11.02.2014г.






В Саудовской Аравии 3 февраля с.г. вступил в силу закон "о борьбе с терроризмом", в котором говорится, что любой призыв к смене власти в королевстве, а также любой акт, подрывающий курс правящего режима и его устои, будут считаться уголовным преступлением. Закон состоит из 41 пункта, а также регламентирующих актов, относящихся к террористической деятельности в рамках законодательства КСА.

Правительство Саудовской Аравии, которое наряду с правительствами других монархий Персидского залива борется за "установление демократии" в Сирии, у себя дома укрепляет диктатуру правящей династии. Шаг за шагом, постепенно и целенаправленно местные шейхи ужесточают правила общественной жизни, тем самым подавляя любые оппозиционные проявления. Между тем, британское информационное агентство BBC сообщило о заявлении известной международной организации по правам человека Human Rights Watch от 3 февраля, в котором говорится, что с помощью этого закона правительство Саудовской Аравии может обвинить в терроризме представителей оппозиции, даже если дело касается призывов к реформам или противодействия коррупции.


В свою очередь международная неправительственная организация "Международная амнистия" осудила закон еще до его принятия, отметив в своем докладе невыполненные обещания КСА об улучшении ситуации с гражданскими свободами в стране.


Очевидно, что США замалчивают проблему нарушения прав человека в союзнической Саудовской Аравии, хотя американская внешняя политика агрессивно направлена на установление подконтрольных псевдодемократических режимов по всему миру.

Примеров попирания прав человека в КСА бесчисленное множество. Так, недавно саудовский суд приговорил местного журналиста Важди Газзави к 12 годам тюремного заключения "за неповиновение эмиру" и провокационные высказывания о терроризме, в которых он говорил о причастности правительства КСА к деятельности международной террористической организации "Аль-Каида". Журналисту также запретили покидать страну на протяжении 20 лет после выхода из тюрьмы. А в декабре 2013 г. суд Саудовской Аравии приговорил местного правозащитника к 4 годам тюрьмы и 300 ударам плетью за призыв к переходу от абсолютной монархии к конституционной. При этом подсудимому не был предоставлен адвокат.

Стоит также отметить, что король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд печется не только о своих гражданах, но и о жителях соседнего султаната. Так, в марте 2011 г. КСА ввели военный контингент на территорию Бахрейна для устранения массовых акций протеста жителей Бахрейна против действующего правительства.


Так сложилось, что на протяжении долгого времени в арабских странах правили монархические режимы. Но люди верили в свободу и демократию, боролись за свои права. Первые революции в арабских странах произошли еще задолго до современной арабской весны. Революционные идеи зародились в умах населения арабских стран в начале 20 века, а в середине того же столетия начали воплощаться в жизнь. В Египте монархию свергли в 1952 г., в Ираке – в 1958 г. И те изменения, которые произошли в соседних странах, явно не понравились правящим монархам, которые боялись потерять свою власть и стремились её и укрепить. Естественно, что правящие династии государств Персидского залива изначально плохо относились к режимам, которые установились после свержения монархий в арабских странах. Этим объясняется вовлеченность Саудовской Аравии и Катара в свержении Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Ливии и в попытке отстранения от власти действующего президента Сирии Башара Асада.


Следует учесть, что диктатура правящей династии – это обычная форма правления для стран Аравийского полуострова. Подобная ситуация наблюдается и в Катаре, и в Кувейте, и в ОАЭ, где у граждан нет избирательных прав. Сложно представить, как живется простому человеку в Саудовской Аравии, особенно если учесть, что у него и так нет свободы выбора. Теперь, с принятием закона "о борьбе с терроризмом", у него отняли и свободу слова. Так какую демократию хочет увидеть Саудовская Аравия в Сирии? Или может простые саудиты позавидовали тому, как жилось сирийцам, когда женщины могли водить машины, а мужчины высказывали вслух свое мнение по поводу проводимой правительством политики?

Егор Зотов