянуться до всех возможных рынков сбыта и занять там ниши, из которых нас будет трудно или невозможно вытеснить.

В этом плане мы явным образом учимся у Китая, а значит, важным элементом такой стратегии является российская промышленная зона в Египте. Слово министру Мантурову:

«Мы придаем важное значение задачам наращивания сотрудничества в сфере промышленной кооперации и поставок высокотехнологичной продукции в Египет. Полагаю, что хорошим заделом будущего активного сотрудничества может стать совместная работа в рамках проекта по созданию российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала и созданию новых совместных проектов в области промышленности».

Первый потенциальный резидент российской промышленной зоны в Египте — корпорация "Уралвагонзавод". Генеральный директор корпорации УВЗ Олег Сиенко вел в Египте переговоры о возможности производства на территории Египта изделий подвижного состава, дорожно-строительной техники и нефтегазового оборудования.

Есть еще одна причина, по которой для нас важно закрепиться в Египте. Наполеон Бонапарт справедливо отмечал, что "география — это судьба", а в случае Египта это можно формулировать как "Суэцкий канал — это судьба". Если нам удастся стать важным экономическим и военным партнером Египта, это даст нам доступ к болевой точке Евросоюза и Великобритании — Суэцкому каналу, что особенно важно в условиях развития Китаем концепции Нового Шелкового пути.

Посмотрите на карту Нового Шелкового пути в том виде, в котором ее показывает своим читателям Wall Street Journal:


Фото: Wall Street Journal

Для того, чтобы не травмировать своих нежных и чувствительных читателей, главное экономическое издание США показывает на карте только один из так называемых "коридоров" Нового Шелкового пути — южный морской коридор (синяя линия) — единственный полномасштабный транспортный путь, связывающий Китай и Европу. В принципе, уже сейчас можно доставлять грузы по железной дороге из Китая в Германию и обратно, только вот пропускная способность пока оставляет желать лучшего. В этом контексте контроль над Суэцким каналом, а точнее, влияние на Египет, становится важным геополитическим козырем. Отобрать у США возможность "перекрыть кран" товарообороту между Европой и Китаем дорогого стоит, и это только один из бонусов российской стратегии в Египте. Поставить производственные мощности прямо на самом оживленном торговом маршруте в мире — тоже залог хороших доходов в будущем.

А теперь посмотрим на другие карты Нового Шелкового пути, где Россия обозначена не только как участник "экономического пояса", но и как страна, через которую пройдет "северный коридор" этого китайского мегапроекта, который, по признанию американских СМИ (New 'Silk Road' could alter global economics ), может радикально изменить глобальную экономику, что приводит американских экспертов в состояние экзистенциальной тоски.


Фото: CCTV


Фото: Haver Analytics

В чем красота сложившейся ситуации? Если России удастся включить Египет в свои интеграционные процессы, "подсадить" Египет на свои технологии в энергетической и оружейной сфере и в перспективе сделать Египет элементом российской системы международной безопасности, то и северный, и южный коридоры Шелкового пути будут "завязаны" на Россию. Конечно, есть еще и "средний коридор", который может пройти по Индии, Пакистану, Ираку, Сирии, Ирану и Турции в самых разных вариациях маршрутов, но проблема в том, что у этого коридора есть два огромных минуса — рельеф и ИГИЛ.

Приятно видеть, что Россия — в игре. Приятно видеть, что Москва понимает геополитический контекст и старается играть на опережение. Приятно видеть, что Москва перенимает лучшие практики наших партнеров и конкурентов. Это дает мотивы смотреть в будущее с обоснованным оптимизмом.

П.С: "А как же Украина?" — обязательно спросят меня в комментариях. А жители Украины должны поумнеть и испить до дна чашу под названием "мечта о Европе", но и для них есть хорошая новость: по улицам Донецка уже ходит «украинский маршал Ас-Сиси». Всему свое время.

crimsonalter: Миссия выполнима: отжать Египет у Вашингтона