10.02.2015г.




Сергей Караганов, которого не так часто удается заманить в телестудию, сделал в эфире программы «Право знать!» на ТВЦ несколько любопытных признаний.
Многие ошибочно считают его классическим правоверным либералом. Видимо, потому что он является деканом факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики.


Вот несколько должностей, которые он занимает или занимал (помимо работы в ГУ—ВШЭ):

1992—2002 гг. — сопредседатель Российско-украинского форума (регулярно проводимые встречи представителей экономических и политических элит двух стран).
1993 г. член Научно-консультативного совета при Совете Безопасности РФ.
2001—2013 гг. советник заместителя руководителя Администрации Президента РФ по внешней политике.
1992 г. — заместитель председателя Совета по внешней и оборонной политике, с 1994 г. — председатель Президиума СВОП, с декабря 2012 г. - почетный председатель Президиума СВОП — общественной организации, объединяющей около 200 видных представителей деловых кругов и средств массовой информации, видных политиков, представителей силовых структур.
1997 г. — член Трехсторонней комиссии — ведущей организации элит США и Северной Америки, Западной Европы и Азии.
2004—2013 гг. — председатель международного дискуссионного клуба «Валдай».
Я бы причислил Сергея Караганова к людям, которые влияют на выработку концепции внешней и, возможно, оборонной политики России. Тем интереснее его мнение о том, что происходит в мире сейчас, как мы все до этого дошли и что ждет нас в будущем.
Об Украине
• Главная причина украсинского кризиса — обострение России с Западом. Наша главная цель — добиться такого статус кво, который позволил бы нам чувствовать себя в безопасности.
• Украина в НАТО — это casus belli: 2250 км границы, которую защитить нельзя.
• С Украиной договориться невозможно — там нет и никогда не было государствообразующей элиты.
О России
• У России две цели — суверенитет и оборона.
• Поворот в сознании элит произошел в 1999 году, когда беззащитную Югославию с абсолютно демократически избранным правительством бомбили в течение 95 дней. Путин в начале 2000-х годов выдвинул серию инициатив, пытаясь интегрироваться с Евросюзом, но они были отвергнуты. Он попытался сблизиться с США, но в ответ получил выход из договора по ПРО.

• Мы хотим, чтобы наши партнеры и соседи поняли, что та игра, которую они играли двадцать лет, закончилась. Мы очертили зону своих геополитических интересов и будем за эту зону сражаться так, что мало никому не покажется.
• От Китая опасность не исходит. Там знают, что нарастает конфронтация с США и расценивает Россию как союзника.
О Западе
• Процитировал своих западных «полудрузей»: «Жалко, что у вас есть ядерное оружие, а то бы мы давно сделали из Путина Милошевича».
• Пытаясь втянуть Украину в орбиту, ЕС хотел показать себя не слабеющим игроком, над которым все уже начали смеяться. Некоторые европейские страны стремились отомстить России за поражение и унижение прошлых веков. США намеревались спровоцировать кризис, чего они и добились.
• Промежуточная глобальная цель — нанести поражение не-Западу, символом которого является Россия. Возможная конечная цель — разгромить Россию.
• Началась деглобализация — мир возвращается к Вестфальской системе.
• За последние десять лет Запад испытал три поражения — психологическое, военное и экономическое. Он проиграл несколько войн, несмотря на подавляющее превосходство. В середине прошлого десятилетия экономичесмкий кризис показал, что модель не работает. Мир становится более демократическим, но одновременно — более антизападным.
О возможной войне
• Международное положение сегодня напряженнее, чем в любой период после Карибского кризиса. Мир «поехал» — многие хватаются за дубину. К сожалению, кое у кого появились мысли о том, что можно поиграть в эту игру.
• НАТО не готово втянуться в войну с Россией за Украину — это военный альянс, который нападает исключительно на слабых.
• Евросоюз может существовать, только если не будет войны на континенте. Поэтому он будет сопротивляться втягиванию в конфликт на Украине.
• Сегодня у нас ситуация несравнимо лучше, чем когда бы то ни было — и в военном, и в экономическом отношении. Кроме того, все прошлые большие войны мы начинали, когда народ в России голодал. И тем не менее, мы их выигрывали.




Сергей Караганов — один из тех людей, которые предупреждали Запад, что втягивание Украины в НАТО для России равносильно объявлению войны. И объяснял почему. Ни его, ни другие голоса здравомыслящих людей слышать не захотели.


Удастся ли избежать войны, фитилем к которой служит сегодня Украина, эксперт не знает — многое зависит от решительности Европы. Брюссель, а также Париж и Берлин в этом случае должны фактически перестать подчиняться диктату Вашингтона. Хватит ли у них пороху настоять на своем, сказать трудно.

В НАТО Украину втянуть уже никогда не удастся — просто потому, что большинство членов альянса будет против. Однако США могут начать ее вооружать, минуя НАТО. Думаю, что тайком это уже происходит. Потому что для Вашингтона украинцы не представляют ценности, их задача — погибать за демократию. Быть картинкой в телевизоре, который должен демонстрировать миру агрессивность России.

____________________

В середине 90-х газетой New York Times Сергей Караганов был назван одним из двенадцати крупнейших специалистов по международной политике. Входит в сотню самых влиятельных интеллектуалов мира по версии ведущих аналитических журналов Foreign Policy (США) и The Prospect (Великобритания).

pavel_shipilin